Конспект фронтального лексико-грамматического занятия на тему: «Посуда».
план-конспект урока по логопедии по теме

Григорьева Алёна Александровна

 

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия на тему: «Посуда», с самоанализом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posuda.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия на тему: «Посуда».

Цель: работать над речевым материалом по теме «Посуда».

Задачи:

1. Коррекционная: развитие внимания, памяти.

2. Образовательная: активизация и уточнение словаря по теме «Посуда», формировать навыки словообразования.

3. Воспитательная: воспитывать любознательность, мышление, ориентацию в пространстве.

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1. Организационный момент

Здравствуйте, дети. Встаньте все ровненько, вдохнули носом,  выдохнули. Тихонечко садитесь. Игра «Будь внимательным». На столе три игрушки: гномик, сова, котик. Логопед по очереди разное количество раз дотрагивается до игрушек. Дети должны запомнить и обговорить действия логопеда.

Здороваются, садятся.

Вы до совы дотронулись один раз, до котика — два раза, до гномика — три раза и т.д.






2. Объявление темы занятия

Логопед загадывает загадки про посуду:

Сама не ем, а людей кормлю. — Ложка.

Из горячего колодца через нос водица льется. — Чайник.

Рыба в море, а хвост на заборе. — Ковш.

Деревянная темница, а в ней хлебушек хранится. — Хлебница.

Круглая, как блин, а сверху ручка. — Сковородка.

Все отгадки выставляются на стол. «Как все это назвать одним словом?» Называют посуду, какой здесь нет.

Сегодня к нам в гости  пришел Незнайка,  он удивляется, что это у нас на столе расставлено. Говорят, что у него этого нет. Спрашивает детей: «Что это? — Чайник. — Что это у чайника? — Носик, дно, крышка, стенка, ручка». У тарелки: края, дно, стенки.

Дети отвечают:

Ложка,

Чайник,

Ковш,

Хлебница,

Сковородка.

Посуда.

Чашка.

Кружка.

Тарелка.

Вилка.

Кастрюля.

Сахарница и др.







Чайник.

Носик, дно, крышка, стенка, ручка.

Края, дно, стенки.

3. Употребление существительных в родительном падеже.

Игра «Чего не стало?». Выставляются 5—6 предметов посуды. Детей просят закрыть глаза, Незнайка прячет один предмет. Дети догадываются и отвечают, какой.

Не стало кастрюли, чайника, сковородки, стакана, чашки, тарелки, ложки, вилки, блюдца...

4. Развитие мышления и воображения

Игра «Наоборот». Незнайка предложил нам игру, я вам буду говорить словосочетания, а вы будете отвечать «наоборот».

Новая кастрюля —                      Полная сахарница —                   Чистая ложка —                          Горячая сковорода —
Прочная салатница —
Мелкая тарелка —
Высокая ваза —                         Светлый чайник —
Мокрая чашка —



старая кастрюля

пустая сахарница

грязная ложка

холодная сковорода

хрупкая салатница

глубокая тарелка

низкая ваза

темный чайник

сухая чашка

5. физминутка

Дети ходят по группе. По команде логопеда изображают, стоя на месте, посуду:                                        Самовар — руки в боки
Кастрюля — руки к плечам
Чайник — одна рука в бок, другая поднята под углом
Ложка — руки соединены вверху, над головой..
.

Дети ходят по группе. По команде логопеда изображают, стоя на месте, посуду.

6. Расширение словаря прилагательных.

 «Кто больше скажет слов?» (посуда перед глазами).

Чайник (какой?) —

Кувшин (какой?) —

Хлебница (какая?) —

Подводят итог, кто сказал самое большое количество слов о той или иной посуде.

фарфоровый, красивый, пузатый, маленький, новый, чистый...

стеклянный, прозрачный, высокий, узкий, голубой, чистый, новый, любимый...
металлическая, круглая, чистая, старая, узорчатая, блестящая, ажурная...

7.Закрепление материала

На доске три сюжетные картинки: «Девочка пьет чай», «Повар на кухне», «Семья обедает». У детей предметные картинки «посуда», дети подставляют свои картинки к сюжетным.

Чашка — это чайная посуда. Кастрюля — это кухонная посуда.

