Конспект фронтального лексико – грамматического занятия в логопедической группе. Тема: "Притяжательные прилагательные"
план-конспект занятия по логопедии (средняя, старшая группа)

Конспект фронтального лексико – грамматического занятия в логопедической группе.

 

Тема: Притяжательные прилагательные.

Задачи:

- учить образовывать притяжательные прилагательные, используя наглядную опору в виде предметов и картинок ( предметных, сюжетных);

- учить правильно отвечать на вопросы: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?

- учить точно подбирать притяжательные прилагательные и включать их в словосочетания и предложения;

- активизировать словарный запас по ранее изученным лексическим темам;  

- воспитывать умение организовывать свою деятельность;

- воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование:  Панно «Лес» с изображениями жилищ диких животных с прорезями; контурные однотонные изоб­ражения диких животных: волка, лисы, зайца, медведя, белки; контурные следы животных; картинки: заячьи уши торчат из-за дерева, лисий хвост — из-за пенька, беличьи уши — из дупла, волчьи лапы — из норы, рисунки для игры «Кто у кого?»; цветные контурные изображения животных, детенышей; 

 

План занятия:

1.Орг. момент

2. Сообщение темы занятия.

3. Этап обучения с использованием наглядного материала.

4. Практическое употребление притяжательных прилагательных, развитие зрительного восприятия.

5. Игра «Чьи следы?»

6. Физминутка.

7. Игра «Кто у кого?»

8. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном  наглядном материале.

9. Итог, оценка деятельности детей.

 

Ход занятия:

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.Орг. момент

 

- Ребята, здравствуйте. Встаньте в круг.

- Кто мне скажет, что такое зоопарк?

- А вы когда-нибудь были в зоопарке?

- Что вы там видели?

Дети стоят в кругу и отвечают на вопросы логопеда.

2. Сообщение темы занятия.

- Ребята, мне вчера позвонили из зоопарка и сказали, что случилась беда! На зоопарк напал злой волшебник, навёл там беспорядок. Поможем жителям зоопарка вернуть всё на свои места?

да

3. Этап обучения с использованием наглядного материала.

 

- Злой волшебник заколдовал животных, поменял местами их хвосты. Давайте вернём животным их хвосты?

На доске с правой стороны выставляются картинки с изображением животных и птиц, а с левой — недостающие детали.

Логопед обращает внимание детей на то, как по-разному называют части тела у разных животных и птиц. Даются соответствующие образцы.

Например:

Это хвост зайца, он чей? — Это заячий хвост.

Это хвост лисы, он чей? — Это лисий хвост.

Это хвост белки, он чей? — Это беличий хвост.

Это хвост медведя, он чей? — Это медвежий хвост. И т.д.

 

Логопед интонационно подчеркивает связь между вопросами Чей? Чье? и прилагательными мужского и женского рода.

Дети хором и индивидуально повторяют предложения: “Это медвежий хвост” и т. д.    

4. Практическое употребление притяжательных прилагательных, развитие зрительного восприятия.

 

- Ребята, волшебник не только заколдовал животных, но и поменял местами их дома! Поможем обитателям зоопарка вернуться в свои домики?

- В чьем дупле сидит лиса?

 

- В чью нору надо отправить лису?

 

 

- В чьей норе спит медведь?

 

- Куда мы отправим медведя?

 

Дети рассматривают рисунки.

 

 

- Лиса сидит в беличьем дупле.

- Лису надо отправить в лисью нору.

- В лисьей норе спит медведь.

- В медвежью берлогу.

5. Игра «Чьи следы?»

 

- Мы с вами расколдовали животных и отправили их по своим «домам», но у нас на пути еще одно препятствие: животные испугались, разбежались и спрятались! Но они оставили свои следы. Давайте догоним зверят и вернем их домой?

Дети с логопедом идут по следам и подходят к первой картине: из-за пенька торчит лисий хвост.

 

- Чей это хвост?

 - По чьим следам мы шли? Дети. Мы шли по лисьим следам.

(Таким образом находят зайца, волка, белку.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это лисий хвост.

- Мы шли по лисьим следам.

6. Физминутка.              

 

По зоопарку мы шагаем

И медведя там встречаем

Этот мишка косолапый
Широко расставил лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.

Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим
На носочках пробежим.

Вот волчата спинку выгнули

И легонечко подпрыгнули.

Подражаем мы зайчишке

Непоседе-шалунишке.
Но закончилась игра
Заниматься нам пора.
 

 

Маршируют на месте.

Раскачивание туловищем.

Руки полусогнуты в локтях, ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу.

Дети всматриваются вдаль, держа ладонь над бровями, повороты.

