Главные вкладки

    Развитие двигательных навыков у детей с нарушением речи.
    статья по логопедии по теме

    Вавилова Светлана Юрьевна

    Влияние речевой патологии на физическое развитие дошкольников. Проблемы и решения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие двигательных навыков у детей логопатов

    Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок, правильно пользующийся своей речью в повседневной жизни – результат понимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей.

    Задачи: 

    Познакомить с комплексным воздействием на ребенка  со стороны тех, кто взаимодействует с ним (педагогов, специалистов детского сада)

    Поделиться опытом по организации специальной коррекционной педагогической среды.

    Исследования в области развития детей, имеющих речевую патологию, ведутся с 60-х годов ХХ века. За последние 10 лет из-за неблагоприятных факторов окружающей среды, развития хронических заболеваний, ухудшения качества питания, резко увеличилось количество детей, имеющих нарушения в речи. Среди них – алалия, общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР)

         Этиология речевых нарушений различна – это токсикозы беременности, хронические заболевания матери, вирусные инфекции, курение, наркомания и др. Все эти причины вызывают нерезко выраженные минимальные органические повреждения мозга. Для детей, имеющих такие нарушения характерны:

    Недостаточность внимания и памяти (синдром дефицита внимания и гиперактивность)

    Моторные нарушения ( синдром навязчивых движений, гипо-и гипертонус конечностей)

    Перинатальная энцефалопатия (ПЭП)

    Нарушения в психо - эмоциональной сфере (повышенная тревожность, плаксивость, более длительный период адаптации)

    Различные речевые расстройства, сопровождающиеся таким диагнозом, как дизартрия.

    Работая в ДОУ, где большинство воспитанников имеют подобные патологии, мы нашли путь для решения коррекционных задач, такой как организация совместного планирования педагогов ДОУ.

    Воздействуя на ребёнка разнообразными средствами, приёмами и методами, характерными для каждого специалиста, педагоги выстраивают систему коррекционной работы с целью успешного развития и подготовке ребёнка к школе.

    Система строится в 3 этапа:

    1 этап - ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ – обследование детей всеми специалистами (логопедом, врачом, воспитателем,  музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания)

    2 этап – КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ ( с учетом тематического и лексического планирования)

    3 этап – КОНТРОЛЬНЫЙ  - заключительная контрольная диагностика. Данный этап помогает определить не только умения и навыки, полученные детьми в процессе занятий, но и проанализировать недочёты в планировании, и разработать дальнейшие совместные действия специалистов.

    В нашей работе мы руководствуемся едиными принципами психокоррекционной работы с детьми:

    Принцип единства коррекции и развития

    Принцип единства диагностики и коррекции

    Принцип оптимистического подхода

    Принцип системности

    Принцип последовательности

             Рассмотрим одну из сторон коррекционной работы –  развитие двигательной активности детей-логопатов. Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации (ФГТ) заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Так, в педагогических исследованиях заметно акцентируется необходимость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы организации деятельности. Коснемся, в частности, образовательной области «Музыка» и новой технологии «Ритмопластика», направленной на развитие двигательных навыков и общей музыкальности.

    Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор. В этой связи правильно подобранные  упражнения должны способствовать коррекции не только психомоторного развития, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

    В целом для детей с речевыми нарушениями характерны:

    Недостаточная подвижность

    Инертность

    Быстрая истощаемость процессов воображения

    Плохая координация движений

    Неуверенность в выполнении дозированных движений

    Снижение скорости и ловкости выполнения

    Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции (нарушается последовательность элементов действия, опускаются его составные части)

    Недостаточная координация пальцев рук , общее недорозвитие мелкой моторики

    Отставание в способности к ориентации в пространстве, реагирующие способности.

    Дети логопаты, как правило, относятся ко второй-третьей группам здоровья. У многих из них есть противопоказания, которые необходимо учитывать на занятиях двигательной активности.

     Предметом особого внимания служит осанка, то есть работа над хорошей осанкой, так как тяжёлая походка (на всю стопу) боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывает главной проблемой детей, имеющих речевые расстройства.

    Для детей ОНР автоматизацию движений обязательно проводим с речевым или музыкальным сопровождением. Ритм стихов, музыкальное сопровождение помогают подчинить движения тела определённому темпу. Сила голоса, музыкальный ритм, темп, динамика определяют амплитуду и выразительность движений.

     Упражнения  на развитие дыхания имеют особое значение, так как наряду с работой над физиологическим дыханием осуществляется коррекция речевого дыхания, то есть работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом.

     Укрепление нервной системы. На занятиях  создается положительный эмоциональный фон, речь педагога должна быть доброжелательной, спокойной, плавной, певучей. Целенаправленно создаются ситуации, помогающие детям почувствовать себя ловкими, сильными, умелыми.

    Освоению упражнений, танцевальных движений великолепно способствует правильно подобранная музыка и стихотворные строки, которые приучают ребёнка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движение и речь. Этот приём особенно важен, так как индивидуальный внутренний мир детей часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм.

     Развитие общего тонуса. Включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц. Регуляция тонуса мышц способствует выполнению упражнений с разной амплитудой и скоростью. Одновременно с этим выполнение ребёнком подобных упражнений со стихами или музыкой стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса.

     Развитие выразительности, мимики и пантомимики. Хорошее музыкальное оформление помогает развить у детей не только ритм, слух, но и воспитать художественный вкус. Музыка помогает раскрыться телу, снимает нервно-психическое напряжение, улучшает эмоциональный фон занятий, позволят добавить выразительность передаваемому образу.

    Проделанная нами работа позволяет сделать следующие выводы.

    Систематические занятия ритмикой несут огромную роль в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений, оказывают положительное влияние на состояние соматического здоровья воспитанников   их эстетическое, общефизическое, музыкально-ритмическое,эмоциональное развитие, оказывает влияние на духовное и нравственное воспитание.

    Развитие всех этих качеств личности в единстве создаёт почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом. А самое главное, что процесс занятий танцами приносит детям истинную радость
    и способность к самовыражению в творчестве.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме: «Развитие двигательных качеств у детей с нарушениями речи посредством фитболов»

    Опыт работы по теме: «Развитие двигательных качеств у детей с нарушениями речи посредством фитболов» ...

    Особенности развития двигательных функций у детей с нарушением ОДА. Методы и формы работы для развития двигательных функций у детей с ДЦП».

    Особенности развития двигательных функций у детей с нарушением ОДА. Методы и формы работы для развития двигательных функций у детей с ДЦП»....

    Мастер - класс "Развитие графомоторных навыков у детей с нарушениями речи"

    Мастер - класс "Развитие графомоторных навыков у детей с нарушениями речи"Создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе является одной из основных задач дошкольного...

    Презентация "Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"

    quot;Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"...

    «Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи через организацию режиссерской игры»

    Что  нужно делать взрослым, чтобы помочь ребёнку преодолеть  различные трудности в общении....