Конспект фронтального лексико-грамматического занятия в старшей специальной группе для детей с нарушением речи по теме "Дикие животные Африки".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Гусева Марина Владимировна

Знакомим детей с дикими животными Африки, обогащаем словарный запас, образовываем существительные с уменьшит.-ласкат. суф-ми, сущ. родительного падежа, предлоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhivotnye_afriki.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 В СТАРШЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ПО ТЕМЕ

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ АФРИКИ»

 Учитель-логопед:Гусева М. В.

                                  Программное содержание.

  1. Дать новые понятия детям о диких животных Африки, об особенностях их внешнего вида и образа жизни.
  2. Обогатить и активизировать словарь детей:

а) обогатить речь детей новыми словами (континент, Африка, саванна, гепард, орангутанг);

б)активизировать в речи слова, обозначающие названия африканских животных (слон, жираф, лев, носорог, бегемот, обезьяна, зебра).

       3. Продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением (слоник, бегемотик, зеброчка, жирафчик, ..)

        4. Закреплять умение детей образовывать существительные родительного                                                                                                                                                падежа (не стало слона, не стало носорога,..).

        5. Закреплять правильное употребление предлогов (под, за).

        6. Продолжать развивать внимание и любознательность.

        7. Содействовать активизации речевой и познавательной деятельности.

Ход занятия.

Звучит музыка.

ЛОГОПЕД: Ребята, проходите, пожалуйста, в зал. Сегодня у нас с вами необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

    Ребята, наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох 3 раза).

    А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра. Поможет нам это сделать маленький мячик. Мы будем передавать друг другу держа двумя руками.(Дети передают мячик, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра).

      Вы знаете, ребята, пока вы шли на занятие, к нам в зал забежал один хитренький зверек. И где-то здесь спрятался. Куда же он подевался? (логопед ищет зверька). А, вот ты где, залез в мешочек. А ну-ка выходи! Ребята, он не хочет выходить. Ему хочется, чтобы вы отгадали КТО ОН?

       А  я вам подскажу. Это пушистый зверек с длинным хвостом (дети называют животных). Нет вы не отгадали. Потрогайте мешочек, только осторожно, не сделайте зверьку больно. Может быть, вы на ощупь определите кто это?

       Нет, ребята, вы опять не отгадали. Расскажу вам об этом зверьке побольше. Шерсть у него коричневого цвета. Он очень ловкий, замечательно лазает по деревьям, живет в жарких странах и очень любит бананы.

ДЕТИ: Это обезьянка.

ЛОГОПЕД: Правильно, ребята, это обезьянка! (достает из мешочка зверька). А зовут ее Чита.

ОБЕЗЬЯНКА: Здравствуйте, ребята, я очень люблю шалить, поэтому, я спряталась от вас в этот мешочек.

ЛОГОПЕД: Ребята, вы знаете, Чита приехала к нам с далекого континента, который называется Африка. И сегодня на занятии я расскажу вам об этом удивительном континенте и о тех животных, которые на нем обитают.

     Африка находится очень, очень далеко от России. В Африке всегда светит солнце и очень жарко. А еще в Африке живет большое количество самых разных и удивительных животных.

      Ребята, скажите, а кто из вас бывал в зоопарке? Поднимите руки. А каких африканских животных, вы там видели? (Ответы детей). Вы правы. В Африке живут: слоны, тигры, львы, носороги, бегемоты, пантеры, зебры, обезьяны, жирафы, антилопы.

      Давайте назовем этих животных ласково. А поможет нам в этом Чита. Я буду называть вам африканское животное и передавать Читу, а вы с ласковым названием животного будете отдавать Читу мне(слон-слоник, бегемот-бегемотик,..)

ОБЕЗЬЯНКА: Молодцы, ребята, вы так ласково назвали моих друзей. А хотите, я вас с ними познакомлю?

ЛОГОПЕД: Ребята, но друзья Читы живут в далекой, далекой Африке. Как же мы туда попадем? А, впрочем, я знаю. Мы совершим волшебное путешествие. Вы готовы? Тогда слушайте внимательно и повторяйте за мной:

Чтобы в Африку попасть,

Всем сначала нужно встать.

Хлопнуть, топнуть и нагнуться,

Вновь подняться, улыбнуться.

Тихо сесть, глаза закрыть,

Обо всем на миг забыть.

Дружно всем сказать слова:

« Здравствуй, детство и игра!»

1,2,3,4,5-идем по Африке гулять.

Открывайте глазки.  Вот мы и в Африке, на родине Читы и ее друзей.

       Посмотрите, ребята, перед нами африканская степь, которая называется саванна. Земля в саванне покрыта травой. Трава здесь всегда густая. Когда нет дождей, она становится желтой и сухой, а после дождя- зеленая и сочная.

