“Координация и ритмизация движений у заикающихся детей”
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

В статье описаны приемы логопедической работы с заикающимися детьми на основе логопедической ритмики, составляющей  систему двигательных и речедвигательный упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Координация и ритмизация движений у заикающихся детей”.

        Заикание определяется как нарушение ритма, темпа и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. По своим проявления заикание – неоднородное расстройство. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей.

Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии детей в разных случаях проявляются по-разному, тем не менее, одно тесно связано с другим, питает друг друга, усложнение одного из перечисленных отклонений неизбежно усугубляет другое. Поэтому при устранении заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность и моторику, нервную систему.

У заикающихся детей дошкольного возраста отмечаются те или иные особенности в состоянии моторных функций: скованность и напряженность общих движений или, наоборот, двигательная расторможенность.

Дети с моторной напряженностью не сразу реагируют на замечания, медленно переходят от одних движений к другим, роняют мяч и другие предметы в подвижных играх. У детей 4-5 лет моторная скованность проявляется в неловкости, неуклюжести, в неумении быстро и правильно выполнить то или иное движение. У детей 5-7 лет моторное напряжение более четко связывается с заиканием, и проявляется при попытках комментировать свои действия. Невозможность свободно говорить по поводу совершаемых действий еще больше сковывает движения ребенка: исчезает легкость, непринужденность в поведении, замедляется темп движений, не выполняется до конца действие. Заторможенность особенно ярко проявляется в играх при ходьбе и беге: дети напряженно сгибают руки, с усилием прижимают их к туловищу, бегают на прямых ногах, не сгибая их  в коленных суставах. Скованность мышц шеи и плеч выявляется в поворотах детей всем туловищем, в моторной неловкости.

Двигательная расторможенность заикающихся детей сказывается в том, что они легко возбуждаются, суетятся во время игр, подпрыгивают, приседают, взмахивают руками, выражая таким образом своё возбуждение. Движения детей порывистые, недостаточно целенаправленные, не координированные, тонкие произвольные двигательные акты формируются с задержкой, амплитуда движений имеет большие размахи. После игры дети, пытаясь обсудить её течение и результаты, воспроизводят её ход в многочисленных не координированных движениях.

Г. А. Волкова отмечает, что у заикающихся детей степень заикания обусловливает нарушение моторики. Таким образом, степень нарушения моторики прямо пропорциональна степени тяжести заикания. В процессе логоритмических занятий улучшение состояния моторики и речи происходят почти параллельно друг другу. Если успешно корригируются моторные нарушения, то это является положительным прогнозом в перевоспитании речи.

        Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с заиканием. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. В связи с этим нормализация состояния моторных функции заикающихся включает решение следующих задач:

1) Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

2) Развитие чувства темпа-ритма, речевых и неречевых движений.

Важным компонентом коррекционной работы с заикающимися детьми является темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается выполнением специальных упражнений. Такие упражнения проводятся в процессе логопедической ритмики.

        Логопедическая ритмика включает разнообразные двигательные упражнения в следующей последовательности.

Логоритмическое занятие без музыкального сопровождения.

I    Этап – вводный.        Ритмическая разминка.

Целью ритмической разминки является внесение дисциплины и организованности, формирование умения менять темп и ритм движения, ориентировка в пространстве.

а). Вводная ходьба с соблюдением четкости линий построения.

б). Разучивание шагов на носках и на пятках, на внутренней и внешней сторонах ступни.

в). Несложные перестроения.

г). Легкий бег на носках, чередование ходьбы и бега.

д). Отработка элементов танцевальных движений под счет.

е). Ходьба с одновременным проговариванием коротких стихов с устойчивой ритмикой, т.е. однообразным распределением ударных слогов с строфе.

II    Этап – основной.        Различные виды упражнений.

1) Упражнения для развития слухового внимания и памяти и зрительного внимания и памяти.

   а). Переключение внимания (смена движений по условному сигналу)

   б). Устойчивость внимания (наблюдение ребенка за рядом движений  логопеда и самостоятельное последовательное повторение их).

   в). Распределение внимания (выполнение сразу двух действий, например: ходьба с одновременным движением рук вверх, в стороны, на пояс и т.п.).

   г). Объем внимания (воспроизведение ребенком несложных движений после одновременного их показа двумя детьми).

        2) Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Целью этого вида упражнений является устранение напряженности, скованности, воспитание свободы движений.

а). Предлагаются отдельные задания на расслабление и напряжение мышц.

Поочерёдное раскачивание, потряхивание ног и рук, вращение кистями, наклоны туловища, имитационные движения: “Полоскание платочков”, “Тряпичные куклы”, “Самолёты летят”. Руки в стороны, сжать в кулак, бросить; руки вверх, в кулак, бросить, наклон (руки свободные).

Перенос веса тела с одной стороны на другую, вперёд-назад.

        б). Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.

Игровые упражнения: “Кулачки”, “Олени”, “Пружинки”, “Загораем”, “Штанга”, “Кораблик”, “Шарик”, “Любопытная Варвара”, “Хоботок”, “Лягушки”, “Орешек”,  “Сердитый язык”, “Горка”.

И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская.

“Устранение заикания у дошкольников в игре”

Москва “Просвещение” 1984 г.

3) Формирование речевого дыхания.

а) Динамические дыхательные упражнения. Задача динамических упражнений – закрепить навыки полного, смешанно-диафрагматического дыхания с активизацией мышц брюшного пресса во время вдоха и выдоха.

Упражнения в положении стоя.

1. Исходное положение – ноги слегка расставлены, руки свободно висят  вдоль тела. На вдохе – небольшой наклон вперед, руки на бедрах, голова  приподнята (смотреть вперед), спина прямая. На выдохе постепенно  принимается исходное положение, мышцы расслабляются. Пауза отдыха.  Повторить 3-4 раза.

  2. Исходное положение – см. упр. 1. На вдохе – руки в стороны, спина прямая, легкий наклон. На выдохе постепенно принять исходное положение. Повторить 3-4 раза.

  3. Исходное положение – см. упр. 1. На вдохе руки вверх, спина прямая, легкий наклон вперед. На выдохе постепенно принять исходное положение. Повторить 3-4 раза. Приняв позу отдыха (сидя или стоя), расслабить мышцы шеи, плеч, рук.

4. Исходное положение – см. упр. 1. На вдохе руки заложить за голову, спина прямая, легкий наклон. На выдохе руки через стороны опустить. Повторить 3-4 раза, затем принять позу покоя.

5. Исходное положение – см. упр. 1. На вдохе наклон туловища вперед до горизонтального положения; руки развести в стороны до предела – так, чтобы ощущалось сближение лопаток; спина прямая. На выдохе выпрямиться. Повторить 3-4 раза, затем принять позу покоя.

Упражнения с наклонами на вдохе укрепляют мышцы передней стенки брюшного пресса и спины, увеличивают подвижность позвоночника и улучшают деятельность органов брюшной полости. При наклоне с прямой спиной невозможно поднять плечи на вдохе, перебрать дыхание. Воздух берётся носом, выдох и все движения делаются плавно, замедленно.

  6. Руки на бедрах, пятки вместе, носки врозь. Вдохнуть носом, а на выдохе приседать, не разъединяя пяток. При подъеме глубокий вдох носом.

  7. На вдохе вывернуть руки ладонями вверх, встать на носки, потянуться. Руки на выдохе опускаются медленно, через стороны.

  8. Ноги слегка расставлены, руки свободно весят вдоль тела. На вдохе присесть, вытянув руки вперед. На выдохе медленно подняться, опуская руки и фиксируя внимание на струйке воздуха, выходящего через сжатые губы. Повторить 3-4 раза, затем поза отдыха.

б) Воспитание дыхательного ритма.

Игровые упражнения для воспитания правильного дыхательного ритма.  

«Маятник». Дети сидят «по-турецки», руки на затылке. Спо койный вдох, пауза в три секунды, наклон вперед — выдох. Воз врат в исходное положение — вдох. Повторить 3—4 раза.

«Сбор урожая». Дети стоят прямо, поднимают руки вверх, что бы достать яблоки с высокой ветки, — вдох. Пауза в три секунды. Ведь яблоки надо достать и сорвать. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз — выдох. Яблоки надо положить в корзинку. Повторить 3—4 раза.

«Сыграем на гармошке». Дети стоят прямо, ноги слегка рас ставлены, руки на поясе. Вдох, пауза в три секунды. Наклон в левую сторону — медленный выдох. Правый бок растягивается, как гармошка. В исходное положение — вдох. Пауза в три секун ды. Наклон в правую сторону — медленный выдох. Растягивается левый бок, как гармошка. Повторить 3—4 раза.

Г. А. Волкова “Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников” Москва Просвещение 1983 г.

в). Формирование длительного фонационного выдоха.

Выдыхать через рот и протяжно произносить гласные звуки:

а_ _ _ _ вдох – о_ _ _ _ вдох – у_ _ _ _ Важно следить за тем, чтобы гласные звучали открыто, при хорошей артикуляции. Звук должен “посылаться” вперед, а не в себя. Громкость должна быть умеренной и не вызывать напряжение голосовых связок.

Гласные соединяться  с сонорными (носовыми) звуками, которые звучат в “маске” по продолжительности столько же, сколько гласные:  

  1. м . . . . а _ _ _

м . . . . о _ _ _

м . . . . у _ _ _

  1. н . . . . а _ _ _

н . . . . о _ _ _

н . . . . у _ _ _

  1. м м . . . н н . . . а _ _ _

м м . . . н н . . . о _ _ _

м м . . . н н . . . у _ _ _

г) Формирование речевого выдоха.

В упражнение вводятся слоги, слова, фразы.

Усвоение навыков, связанных с развитием речевого выдоха, формирование координированных соотношений между работой голосового аппарата и дыхания у заикающихся детей идет с разной скоростью. При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и неоднократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический).

        4) Упражнения для развития чувства темпа и ритма.

                а) Задачи обучения темпу речи формируют умения:

  1. двигаться в заданном темпе,
  2. чередовать движения в различном темпе,
  3. сочетать движения с проговариванием в нужном темпе.

Шли, шли, шли,

Мы пирог нашли.

Сели, поели,

И дальше пошли.

Проговаривание считалки с движениями сначала в замедленном темпе, затем в среднем и быстром.

Капля – раз, капля – два,

Капли медленно сперва:

кап-кап-кап-кап.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять:

кап-кап-кап…

медленно,

постепенно

убыстряя

до среднего

и быстрого


Левой, правой!

Левой, правой!

На парад

Идет отряд

медленный

На парад

Идет отряд.

Барабанщик

Очень рад!

средний

Барабанит,

Барабанит

Полтора часа

Подряд!

быстрый

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан

Уже дырявый!

средний

                                А.Барто

Папа тут,

папа там,

папа, папа

тут и там

Мама тут,

мама там,

мама, мама

тут и там

Папа тут,

мама там,

папа, мама

тут и там

Проговаривание считалки с дирижированием в такт проговариванию выполняется указательным движением пальцев правой руки вверх-вниз (движение-слово).

б) Выполнение ритмических упражнений направлено на восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов. Они способствуют саморегулированию и развитию движений.

Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных – артикуляционных.

Используется отхлопывание и отстукивание различных ритмических рисунков, предлагается одновременно прохлопать и протопать заданный ритм, проговаривание слогов и слов в заданном ритме.

                

Упражнение “Слушай внимательно”.

Логопед проговаривает ритм Та Та та та та                (длительность меняется).

Дети должны воспроизвести его: простучать рукой об пол, протопать, протопать и прохлопать одновременно.

При обучении заикающихся детей ритмизации устной речи подбирают стихотворные тексты с устойчивой ритмикой.

Дети должны прохлопать предложенное стихотворение в заданном ритме, а затем прохлопать и прошагать одновременно, выделяя ударный звук.

                1. Мой веселый,

    Звонкий мяч,

   Ты куда пустился вскачь?

   Красный, желтый, голубой,

   Не угнаться за тобой.

        (С.Я.Маршак)

   Лед да лед,                                Скользкий лед,

   Лед да лед,                                Скользкий лед,

   А по льду                                        Но пингвин

   Пингвин идет.                                Не упадет.

   Маме надо отдыхать,                        Я на цыпочках хожу,

   Маме хочется поспать.                Я ее не разбужу.

   Тук, тук, тук, тук,                        Моих пяток слышен стук.

   Тук, тук, тук, тук,                        Мои пяточки идут,

                                                Меня к мамочке ведут.

2. Мы едем, едем, едем,

В далекие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Мы солнышком согреты,

Мы вместе все живем,

И песенку об этом

Мы петь не устаем.

(С.Михалков)

                3. Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

5). Упражнения на воспитание координации речи с различными движениями.

Целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используются двигательные упражнения с одновременным проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий. Упражнения дают навык точного совмещение движений в направлении, скорости, напряженности.

Мы топаем ногами –

Топ-топ-топ,

Мы хлопаем руками –

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

И бегаем кругом.

Правая рука, левая рука,

Правая и левая рука по очереди перед собой ладонью кверху

Они могут хлопать.

Правая нога, левая нога,

Они могут топать.

В кулаке пять братцев спят:

Ванька-указка,

Мишка-середка,

Колька-сиротка,

Крошка-Тимошка.

И еще один чудак,

Прозывается большак.

хлопки в ритме

топают по очереди правая и левая ноги

притопы в ритме

кулак над головой

пальцы по одному разгибаются

Все проснулись,

Встрепенулись,

Потянулись,

Раз-два-три.

