Досуг "Зимняя викторина" (по лексическим темам "Зима", "Зимующие птицы" "Дикие животные")
материал по логопедии (подготовительная группа)

Алексеева И.А.

 Сценарий расчитан на детей подготовительной к школе группы. Включает в себя много стихов о зиме. Вопросы и задания построены на изученном материале по лексическим темам: "Зима", "Зимующие птицы", "Дикие животные", они дают возможность понять, насколько хорошо усвоен материал. В викторине принимает участие три команды ( детей из одной группы  предварительно разделяют на три команды, придумывают название и эмблемы ). Также в сценарий включены музыкальные номера, подготовленные музыкальным руководителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnyaya_viktorina.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

Зимняя викторина

«ВЕСЁЛЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ»

Для детей подготовительной к школе группы

Звучит фонограмма «Снежной песенки», муз. Д. Львова-Компанейца, сл. С. Богомазова . Дети на поскоках вбегают в зал, встают врассыпную.

Логопед приветствует детей.

Логопед: Ребята, смотрите! (Замечает письмо.)

Ко мне сегодня пришло письмо!

Очень странное оно:

Вместо марок – три снежинки,

А конверт из чистой льдинки.

Что же здесь написано?

«Скоро-скоро к вам примчу,

Я на ветре прилечу,

Запляшу и закружу,

Снегом землю наряжу,

И деревья и дома…»

И подписано: «Зима».

Звучит музыка.

Логопед: Слышите, ребята?

Из своих владений дальних

Едет в гости к нам сама

Гостья званая – Зима!

Под музыку в зал входит Зима.

Зима: Здравствуйте, ребята!

Как вы подросли с прошлого года! Вы знаете кто я? Я – Зимушка-зима. Каждый год, как приходит моя пора, вижу я вас на улице, помогаю вам снеговиков катать, по ночам каток для вас мощу, посыпаю дорожки снежком.

Логопед: Здравствуй, Зимушка. Мы очень рады, что ты пришла к нам в гости. И хотим подарить тебе замечательные стихи.

Дети читают стихи о зиме

  1. (Самуил Маршак. «Круглый год. Январь»).
  2. (Сергей Есенин. «Поёт зима – аукает…»).
  3. (Сергей Есенин. «Берёза»).
  4. (Галина Соренкова. «Снежная пора»).

Зима: Спасибо вам, ребята, за стихи. Вижу, что любите вы зимушку.

А какие зимние забавы вам нравятся больше всего? (Дети отвечают.)

Стихотворение читает: (Виктор Лясковский. «Зимние забавы»).

Зима: Я, признаюсь вам честно, тоже очень люблю играть. Так давайте устроим сегодня весёлое интеллектуальное состязание, где вы покажите все свои знания о зиме, проявите смекалку и сообразительность. Согласны? Тогда добро пожаловать в мою зимнюю студию «Весёлые интеллектуалы». Сегодня сойдутся в борьбе три команды: «Снеговики», «Снежинки» и «Ёлочки».

Чтобы сформировать команды, Зима предлагает детям наугад взять из корзины бейджики с эмблемами команд.

Зима: Предлагаю всем занять свои места за столами.

Наша викторина будет состоять из нескольких конкурсов. За каждый выигранный конкурc команда получает одну волшебную снежинку. В конце викторины будут подведены итоги. Первое место получит та команда, которая наберёт наибольшее число правильных ответов и волшебных снежинок. Итак, настало время первого конкурса. Это конкурс – «Разминка». Каждый из вас должен произнести слово, относящееся к теме «Зима».

Проводится первый конкурс – «Разминка».

Зима: Молодцы команды, справились с заданием. (Зима прикрепляет снежинку на мольберт). Следующий конкурс называется «Знаете ли вы зиму?». Каждой команде я буду задавать вопрос или загадку на зимнюю тему. Если команда не может ответить, право ответить на этот вопрос переходит к соперникам. Побеждает тот, у кого больше правильных ответов. Ответы-выкрики без условного сигнала не засчитываются.

Проводится второй конкурс – «Знаете ли вы зиму?».

Примеры вопросов:

1. Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

2. Кто рисует зимние узоры на окне? (Мороз.)

3. Подумайте и ответьте: бел, да не сахар, ног нет, а идёт? (Снег.)

4. Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на дереве? (Белка.)

5. Что зимой делает медведь? (Спит.)

6. Кто в лесу петляет, путает следы? (Заяц.)

7. Как называются ягоды, которыми зимой питаются снегири? (Рябина.)

8. Какое дерево является символом Нового года? (Ель.)
9. Скажите, можно ли увидеть одинаковые снежинки? (Нет, они все разные.)

10. Что за снежный снаряд – поиграть с ним каждый рад? (Снежок.)
11. Ледяная бахрома все украсила дома.
(Сосульки.)

12. У кого вместо носа – морковка? (У снеговика.)

Зима: Молодцы, справились и с этим сложным заданием. А сейчас я хочу объявить музыкальную паузу.

Логопед: Ребята, давайте исполним для нашей гостьи Зимы «Озорную польку». Но прежде прозвучит стихотворение.

Стихотворение читают: (Тамара Маршалова. «Ёлочка, а, ёлочка»).

Дети исполняют танец «Озорная полька», муз. Н. Вересокиной.

Зима: Спасибо вам, ребята, за танец. А мы продолжаем нашу игру и переходим к следующему испытанию, которое называется «Зимующие птицы». Всем вам известно, что осенью перелётные птицы улетают на юг, а к нам зимой прилетают другие птицы, которых мы называем зимующие. И вот задание командам на третий тур: выбрать зимующих птиц и расположить их на ветках дерева.

Логопед: Зимушка, а ребята знают стихотворение, в котором упоминается и перелётная птица, и зимующая. Послушай, пожалуйста.

Стихотворение читает: (Зинаида Александрова. «Снежок»).

Проводится третий конкурс – «Зимующие птицы».

На столе у каждой команды разложены 10 картинок с зимующими и перелетными птицами. Задача детей: выбрать зимующих птиц и расположить их на ветках дерева, которое прикреплено к мольберту.

Зима: Молодцы, справились с заданием и правильно назвали птиц, которые прилетают к нам зимовать. А сейчас я вам предлагаю отправиться в зимний лес. Зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла его пушистым снегом, словно белым снежным покрывалом. Посмотрите, что вы замечаете на нём? (Чьи-то следы.) Это следы животных и птиц. Кто же здесь побывал? Давайте мы с вами попробуем это разгадать. Итак, задание на следующий тур: отгадайте, кому принадлежат эти следы.

Проводится четвертый конкурс – «Чьи следы?».

На экране появляются картинки с изображением следа того или иного животного. Команды по очереди угадывают животных по их следам. Если дети затрудняются, Зима им помогает, загадывая загадку-подсказку:

  1. Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом.

(Белка.)

  1. У кого из зверей

Хвост пушистей и длинней?

(У лисы.)

  1. Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий.

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

(Лось.)

  1. По полю скачет –

Ушки прячет,

Встанет столбом –

Ушки торчком. (Заяц.)

  1. Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышь.)

  1. Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепёшкой на носу.

Роет землю он в лесу. (Кабан.)

Зима: Всех зверей вы назвали верно, и по праву заслуживаете мои снежинки. (Прикрепляет снежинки к мольберту.) Если для вас, ребята, зима – время весёлых игр и зимних забав, то для птиц и животных зима не простое время года. Им нелегко пережить морозы, найти себе пропитание. Поэтому я вас прошу помогать им: сыпать зёрнышки в кормушку для птиц, подкармливать белок орешками в парке. Я думаю, что они вам будут очень благодарны.

А мы переходим к следующему конкурсу, но сначала отгадайте загадку:

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель… (Снеговик.)

Дети читают стихи о снеговике.

  1. (Владимир Симонов. «Снеговик»).
  2. (Валентина Павленюк. «Снеговик»).

Зима: И следующий конкурс называется – «Нарисуй снеговика».

Проводится пятый конкурс – «Нарисуй Снеговика».

Команды выстраиваются друг за другом. Задача участников: нарисовать снеговика на мольберте. Каждый ребёнок рисует определенную часть снеговика: 1-й – нижний шар, 2-й – средний шар, 3-й – верхний шар, 4-й – ведро на голове, 5-й – метлу, 6-й – морковку (и глаза, ротик), 7-й – руки, 8-й – ноги, 9-й – пуговицы.

Зима: Ребята, а вы любите сказки? Следующее моё задание такое: назовите сказки, действие которых происходит зимой. А помогут вам в этом разрезные картинки, которые лежат у вас на столах.

Проводится шестой конкурс – «Зимние сказки».

Зима: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы легко справились. Но, конечно, мы назвали с вами не все сказки, их гораздо больше. Давайте все вместе попробуем их вспомнить. (Дети вместе с Зимой называют и другие сказки, действие которых происходит зимой: «Лиса и Заяц», «Зимовье зверей», «Снегурочка», «Серая шейка», «Морозко», «Госпожа Метелица», «Серебряное копытце», «Два Мороза» и др.)

Зима: А сейчас пришла пора поиграть нам детвора, а игра называется «Собери фигуру». Это задание для следующего конкурса и выполнить его можно только всей дружной командой сразу.

Логопед: Зимушка, мы знаем такую игру! И с радостью поиграем! Но сначала послушай, пожалуйста, ещё одно стихотворение.

