Главные вкладки

    Логопедическое занятие с подгруппой учащихся 2-го класса " Разделительный Ь знак"
    план-конспект по логопедии по теме

    Занятие проводилось с учащимися 2-го класса специальной коррекционной школы для слепых и слабовидящих детей, имеющими речевое заключение: ОНР (IIIуровень). Нарушение письменной речи, обусловленное ОНР.

    Тема: " Разделительный Ь знак" (3-е занятие по теме).

    Цель: закрепление умений и навыков правильного произношения и написания слов с разделительным Ь знаком. 

    Задачи: закрепление умения детей слышать, различать и произносить слова с разделительным Ь знаком;

                  закрепление умения и навыка согласования имен существительнх с именами прилагательными;

                  коррекция процессов мышления: обобщения, сравнения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

         Логопедическое занятие с подгруппой учащихся 2-го класса специальной коррекционной общеобразовательной школы для слабовидящих и слепых детей.                                                                                                       Речевое заключение: ОНР III уровня, нарушение письменной речи, обусловленное ОНР.

    ТЕМА: «Разделительный Ь»(3-е занятие по данной теме).

    Цель: Закрепление умений и навыков правильного произношения и написания слов с      разделительным Ь знаком.

    Задачи:

    1. Закрепление умения детей слышать, различать и произносить слова с разделительным Ь .
    2. Закрепление умения и навыка согласования имен существительных с именами прилагательными.
    3. Коррекция процессов: обобщения, сравнения, памяти.

    Оборудование:

    1. Предметные картинки.
    2. Тексты загадок.
    3. Отгадки загадок в форме анаграмм.
    4. Кроссворд.
    5. Таблица «Составить словосочетания».
    6. Материал к игре «подарки Оле и Илье».
    7. Фломастеры.

                                                                 План занятия.

    I  Орг. момент.

     

    II. Введение в тему.

    - Посмотрите на доску, подумайте и скажите, какие две буквы лишние? Почему?

            Е, Э, Ю, О, Е, Я, И.

    Остаются гласные второго ряда.

    -Перед какими гласными буквами пишется разделительный Ь знак? Что он показывает?

    III. Сообщение темы занятия и работа по теме.

    1. Собрать слова из звуков.

          - Послушайте звуки, назовите слова.

     Пь,э,рь,й,а

     К,а,пь,й,о 

     Ш,у,т

     Ш,й,у,т

    1. Прочитать слова.

           

    Коля, колья (таблица)

     -Чем отличаются эти слова? Объяснить значение.

     

    1. Работа с сигнальными карточками.

    Логопед произносит слова, а дети поднимают, когда нужно, карточки с разделительным Ь.

     Валя, платье, день, мальчик, семья, полет, польет.

     Выставляется таблица со словами полет, польет.

     Предлагается детям придумать предложения с этими словами.

          4. Работа с предметными картинками. Разложить картинки в две стопочки: с разделительным Ь, без него.

     

      Деревья, гуси. платье, муравьи, мальчик, скамья, дыня, стулья, воробьи, олень.

    - Назвать слова с разделительным Ь.

    5.Работа с загадками.

    - Прочитать слова-анаграммы:

     ОСВА, ЛИ ЖУ РАВ, РАВ МУ ВЬИ, ГИРЬ СНЕ.

    Зрительная гимнастика «Пальминг»

    - Прочитать загадки. Читают по очереди. Отгадывают все.

    Ночью летает, мышей добывает. Станет светло – спать летит в дупло.

    Каждый раз я к вам лечу- зимовать у вас хочу. И еще красней зимой ярко-красный галстук мой.

    Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи. Дружно маленькие точки строят дом себе на кочке.

    Листья падают с осин. Мчится в небе острый клин.

    -Все отгадки есть в анаграммах. 

    -Какое слово-отгадка лишнее?

    ( Муравьи- насекомое, а остальные птицы и пишется это слово с разделительным Ь знаком, а остальные слова-нет).

