Главные вкладки

    Методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему:
    Определение проблемы проекта: "Развитие связной речи у детей с ТНР, через совместную работу родителей и педагогов"

    Зарубина Ольга Вячеславовна

    Начиная работу по проектной деятельности, для нас было крайне важно вовлечь в нее родителей и определить проблему при работе в речевой группе.

    Определение проблемы проекта.

     

    Для педагогов речевых групп основными задачами в работе с речевыми детьми являются:

    1-контроль за поставленными логопедом  звуками; 2- развитие пальцевой моторики;

    3- развитие связной речи.

    Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускников детского сада должно быть сформировано умение связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.

    Целью развития связной речи ребенка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта проблема решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературного произведения, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческого рассказывания, освоение форм- рассуждений ( объяснительная речь, речь- доказательство; речь- планирование, а так же сочинение рассказов по картинам и серии сюжетных картинок.

    Все вышеназванные виды речевой деятельности, актуальны при работе над связной речью, что  вызвало наш особый интерес. В старшей группе мы решили главное внимание уделить составлению описательных рассказов и загадок. Т.к этот вид, является особенно сложным для ребенка и начальным этапом для дальнейшего более углубленного развития связной речи ( если не сделать этот этап интересным для восприятия).

    Так же мы работая не первый год с детьми логопатами понимали, что без помощи родителей, без осознания ими того, что это важно и нужно их детям, наши старания будут «уходить в песок». Поэтому первое, что мы сделали- это провели в конце прошлого учебного года родительское собрание, где обозначили данную проблему. Родители полностью с нами согласились и обещали полное участие и содействие.

    Основными видами описательного рассказа являются:
    - фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей

    - описание картины как раскрытие заданной темы

    - словесно- выразительное описание изображенного, с использованием аналогий  (поэтических образов, метафор, сравнений и др.)

    Основная задача работы по развитию связной речи- обучение детей самостоятельности высказываний. На основе сформировавшихся навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание предметных картинок, картин или их серий, составление рассказов- описаний. Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности. Речевые задания в логопедической группе строятся с учетом, как общей дошкольной педагогике, так и специальной.

    Педагог должен определить:

    - тему и цель

    - предметный и глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усваивать в активной речи

    - отрабатывать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели, этапа коррекционного обучения

    - обозначить основные этапы , показать их взаимосвязь, сформировать цель каждого этапа

    - подчеркивать наличие обучающего момента и последовательность закрепления нового материала

    - обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий

    - включать в работу разнообразные игровые и дидактические упражнения ( можно с элементами соревнования)

    - при отборе материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника

    - предусматривать приемы, обеспечивающие вовлечение детей в активную речевую и познавательную деятельность

    - включать повтор усвоенного материала

    Для того, чтобы выполнить все поставленные задачи по формированию связной речи, следует, так построить работу, чтобы у ребенка был постоянный интерес к процессу.

    Все задания должны быть динамичными, увлекательными, мобилизующие детей, вызывающими желание, интерес к тому, что будет происходить далее

    Зная специфику занятий по составлению описательных рассказов и загадок, любой педагог скажет- это сложно! Вот в этом и состоит наша главная задача по данной теме. Т.к известно, что процесс развития речи у детей, протекает под руководством взрослого. Поэтому совместная работа с родителями просто жизненно важна.

    Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результаты. Взрослым важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию  использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических приемов, методов, средств, которые могут способствовать появлению у детей стойкого интереса к данному виду речевой деятельности. Помимо этого интерес должен появиться и у родителей. Наша задача им помочь!!!

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект: "Развитие связной речи у детей с ТНР"

    Проект: расчитан на весь учебный годУчастники: дети, педагоги, родителиПод проект: "Все кругом проснулось"Тема под проекта: "Царство цветов"Конспект: Совместная деятельность педагогов с дет...

    Игры и упражнения на развитие связной речи у детей с ТНР

    Рекомендации для родителей и педагогов особенно речевых группы, какие игры и упражнения можно использовать на развитие сявзной речи у детей с ТНР...

    Работа в рамках проекта: "Развитие связной речи у детей с ТНР, через знакомство с целостностью картины окружающего мира"

    Системная паутинка в рамках проектной деятельности, тема в рамках проекта: "Зима"...

    Развитие связной речи у детей с ТНР

    Статья о развитии связной речи у детей с ТНР...

    Конспект занятия по развитию связной речи у детей с ТНР по теме «Эмоции в мультфильме».

    Данный материал разработан для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные в конспекте, направлены на развитие у воспитанников навыков пересказа короткой мультипликационной ис...

    Системная паутинка в рамках проектной деятельности "Развитие связной речи у детей с ТНР, через художественную литературу"

    Материал работы в рамках проектной деятельности. Под проект "Мороз и солнце, дегь чудесный!"...