       Давайте совершим прогулку по саванне и понаблюдаем за африканскими животными. Посмотрите, перед нами «царь зверей» - лев. Какая у него большая голова и роскошная грива. Цвет шерсти у льва светло-коричневый. Такая окраска позволяет льву быть незаметным среди желтой, сухой травы. Это необходимо ему чтобы выслеживать добычу.

        Рядом со львом вы видите гепарда. Это самое быстрое животное. Все строение тела приспособлено для бега. У него сильные быстрые ноги, маленькая голова с небольшими круглыми ушами. Посмотрите, какая интересная у него окраска, желтовато-серая с пятнами. Такая окраска, также как и льву помогает ему прятаться в траве.

      А еще в саванне живет самое высокое животное на Земле. Кто это? Это жираф. У него длинные ноги и длинная шея. Он достигает в высоту размеров двухэтажного дома. И легко достает до верхушек высоких деревьев. Рядом с жирафом часто пасутся зебры и антилопы. Как вы думаете, почему? Потому, что у жирафа высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза. Это позволяет ему заранее увидеть приближающуюся опасность и объявить всем тревогу.

       А вот и африканские гиганты-слоны. Самое удивительное у слона-хобот. С помощью хобота, слон собирает листья и плоды с деревьев. А еще хоботом слон защищается от врагов. Даже львы его бояться.

        Посмотрите, ребята, кто это? Правильно, бегемот. Весь день он проводит в воде, спасаясь от жары. И только вечером выходит на сушу пощипать травку.

        Какая большая обезьяна сидит под пальмой. Знаете, как она называется? Орангутанг. Эти обезьяны очень умные. Умеют ходить на задних лапах. Они также как и человек живут семьями.

       

        Ребята, а как вы думаете, почему в Африке обитает такое огромное количество разных животных?(ответы детей)

ОБЕЗЬЯНКА: Ребята, а хотите, я покажу вам одну игру, в которую мы играем с моими подругами обезьянками.

         Тогда представьте себя обезьянками и повторяйте за мной:

Мы веселые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем.

Надуваем щечки,

Скачем на носочках,

И друг другу даже

Языки покажем.

Шире рот откроем,

 Гримасы все состроим.

     Какие вы молодцы. Вы так хорошо гримасничаете, совсем как мои подруги.

ЛОГОПЕД: Вы знаете ребята, Чита рассказала мне о том, что она недавно поспорила со своими подругами. Оказывается, ее подруги говорят, что между волком, который живет в наших лесах и африканским львом, нет ничего общего. А Чита утверждает обратное. Давайте и мы с вами подумаем, что общее есть между волком и львом. (дети находят сходство). А чем они отличаются?

         Ребята, выходит, что все правы и Чита и ее подруги. У этих двух животных есть и сходства и различия.

       Давайте поиграем в прятки с африканскими животными. Кого же из зверей мы с вами возьмем для игры в прятки?(Дети по очереди перечисляют : бегемота, льва, тигра,..) Посмотрите внимательно и запомните их. А сейчас вы должны отвернуться, закрыть глаза руками и сосчитать до пяти. Когда вы повернетесь, вы внимательно посмотрите, и скажите, кого из животных не стало.

   

      А теперь подойдите, пожалуйста, ко мне. Вы знаете, что любое путешествие рано или поздно заканчивается. Вот и наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться домой. Но сначала скажите мне, где же мы сегодня с вами побывали? Скажите, как называется бескрайняя африканская степь? Каких животных мы с вами увидели?

ОБЕЗЬЯНКА: Подождите, ребята! Мне с вами было так весело. Вы мне очень понравились, и я хочу угостить вас моим любимым лакомством - бананами.

ЛОГОПЕД: Спасибо тебе Чита за угощение, но нам действительно пора. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгруппового познавательно-речевого занятия в старшей логопедической группе для детей с диагнозом ОНР.

Тема«Зима. Зимние праздники» (обобщение).Цель. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимние праздники»....

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе специальной группе для детей с нарушением речи по теме "Дифференциация гласных звуков А, И, У".

В данном занятии закрепляем знания детей о пройденных гласных звуках, учим выделять их из состава слова, учим составлять предложения со словами отгадками, закрепляем умение правильного написания...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с нарушениями речи "В гостях у Незнайки"

Цель. 1. Учить правильно употреблять предлог НА в предложениях и словосочетаниях.               2. Уточнять и активизировать слова...

Тематическое планирование по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе у детей с ОНР

Примерное тематическое планирование игр,упражнений по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе у детей с ОНР....

Конспект фронтального занятия в средней логопедической группе для детей с нарушениями речи. Осенняя прогулка

Цели:Коррекционно-образовательные: - Активизация словарного запаса по теме "Осень"; - Формирование обобщающих понятий "овощи", "деревья"...

Конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы для детей с нарушениями речи, с ЗПР, по развитию познавательных процессов с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича

Описание: Конспект мероприятия составлен для детей среднего дошкольного возраста. Материал будет полезен педагогам ДОУ.Аннотация. Конспект содержит подробное изложение хода развивающего занятия. ...