Конспект итогового занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Сидорова Ульяна Митрофановна

Предлагается конспект  обобщающего занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР. Стихотворная форма занятия легче воспринимается детьми и повышает их мотивационную готовность к сотрудничеству. Можно проводить, например,как обобщение полученных знаний за второй период коррекционного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2360  ЮВАО

Конспект  итогового занятия по совершенствованию   лексико-грамматических категорий  и развитию связной речи в  у детей с ОНР.

 «Загадки зимнего леса»

                                     

   

                                                               

                                                             

                                                                подготовила учитель-логопед                                                

                                                                  высшей категории    

                                                                  Сидорова Ульяна Митрофановна                                                                  

                   

                                             Москва 2012 г.

Конспект  обобщающего занятия по  совершенствованию лексико –грамматических категорий и  развитию связной речи.

Тема: Загадки зимнего леса.

Цель:   Развитие   монологической речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные : упражнять в составлении рассказа по заданному началу,    продолжать формировать  навык составления описательных рассказов , закреплять умение детей вести диалог,   продолжать упражнять в образовании притяжательных прилагательных, закреплять  навык согласования  существительных в  творительном падеже множественного числа.

Коррекционно-развивающие: развивать умение планировать последовательность связного высказывания, интонационную выразительность речи.

Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

Методические приемы:

Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок,  элементы драматизации,  логические задачи, сюрпризный момент.

Оборудование : загадки, картины – иллюстрации, шапочки зверей и птиц, подарки- , силуэты птиц.

Предварительная работа: повторение лексических тем: « Дикие животные» ,

 « Зимующие птицы»,  отгадывание загадок, составление  описательных рассказов о птицах и животных,  дидактические игры « Кто где живет», «Четвертый лишний».

« Волшебный сундучок».

« Отгадай по описанию ».

Словарная работа: обитатели, жилище, оперенье.

    Ход занятия:        

I. Организационный момент. ( введение в тему).

Развитие слухового внимания, восприятия.

Логопед:

Здравствуйте, мои друзья.

Сообщить хочу вам я.

Что сегодня вместе с вами

Поспешим мы в зимний лес.

Cвежим воздухом дышать

И загадки все лесные

Предстоит нам отгадать.

Вот и первая загадку :

Не спеши кричать отгадку.

Назови зверей и птиц  

 Обитателей  лесных .

( Дети называют птиц и зверей).

Логопед:

Молодцы , что не ленились

Все ответить потрудились.

Будем дальше путь держать.

Но на сей раз  , чтобы верно

Вам загадку  отгадать,

Нужно СЛОВО досказать.

II .Основная часть.

1.Д\и «Доскажи словечко». Образование притяжательных прилагательных.

(Звучит легкая музыка, дети заходят в » лес». Висят картины с изображением жилищ обитателей леса.)

1.1.Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А  проснувшись, стал реветь.

Это зверь - лесной  ( медведь).

Отвечать не торопись

На картины осмотрись.

1.2.Где зимою спит так сладко

Косолапый наш медведь?

( в берлоге).

(Дети ищут картину с изображением берлоги.)

-Чья это берлога?  ( медвежья)

1.3.Рижая плутовка

Всех обманет ловко.

 Если надо убежит

И от злого волка.

Что же это за краса?

Ну конечно - же (лиса).

1.4.А когда грозит беда

То  с большой сноровкой

Быстро шмыгнет в ( норку).

( Дети подходят  к картине с изображением норы.)

- Чья нора изображена   на картине ?  (лисья)

2.Д\и: « Отгадай загадку»

Черная ,  крикливая   ,

 Птица говорливая .

По помойкам  шныряет

Еду собирает.

Кто это? (Ворона).

( Дети подходят к картине с изображением вороньего гнезда).

2.1.Вот на ветке  чудо - дом,

Как тепло вороне в нем.

Как же этот чудо-дом

Мы, ребята, назовем ? (гнездо)

Чье это гнездо ? ( Воронье)

2.2.По деревьям скок да скок,

А орешки – щелк да щелк.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки  я грызу .

-Кто живет в дупле? (белка)

( находят картину с изображением дупла белки).

- Чье дупло мы видим на картине ? (беличье).

Молодцы ребятки

Отгадали вы загадки.