растопыренные пальцы

пальцы шевелятся

пальцы вытягиваются

три хлопка и руки вниз

Кот пиликает на скрипке-

Тут не может быть ошибки!

А корова-

Ну и ну!-

жесты, имитирующие игру на скрипке

грозить пальцем

жест  перед собой руками, показывающими, какая корова толстая, руки медленно двигаются вверх-вниз

Перепрыгнула Луну!

На лугу танцуют рыбки-

Тут не может быть ошибки!

руки будто что-то перепрыгивают

кисти делают мелкие движения

А кастрюля-

Ну и ну!-

Залетела на сосну.

руки сложены в «О» перед собой

движение «О» вверх

Ты, мороз-мороз-мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем,

ходить в ритме стиха

по кругу, две строчки вправо, две-влево

движение в круг

движение из круга

Сядем в саночки-самокаточки

на корточки присесть, руки за спиной, ноги по очереди выбрасывать вперед

Да с горы-то-ух!…

В снег пушистый-бух!

руки вверх и вниз

то же самое

Море тихое спит,

Ветер крыльями машет,

Прибегает за ним,

Стая белых барашков.

Ветер грозный шумит,

Ветер не затихает,

Он на берег крутой

Стаю волн нагоняет.

руки плавно перед собой по прямой

руки бурно двигаются навстречу друг другу

руки двигаются по волнистой линии

усиливается движение второй строки

волны перед собой

встать крепко на ногах, подобно крутому берегу

волнообразные движения перед собой на уровне груди

Миновала гроза,

Снова море спокойно,

И навстречу бегут

Снова легкие волны.

крупные волны превращаются в мелкие

руки в стороны на уровне плеч

волнообразные движения на уровне груди впереди

В понедельник – мы стирали,

Пол во вторник подметали,

В среду мы пекли калач,

А в четверг играли в мяч.

Чашки в пятницу помыли,

А в субботу торт купили.

В воскресенье, в воскресенье – мы пошли на день рождения!

(Дети говорят, сопровождая слова соответствующими движениями).

Встали смирно,

Без движения.

Начинаем упражнения:

Руки вверх – вдох,

Руки вниз – выдох.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом -

Марш на месте, не спеша, как погода хороша!

На одной ноге (правой) постой-ка

Будто ты солдатик стойкий,

Ногу левую - к груди,

Да смотри, не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

На раз – всем руки вверх поднять,

На два – носки свои достать,

На три – присесть и снова встать,

Четыре – всем маршировать.

(Дети говорят, сопровождая слова соответствующими движениями).

Перед нами луг широкий                 –разводят руки широко в стороны.

А над нами дуб высокий         –поднимаются ни носки, поднимая  руки вверх.

А над нами сосны, ели

Головами зашумели         –ритмично делают наклоны в стороны, покачивая поднятыми вверх руками.

Грянул гром                                 –делают хлопок.

Сосна упала        –делают наклон вперед и вниз, опуская руки.

Только ветками качала        –ритмично покачивают опущенными руками.

        

6) Голосовые упражнения.

а). Упражнения на развитие силы голоса направлены на изменение силы голоса от громкого до тихого и от громкого до среднего, затем до тихого и наоборот; усиление голоса в связи со словесным и логическим ударением.

В лесу кричу: «Ау! Ау!»

А мне в ответ: «Ау! Ау!»

Горе кричу: «Ау! Ау!»

Гора в ответ: «Ау! Ау!»

громко

тихо

громко

тихо

А сова все ближе, ближе

А сова все ниже, ниже

И кричит

В тиши ночной:

Поиграй, дружок, со мной.

нормально

нормально

громко

тихо

громко

Была

тишина, тишина, тишина…

Вдруг

грохотом

грома

сменилась она.

И вот уже дождик

тихонько –

ты слышишь?

Закапал, закапал, закапал по крыше…

нормально

тихо

громче

еще громче

громко

нормально

нормально

очень тихо

тихо

нормально

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Но подул вдруг ветерок –

Закружился снежок.

Пляшут все снежинки,

Белые снежинки

тихо

громче

громко

б). Упражнения на развитие высоты голоса проводятся по подражанию за логопедом

Мы ходим ночью, ходим днем:

Тик↑-так↓, тик↑-так↓, тик↑-так↓.

И все же с места не сойдем:

Тик↑-так↓, тик↑-так↓, тик↑-так↓.

нормально

высоко-низко

нормально

высоко-низко

Динь↑-дон↓, динь↑-дон↓.

В переулке ходит слон↓.

Старый, серый, сонный слон↓.

Динь↑-дон↓, динь↑-дон↓.

высоко-низко

нормально-низко

нормально-низко

высоко-низко

Бежал ручей по камешкам –

Бежал↓, бежал↓, бежал↓.