8. Итог.

О чем мы говорили сегодня на занятии? Как можно назвать эти предметы одним словом?

Посуда. Перечисляют предметы посуды.

Самоанализ лексико-грамматического логопедического занятия.

Занятия по теме «Посуда» на материале лексической темы «Посуда» занимает важное место в системе занятий по изучаемой теме, организовано в соответствие с годовым перспективным планированием коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, разработанного на основе  программных требований, предъявляемых к обучению и воспитанию дошкольников с речевой патологией. Занятие проводилось с детьми 5 - 6 лет, которые посещают логопедическую группу  первый год. В группе в основном дети имеют диагноз дефект произношения, ФФН с легкой степенью дизартрии и один ребенок с ОНР III уровня с алалией. Дети посещают логопедическую старшую группу детского сада, поэтому в основном у детей большинство звуков  поставлены, но не автоматизированы. Занятие длилось 25 минут. На занятии группа была не в полном составе. Было всего 6 человек.

На занятии были поставлены следующие задачи:

1. Коррекционная: развитие внимания, памяти.

2. Образовательная: активизация и уточнение словаря по теме «Посуда», формировать навыки словообразования.

3. Воспитательная: воспитывать любознательность, мышление.

В данном занятии чётко определила цель. Соблюдала логическую структуру, присущую логопедическому занятию. Старалась решать в единстве коррекционную, образовательную и воспитательную задачи. Задания были направлены не только на решение поставленных задач, но и на развитие детей  в целом.

Материал для данного занятия отбирался в соответствии с данной темой и возрастом детей. Наглядность вызывала большой интерес, но не отвлекала внимание детей на посторонние действия. При отборе речевого материала и  игровых упражнений  ориентировалась на лексическую тему «Посуда». Благодаря большому количеству лексических элементов  пополнился словарь детей. Старалась использовать не только игровой метод, но и метод словесный метод  (беседа).  Считаю, что выбранные мною методы работы, соответствуют поставленным задачам.   На занятии учитывала следующие дидактические принципы: принцип воспитывающего обучения, принцип наглядности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип сознательности и активности.  На протяжении всего времени старалась активизировать мыслительную деятельность и добиваться полных ответов на вопросы.
Был обеспечен положительный эмоциональный фон в процессе занятия и интерес детей к заданиям, сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы. Дети были активны и охотно включались в предложенные упражнения и игры. В ходе проведения физминутки дети получили возможность отдохнуть, а также научились лучше ориентироваться в пространстве.

На этапе работы со словом словесная инструкция не была понята некоторыми детьми, поэтому пришлось привести несколько примеров. Поэтому в будущем необходимо применить более доступные и четкие инструкции, обеспечивающие адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребенка. В целом занятие было проведено вполне успешно.  С детьми установила положительный психологический контакт. Они быстро включились в работу. Считаю, что все поставленные цели были выполнены, результаты достигнуты и соблюден временной регламент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия в старшей специальной группе для детей с нарушением речи по теме "Дикие животные Африки".

Знакомим детей с дикими животными Африки, обогащаем словарный запас, образовываем существительные с уменьшит.-ласкат. суф-ми, сущ. родительного падежа, предлоги....

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия в старшей группе компенсирующей направленности "В гости к Диме".

В занятиие включены задания на развитие лексико-грамматического строя речи: образование глаголов приставочным способом, правильное употребление предлогов"В", "ЗА", "К", "ИЗ-ЗА", закрепление обобщающих...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему "Посуда"

В данном материале представлен подробный конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической строны речи детей старшего дошкольного возраста....

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических средств языка по теме: «Посуда»

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических средств языка по теме: «Посуда»...

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия с элементами грамоты в подготовительной группе ДОУ

Конспект фронтального занятия логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе ДОУ "Путешествие в сказку "Золотой ключик, или Приключения Буратино"...

Конспект фронтального лексико – грамматического занятия в логопедической группе. Тема: "Притяжательные прилагательные"

Конспект фронтального лексико – грамматического занятия в логопедической группе. Тема: Притяжательные прилагательные.Задачи:- учить образовывать притяжательные прилагательные, используя наг...