Бег на месте на носках.

Прогнуться в спине вперед.

Легкий прыжок вверх.

Ладони на голову, подскоки.

Вернуться на места.

7. Игра «Кто у кого?»

 

- Ребята, животные пожаловались мне, что злой волшебник забрал у них детёнышей. Помогите мне отправить детенышей к их родителям?

На доске изображения детенышей: зайчонка, бельчонка, медве­жонка, лисенка, волчонка.

- Кто у зайчихи?

- Чей это детеныш? 

- У зайчихи зайчонок (прикрепляют изображение детеныша рядом с зайчихой)

 

- Это заячий детеныш.

8. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном  наглядном материале.

- Молодцы, ребята! Спасли зоопарк! Давайте еще раз всё закрепим правильными словами, чтобы волшебник больше никогда не смог напасть на зоопарк.

Логопед называет имя ребенка и показывает на часть тела животного:

- Маша, чья голова?

- Коля, чей хвост?

Дети отвечают на вопросы логопеда.

9. Итог, оценка деятельности детей.

Молодцы, ребята! Вспомним, чем мы сегодня занимались.

Мы справились с поставленной задачей!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fz_-_prityazh._prilagatelnye.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального лексико – грамматического занятия в логопедической группе.

Тема: Притяжательные прилагательные.

Задачи:

- учить образовывать притяжательные прилагательные, используя наглядную опору в виде предметов и картинок ( предметных, сюжетных);

- учить правильно отвечать на вопросы: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?

- учить точно подбирать притяжательные прилагательные и включать их в словосочетания и предложения;

- активизировать словарный запас по ранее изученным лексическим темам;  

- воспитывать умение организовывать свою деятельность;

- воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование:  Панно «Лес» с изображениями жилищ диких животных с прорезями; контурные однотонные изображения диких животных: волка, лисы, зайца, медведя, белки; контурные следы животных; картинки: заячьи уши торчат из-за дерева, лисий хвост — из-за пенька, беличьи уши — из дупла, волчьи лапы — из норы, рисунки для игры «Кто у кого?»; цветные контурные изображения животных, детенышей;  

План занятия:

1.Орг. момент

2. Сообщение темы занятия.

3. Этап обучения с использованием наглядного материала.

4. Практическое употребление притяжательных прилагательных, развитие зрительного восприятия.

5. Игра «Чьи следы?»

6. Физминутка.

7. Игра «Кто у кого?»

8. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном  наглядном материале.

9. Итог, оценка деятельности детей.

Ход занятия:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.Орг. момент

- Ребята, здравствуйте. Встаньте в круг.

- Кто мне скажет, что такое зоопарк?

- А вы когда-нибудь были в зоопарке?

- Что вы там видели?

Дети стоят в кругу и отвечают на вопросы логопеда.

2. Сообщение темы занятия.

- Ребята, мне вчера позвонили из зоопарка и сказали, что случилась беда! На зоопарк напал злой волшебник, навёл там беспорядок. Поможем жителям зоопарка вернуть всё на свои места?

да

3. Этап обучения с использованием наглядного материала.

- Злой волшебник заколдовал животных, поменял местами их хвосты. Давайте вернём животным их хвосты?

На доске с правой стороны выставляются картинки с изображением животных и птиц, а с левой — недостающие детали.

Логопед обращает внимание детей на то, как по-разному называют части тела у разных животных и птиц. Даются соответствующие образцы.

Например:

Это хвост зайца, он чей? — Это заячий хвост.

Это хвост лисы, он чей? — Это лисий хвост.

Это хвост белки, он чей? — Это беличий хвост.

Это хвост медведя, он чей? — Это медвежий хвост. И т.д.

Логопед интонационно подчеркивает связь между вопросами Чей? Чье? и прилагательными мужского и женского рода.

Дети хором и индивидуально повторяют предложения: “Это медвежий хвост” и т. д.    

4. Практическое употребление притяжательных прилагательных, развитие зрительного восприятия.

- Ребята, волшебник не только заколдовал животных, но и поменял местами их дома! Поможем обитателям зоопарка вернуться в свои домики?

- В чьем дупле сидит лиса?

- В чью нору надо отправить лису?

- В чьей норе спит медведь?

- Куда мы отправим медведя?

Дети рассматривают рисунки.

- Лиса сидит в беличьем дупле.

- Лису надо отправить в лисью нору.

- В лисьей норе спит медведь.

- В медвежью берлогу.

5. Игра «Чьи следы?»

- Мы с вами расколдовали животных и отправили их по своим «домам», но у нас на пути еще одно препятствие: животные испугались, разбежались и спрятались! