Статья
статья по логопедии на тему

Логопедическая тетрадь как средство обучения детей с нарушениями речи в условиях семейного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon log_tet_int_statya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая тетрадь как средство обучения детей

с нарушениями речи  в условиях семейного воспитания

                                                                

Шаврина Н. С.

                                                                г.Пермь

Ежегодное обследование дошкольников свидетельствует о многочисленных нарушениях  звукопроизношения. Это связано с несформированностью фонетической стороны речи, патологическими нарушениями, а также невниманием родителей к речи ребенка или неумением  родителей  провести необходимую работу по  коррекции звуков.

Анкетирование и опрос родителей показали, что родители часто исключают ситуации, которые могут быть использованы для стимуляции развития речи своего ребенка, не требуют ответных речевых реакций, довольствуясь жестом ребенка, стараются не замечать нарушения звукопроизношения («само исправится»). Но есть и родители, которые стараются помочь ребенку преодолеть нарушения звукопроизношения, но не владеют специальными логопедическими приемами. Перед нами встала задача: как помочь родителям в доступной форме овладеть необходимыми знаниями.

В рамках пятилетней работы по проекту «Учись говорить правильно» (цель которого - поиск и апробация новых формы работы для профилактики нарушений звукопроизношений речи  дошкольника в условиях дошкольной группы) нами был собран большой речевой материал  для постановки и автоматизации звуков, разработаны словесные игры, упражнения, дидактические пособия и др.

Одним из разработанных пособий является логопедическая тетрадь «Учись говорить правильно». Содержание материала тетради разработано в соответствии с дидактическими принципами развивающего обучения, принципами доступности, последовательности и наглядности.

Пособие изначально создавалось для логопедов и воспитателей, работающих с детьми, имеющими нарушения речи. Но привлекло внимание и родителей, чьи дети занимаются с логопедом. Несмотря на то, что над постановкой и автоматизацией звуков в речи работает непосредственно учитель-логопед, но необходимо постоянное внимание со стороны воспитателей и родителей вне занятий. Родители не имеют ежедневной возможности консультирования с логопедом, компенсировать это могут карточки с речевыми заданиями.  Карточки пособия содержат обширный речевой материал по автоматизации звуков, включающий слоги, слова, чистоговорки, потешки, предложения, стихи, рассказы. В пособие вошли занятия по автоматизации и дифференциации звуков, а также:

- стихотворения для заучивания наизусть,

- тексты и стихотворения для пересказа,

- задания на самостоятельное составление предложений и рассказов по опорным словам,

-  комплексы артикуляционной гимнастики.

Работа с материалом занятий предполагается в определенной последовательности, с постепенным усложнением речевого материала. Сначала мы рекомендуем просмотреть и проработать с ребенком комплексы упражнений артикуляционной гимнастики. После постановки звука можно начинать работу по автоматизации звуков.

Тексты «насыщены» автоматизируемым звуком, подобраны без труднопроизносимых звуков.

Приведем пример работы со звуком Р.

Карточка 1.

А) Артикуляционная гимнастика: «Окошечко», «Лопаточка»,«Лошадка», «Грибочек», «Сдуть грибочек», «Пофыркать на губы», «Гармошка»,«Пулемётчик», «Барабанщик», «Фокус».

Б) Звук «Р»

Пересказ рассказа «Мечта таракана».

У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карман едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает сухари, баранки, фрукты и крошки от торта. Сегодня таракан позовёт в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи – мечта каждого таракана.

В) Нарисовать рисунок к рассказу.

Г) «Договори слово»: Взрослый называет начало слова, ребёнок добавляет слог «РА», затем повторяет всё слово: ДЫ - РА.

ИГ – РА                У - РА                 ПО – РА                ГО - РА

НО – РА                ДЫ – РА                 Ю – РА                  ДЕТВО - РА

ЖА – РА                КО - РА                 КИ – РА                ПА - РА                    

Карточка 2.

А) Артикуляционная гимнастика: «Окошечко», «Лопаточка»,«Лошадка», «Грибочек», «Сдуть грибочек», «Пофыркать на губы», «Гармошка»,«Пулемётчик», «Барабанщик», «Фокус».

 Б) Звук «Р»

«Повтори строчку»

Ра-ра-ра – рама, рак, гора, нора.

Ро-ро-ро - роза, роща, рот, перо.

Ру-ру-ру – руки, ружья, кенгуру.

Ры- ры-ры – рыба, рынок, рыжик, рысь.

В) Пересказ рассказа «Попугай Петруша»

Жили у Маши в квартире кот Мурзик и попугай Петруша. Однажды Маша забыла закрыть клетку попугая. Пришла она в комнату и ахнула: клетка пуста, а около кота на полу лежит несколько перышек.

Испугалась Маша, заплакала, решила, что кот съел Петрушу.

Вдруг сверху слышит Маша громкий голос: «Петруша хороший, Петруша хороший!» Подняла Маша голову, а это её любимый попугай сидит на люстре и кричит на всю комнату!

Г) Нарисовать рисунок к рассказу.

Материал дан в минимальном объеме, на усмотрение взрослых его можно увеличить, видоизменить задания, дополнить другими. Материал удобен для распространения: легко копируется, распечатывается, может быть взят в сокращенном или выборочном объеме, использоваться как «карманные» игры.

Для работы с логопедической тетрадью можно использовать готовые логопедические пособия, настольно-печатные игры по развитию речи, коррекции звукопроизношения, а также самостоятельно изготовить при необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...