Потом в глубокой лужице –

Лежал↑, лежал↑, лежал↑.

нормально

низко

нормально

высоко

Дали туфельку слону,

Взял он туфельку одну.

И сказал: «Нужны пошире»,

И не две, а все четыре.

высоко

высоко

низко

низко

- Где купили вы, синьор,

Этот красный помидор?

- Вот невежливый вопрос!

Это собственный мой нос!

высоко

низко

Пес шагал по переулку,

Он жевал большую булку.

Подошел щеночек,

Попросил кусочек.

низко

высоко

Дождик песенку поет:

- Кап-кап-кап.

Только кто ее поймет?

- Кап-кап-кап.

низко

высоко

низко

высоко

7) Упражнения для развития тонких движений пальцев рук направлены на работу над ловкостью, точностью, переключаемостью, силой тонких движений.

                а). Игровые упражнения.

                См. комплексы 1, 2.

                б). Соединение тонких движений пальцев рук с речевым текстом.

ДРУЖБА

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.

Ритмичное касание пальцев обеих рук.

Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

В ГОСТИ

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний

Безымянный и последний,

Сам мизинчик — малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя.

Выставляем вверх большие пальцы.

Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук.

Поочередно называемые   пальцы   соединяются   с большими на двух руках одновременно.

Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы.

Кулаками стучат друг о дружку.

Ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках.

ДОМИК

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять.

В домик спрятались опять.

Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого.

Ритмично разжимаем все пальцы вместе.

Сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.

Ритмично сжимаем все пальцы вместе.

ЦВЕТОК

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки

Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их.

Развести пальцы рук.

Ритмичное движение пальцами вместе — врозь.

Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

ЗАЙЦЫ

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка второй

Указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные выпрямить и соединить.

Ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены.

Ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены.

Указательный и средний пальцы левом руки вверх, остальные выпрямить и соединить.

КОЗА И КОЗЛЕНОК

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

К ней козленочек спешит, Колокольчиком звенит.

Указательный палец и мизинец — вверх, остальные прижать к ладони, причем согнутый большой палец

сверху.

Указательный   и    безымянный   палец — вверху, остальные прижаты к ладони.

Пальцы соединены в щепотку, опущены вниз.

птички

Птички полетели.

Крыльями махали,

На деревья сели,

Вместе отдыхали.

Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.

Махи ладонями с широко раскрытыми пальцами.

Руки вверх, все пальцы широко расставить.

Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые осталь ные пальцы.

КОШКА И СОБАКИ

Вышла кошечка вперед,

К нам идет, хвостом играет.

Ей навстречу из ворот

Две собаки выбегают.

Указательный и мизинец правой руки согнуты вверху, остальные пальцы прижаты  к ладони,  причем большой палец согнутый сверху.

Левой ладонью машем у основания правой кисти.

Большие пальцы обеих рук вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются.

Указательные пальцы и мизинцы обеих рук подняты вверх, остальные прямые пальцы соединены вместе.

Устная речь вводится на занятия логопедической ритмики систематически в следующих формах:

  1. Путем вербализации игровых ситуаций, словесных объяснений упражнений детьми до или после их выполнения.

  2.  В ходе разучивания стихотворений уточняются трудные слова, отрабатывается их ритмическая структура.

  3.  При работе над плавностью и слитностью речи поэтапно усложняются ей формы соответственно логопедическим занятиям.

III Этап - заключительный.        

Внушение состояния покоя и расслабленности.

        “Волшебный сон”.

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…  (два раза)

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают…засыпают…(два раза)

Шея не напряжена

И расслаблена…

Губы чуть приоткрываются…

Все чудесно расслабляется (два раза)

Дышится легко…ровно…глубоко…

Длительная пауза. Дети выводятся из «Волшебного сна»:

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать.

Список литературы

1. И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. “Устранение заикания у дошкольников в игре”, Москва “Просвещение” 1984 г.

2. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова. «Заикание», Москва, В.Секачев, 1998 г.

3. Г.А.Волкова. «Логопедическая ритмика», Москва “Просвещение” 1985 г.

4. Г.А.Волкова. «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников», Москва “Просвещение” 1983 г.

5.«Логопедия». Под редакцией Л.С.Волковой, Москва “Просвещение” 1989 г.

6. В.И.Селиверстов. «Заикание у детей», Москва “Владос” 2000 г.

D:\Всё остальное\Мама\Обобщ. опыта работы(дек 2002).doc                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"

"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через игры и специальные упражнения.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.Мелкая моторика и координация движений рук – это система разнообразных дв...

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....