III. Логическая задача « Кто где зимует? »  ( составление рассказа по заданному началу).

Зимний лес стоит, как в сказке.

И готовит вам подсказки.

Приготовились опять

Вновь загадку отгадать.

( звучит волшебная музыка).

Повернулись,  покружились

  И в зверей мы превратились.

Стали  думать и гадать

Как нам зиму зимовать.

(  дети одевают  шапочки зверей и садятся на стульчики).

Логопед: Шел охотник по лесу . На лесной опушке он увидел зверей, которые о чем  то говорили.  Что подслушал охотник ? Что сказали звери друг другу? Где и как они будут зимовать? ( Составление короткого рассказа по заданному началу с элементами драматизации).

IV. Динамическая пауза – « Папа  , мама и ребенок». Работа над интонационной выразительностью речи.

Логопед: Вот пришла пора, зверюшки  ,  

Нам немножко поиграть.

(Изобразите животных и покажите голосом кого вы изображаете.)

На охоту вышли волки,                    Идем по кругу, широко шагая, говорим                                                        

Волки вышли из-за елки.                        Низким голосом.

   Волк, волчица и волчонок,

Папа  , мама и ребенок.  

Три колючих колобка                   Приседаем, согнув спинки.

Притаились у пенька.                    Движемся по кругу вприсядку.

Еж, Ежиха и ежонок,

Папа  , мама и ребенок.

    Три пушистых рыжих шкурки           Идем по кругу крадучись.

Дружно вышли на прогулку.

Лис, лиса и лисенок,

Папа , мама и ребенок

   Звучит волшебная музыка).              

Y. Повернулись , покружились

Снова в ребят превратились.

Путь свой держим на опушку.

Ой  , глядите, здесь  кормушка.

Ну попробуй , отгадай .

Кто к кормушке прилетал. ( Картина с изображением кормушки. Силуэт птицы)  .

Дидактическая игра « Отгадай , с помощью вопросов , кто обедал в птичьей столовой?».

(Закрепление  навыка ведения диалога.  Составление описательного рассказа, посредством подведения итога.)

 Предполагаемые вопросы детей  :

-Какого размера эта птица?

- Какого цвета у нее грудка?

-  Какого цвета оперенье?

- Чем питается эта птица? И т. д. ( после вопросов детей).

Логопед: Давайте  вспомним , что мы узнали об этой птице и назовем ее. Ребенок по желанию  подводит итог и тем самим составляет описательный рассказ о птице.  Если отгадали верно , логопед открывает силуэт.

VI.Заключительная часть:

 Дидактическая игра   «   Чем кормили птиц». (Закрепление навыка  употребления существительных в  творительном падеже мн. числа.)

Ответы детей: -  Я накормлю птиц семечками, ягодами, крошками.)

 Вот и закончились загадки

 Молодцы мои ребятки.

Вас хочу благодарить.

 И немножко наградить.

Логопед дарит детям сувениры .

 -Чем тебя угощаю?

Ответы детей: Вы меня угостили двумя орешками и т. д.

( Закрепление навыка согласования числительных с существительными в   творительном п. мн. ч).

VI. Итог занятия.

В зимнем лесу мы гуляли,

 Свежим воздухом дышали.

Только нам домой пора  . До свиданья, детвора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе "Буми в гостях у ребят"

Занятие для детей 6-7 лет с ОНР. На данном занятии в игровой форме  дети закрепляют умение образовыватьотносительные прилагательные и учатся использовать их в связной речи...

Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико - грамматической компетенции в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Фронтальное занятие по совершенствованию лексико - грамматической компетенции в подготовительной к школе группе для детей с ОНР...

Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе детей с ОНР

Здесь представлено фронтальное лексико - грамматическое занятие в подготовительной к школе группе по теме "Посуда"...

Конспект итогового занятия по формированию лексико- грамматических категорий в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи "Весёлое путешествие"

Материал предназначен для педагогов, работающих  над проблемой преодоления речевых нарушений у старших дошкольников с ОНР....

Методическая разработка Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в разновозрастной логопедической группе для детей с онр по теме "Космос"

ЦЕЛЬ: уточнение и расширение словарного запаса по теме. КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:Совершенствовать умение изменять существительные по числам.Формировать умение согласовывать существител...