    -Какие еще слова с разделительным Ь знаком были в тексте загадок?

    -Подчеркните их фломастером.

    -Прочтите их.

    6.Физминутка.

    - Сегодня ФМК с секретом. В этом «секрете» спрятались слова с разделительным Ь знаком.

    - Играйте! Слушайте! Запоминайте.

    Логопед читает сказку, а дети выполняют упражнения

     Всплывает на небо красное солнышко(покружиться)

    Рассыпает оно на землю золотые лучи (лучики показать)

    Первый лучик попал на жаворонка. Расправил он крылья и полетел высоко, высоко!(упражнение «Полет»)

    Второй лучик осветил лисью нору. Вылезла лисичка, глазки протирает, шубку поправляет(упр.)

    Третий лучик разбудил медвежью семью. Стали медвежата играть и шалить, новому дню радоваться (упр.)

    Проснулась природа, пора за дела приниматься!

    1. Работа в тетрадях.

    - Записать дату.

    - Составит словосочетания.

    Выбрать слова по одному из каждого столбика, чтобы получилось словосочетание.

    ОХОТНИЧЬЕ                    РОГА
    ЗАЯЧЬИ                             ЛОГОВО
    ВОЛЧЬЕ                            СЛЕДЫ
    ОЛЕНЬИ                            РУЖЬЕ

    Записать словосочетания в тетрадь, устно составить предложение с любым словосочетанием.

    1. Гимнастика для глаз.

     

      Любопытная Варвара

    Смотрит влево, смотрит вправо

    Смотрит вверх, смотрит вниз

    Чуть присела на карниз

    А с него свалилась вниз.

    1. Отгадывание кроссворда.

    Снежная буря, метель (вьюга)

    Домики для пчел (ульи)

    Что сушат на веревке после стирки? (белье)

    Товарищи (другим словом) (друзья).

    IV. Итог занятия.

    - Над какой темой работали?

    - Перед какими буквами пишется разделительный Ь знак?

    - А сейчас проверьте себя. Игра «Подарки».

         ОЛЯ                     ИЛЬЯ

    - Прочтите имена детей.

    -Как произносится второй слог в имени девочки и в имени мальчика? (в имени девочки согл. звук сливается с гласным, а в имени мальчика  - не сливается.

    - Подумайте, какие картинки надо подарить Оле, а какие Илье.

    РУЖЬЕ, ПЕРЬЯ, КОЛОСЬЯ, ЛИСТЬЯ, ЛЮСТРА.

    V. Оценка деятельности детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Логопедическое занятие в подгруппе (старшая группа)

    Занятие по закреплению навыков произношения звука "Л" в словах....

    Конспект коррекционно – развивающего занятия (для подгруппы младших школьников 2 класса; с нарушениями зрения).

    Данный конспект содержит в себе материалы по формированию у детей  адекватного поведения, соответствующего социальным нормам, умения контролировать себя в определенных ситуациях.Обучение осознани...

    "Овечки в загоне". План-конспект комплексного логопедического занятия для подгруппы детей с ОНР в условиях логопункта

    План-конспект комплексного  логопедического занятия для подгруппы детей с ОНР в условиях логопункта "Овечки в загоне" поможет решить несколько задач по развитию речи и развитию мелкой моторике ру...

    Подарочек для мамочек. План-конспект комплексного логопедического занятия для подгруппы детей с ОНР с изготовлением открытки-домика в условиях логопункта.

    План-конспек комплексного занятия  с изготовлением открытки-домика может быть использован для детей 5-7 лет и старше. Поможет не только развить тематический словарь, но и поможет составить расска...

    "Здоровей-ка" Конспект открытого логопедического занятия с подгруппой детей подготовительной группы по теме "Здоровей-ка"

    Конспект логопедического занятия сс подгруппой детей подготовительной группы по теме "Здоровей-ка"...