перелетные, зимующие птицы; дикие животные; деревья.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Конакова Лилия Николаевна

 

Ход занятия:

 

Входит весна.

Дети спрашивают:

- Кто ты?

- Я весна.

- А почему ты плачешь?

- Как же мне не плакать, злые тучи закрыли солнышко, а я без его тепла и лучей не могу жить.

- Бедненькая ты наша.

- Дети, давайте поможем весне и разгоним тучки. Ой, а тучки не простые, они с заданиями. Тучки говорят, что сами уйдут и освободят солнышко, если вы выполните их задания.

- Выполним задание и освободим солнышко?

- Итак, первая тучка и первое задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedu_2.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Активизировать словарь детей.

Задачи:

   Расширить словарь по лексическим темам: перелетные, зимующие птицы; дикие животные; деревья.

   Закреплять навык детей в употреблении грамматических конструкций – Чей? Чья? Чьё?; умение составлять рассказ- описание по теме.

   Воспитывать у детей любовь к живой природе.

Ход занятия:

Входит весна.

Дети спрашивают:

- Кто ты?

- Я весна.

- А почему ты плачешь?

- Как же мне не плакать, злые тучи закрыли солнышко, а я без его тепла и лучей не могу жить.

- Бедненькая ты наша.

- Дети, давайте поможем весне и разгоним тучки. Ой, а тучки не простые, они с заданиями. Тучки говорят, что сами уйдут и освободят солнышко, если вы выполните их задания.

- Выполним задание и освободим солнышко?

- Итак, первая тучка и первое задание.

 

  1. «Чудо-дерево»

-Какие деревья вы знаете?

-Береза, елка, сосна и т.д.

-Что с деревьями происходит весной?

-Есть у меня чудо-дерево. Отгадайте, какие деревья здесь спрятались: дуб, рябина, береза. Елка.

-А какие листья, и с какого они дерева?

Кленовый лист – с клена; дубовый лист – с дуба; березовый лист – с березы.

-Я загадываю вам загадки, а вы сначала внимательно слушаете и думаете, затем тот, кто первый поднимет руку, будет отвечать:

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

Слышны трели соловья,

Это к нам пришла …

-Весна!

-Правильно! А скажите, как вы догадались, что загадка действительно о весне? Какие слова из загадки вам помогли?

-Лед разламывается

-Птицы возвращаются…

  1. А что за задание на второй тучке? Еще загадка! Слушайте!

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла

Прилетит-плохи дела!

А паук кого боиться?

Угадали - это…

 

-Птица.

-Каждый из вас сейчас выберет себе картинку с изображением какой-нибудь птицы. Вспомним, как она кричит. Как ходит, ее повадки, какая это птица (перелетная, зимующая). Затем, изобразите ее нам, а мы будем ее отгадывать. С этим заданием мы справились.

-Посмотрите ребята, что это за птица?

-Скворец.

-Когда он прилетает?

-Давайте придумаем о нем рассказ. Мы вспомним, какой он, где живет, как он поет, какие у него особенности. А поможет нам составить рассказ вот эта схема. Каждый из вас составит по одному предложению к каждой картинке. А потом кто-то расскажет весь рассказ целиком.

Например: «Скворцы - перелетные птицы. Осенью они улетают на юг, а весной возвращаются обратно. Они селятся в домиках, которые называются скворечники, скворец очень хороший певец. Скоро скворчиха высидит птенцов, появятся маленькие скворчата».

-Перейдем к третьей тучке.

  1. О ком заботится лесник?

 - Кто из вас знает, как называется человек, который ухаживает за лесом, за птицами и животными, которые в нем живут? (Лесник)

- Назовите тех животных, о которых заботится лесник (о лисах, о медведях…)

- Что он делает для животных весной?

- Перед вами лежат картинки животных. Выберите те, на которых изображены дикие животные, обитающие в лесу.

- Молодцы! Правильно выбрали. А теперь каждый из вас подберет слова признаки и слова действия к своим картинкам.

- Хорошо! А сейчас представьте, что вы дикие животные, вышли погулять на полянку. Был теплый день, звери радуются солнышку. И вдруг пошел сильный дождь, звери побежали к своим жилищам.

Посмотрите на картинки и ответьте:

«Кто где спрятался?»

- Где прячется волк?

- Где прячется лиса?

- Где прячется белка?

- Где прячется волк?

- Где прячется заяц?

- Где прячется ёж? (В корнях деревьев)

- Молодцы! Выполнили задания.

Динамическая пауза.

«СОЛНЫШКО». Представьте, что вы деревья. Деревья тянутся к солнышку каждой веточкой, каждым листочком. (Руки вверх, пальцы шевелятся).

«ВЕТЕРОК». Но вот подул ветерок, листочки шевелятся и раскачиваются. (Руки вверх, вправо и влево).

«ВЕТЕР УСИЛИЛСЯ». (Сильнее раскачиваться).

«ДОЖДЬ». (Стучим пальчиками по спине впереди стоящего ребенка).

«ПОЖАЛЕЕМ». (Погладить друг друга по спине).

«СОЛНЫШКО». Дождь закончился. Деревья сбросили лишнюю влагу (встряхнуть руками) и опять потянулись к солнышку.

Ребята, перед нами лежат карточки. Посмотрите на предметы,  изображенные на них, и ответьте, что или кто лишний.

А еще проверим, какая у вас память. Посмотрите на картинку, запомните слова, которые скажу по отношению к ней. Потом дети вспоминают эти слова: Солнце-тепло, туча-пасмурно, проталина-подснежник, река-ледоход, медведь-берлога, волк-логово.

- Ребята, вот лежат карточки. На них изображены птицы и животные. Помогите мне разобраться, что забыл нарисовать художник.

- Чего нет у вороны?

- У вороны нет клюва и т.д.

- Чей это клюв?

- Вороний и т.д.

  1. Итог занятия.

Молодцы ребята, выполнили все задания. Теперь нет больше туч.

- Как будет светить солнышко?

- Что будет дальше происходить в природе?

- Чем хороша весна для леса и его обитателей?

- Посмотрите, ребята, как улыбается весна, как радуется она солнышку.

 Давайте исполним для нее песенку.

Весна пришла

И тепло принесла.

На лужок пойдем,

Хоровод заведем.

Хлоп-хлоп,

Веселей!

Солнышко, жарче грей!

Хлоп-хлоп,

Веселей!

Не жалей своих лучей!

Светят лучи,

И бегут ручьи,

Звенит капель

В весенний день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал на тему "Перелетные,зимующие птицы"

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Перелетные и зимующие птицы» Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимую...

Игра "Четвертый лишний" перелетные, зимующие птицы

Игра "Четвертый лишний"  перелетные, зимующие птицы...

Календарный план по лексической теме"Животные нашего края, зимующие птицы и животные жарких стран" для детей от 5 до 6 лет группа "Золотой ключик" .

Календарный план разработан с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 6 лет, а так предусматривает учет индивидуального маршрута с каждым ребенком....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Зимующие птицы. Дикие животные зимой». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Весна,весенние приметы, растения,человек, птицы, дикие животные весной»

Расширение и закрепление знаний детей о законах природы, их сезонности на примере зима- весна....