Стихотворение читает: (Андрей Усачёв. «Снежинки»).

Проводится седьмой конкурс – «Собери фигуру».

Зима: Вот и подошла к концу наша игра. Давайте все вместе подведем итоги и определим победителя. Мы посчитаем снежинки и узнаем, какая команда сегодня была внимательнее, сообразительнее. Мы поздравляем команду-победительницу! И я хочу наградить всех сладкими призами!

СТИХИ

Самуил Маршак. Круглый год. Январь

Открываем календарь
Начинается январь.

В январе, в январе
Много снегу на дворе.

Снег – на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идёт столбом.

Сергей Есенин. Поёт зима – аукает…

Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.


Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.


Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Сергей Есенин. Берёза

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит бер ёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Галина Соренкова. Снежная пора

Белым снегом замело,
Всё кругом – белым-бело.


Закружилися снежинки,
Рассыпаясь серебром,
И блестят сосульки-льдинки,
Примостившись под окном.


Хорошо, когда пора
Снежная приходит
И у самого двора
Белым снегом бродит.

Виктор Лясковский. Зимние забавы

Человечек маленький
Сунул ножки в валенки,
И на снежный двор бегом –

Строить крепость, строить дом.


Треплет ветер шарфик рыжий...
Кто несётся вниз на лыжах?
Человечек маленький
В невеличках-валенках.

Шутки, смех, весёлый крик,
Раз – и вырос снеговик!
Снег сгребали всем двором.
Кто слепил огромный ком?

Человек маленький
В невеличках-валенках.

Тамара Маршалова. Ёлочка, а, ёлочка

Ёлочка, а, ёлочка,
Платьице с иголочки,
С нами в танце закружи,
Свою удаль покажи!

Закружилась ёлочка,
Веточки в иголочках,
Заплясали мальчики,
Крохотные зайчики.

Завертелась ёлочка,

Зелены иголочки,
В пляс пошли снежинки,
Крохи-балеринки.

Ёлочка, а, ёлочка,
Платьице с иголочки,
Огонёчками сверкай,
Да кружись, не уставай!

Зинаида Александрова. Снежок

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

Владимир Симонов. Снеговик

Это кто там у пригорка?
Сразу даже не поймешь:
Это маленький Егорка
На Егорку не похож.


Залепило снегом брови,
Шапку, нос и воротник.
И из снежного сугроба
Встал Егорка-снеговик.

Валентина Павленюк. Снеговик

Из пушистого снежка
Я леплю снеговика:
В шубе толстой, чтоб не мёрз,
Хоть уже морковный нос,
Глазки – с печки угольки,
Две ухватистых руки.
Вот лопата и метла -
Эх, закрутятся дела!

Андрей Усачёв. Снежинки

Ёжик смотрит на снежинки.

«Это, – думает, – ежинки…

Белые, колючие

И к тому ж – летучие».

Паучок на паутинке
Тоже смотрит на снежинки:
«Ишь какие смелые
Эти мухи белые!»

Заяц смотрит на снежинки:
«Это заячьи пушинки…
Видно, заяц — весь в пуху —
Чешет шубу наверху».

Мальчик смотрит на снежинки:
«Это, может быть, смешинки?..»
Не поймет он, почему
Очень весело ему.

За что мы любим зиму?

Быть может, что она

Забавами различными

И радостью полна?

С улыбкой вспоминаются

Веселые деньки:

Катание на санках,

лыжи, и коньки!

Мы любим зиму снежную

За горки, за снежки,

За то, что не кончаются,

Растут снеговики!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перелетные, зимующие птицы; дикие животные; деревья.

Ход занятия: Входит весна.Дети спрашивают:- Кто ты?- Я весна.- А почему ты плачешь?- Как же мне не плакать, злые тучи закрыли солнышко, а я без его тепла и лучей не могу жить.- Бедненькая т...

Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми старшей группы на этапе вопросно-ответной речи «Приключения в зимнем волшебном лесу». Лексическая тема «Зима. Дикие животные».

Основными задачами представленного конспекта являются: (Р) Побуждать детей отвечать на вопросы без заикания короткими  и распространенными  предложениями, подбирать на один вопрос нескол...

Календарный план по лексической теме"Животные нашего края, зимующие птицы и животные жарких стран" для детей от 5 до 6 лет группа "Золотой ключик" .

Календарный план разработан с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 6 лет, а так предусматривает учет индивидуального маршрута с каждым ребенком....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Зимующие птицы. Дикие животные зимой». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Зимующие птицы. Дикие животные зимой» (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

Материалы данного занятия способствуют расширению и активизации словаря и познавательных представлений детей по теме «Дикие животные зимой». Совершенствуют связною речь....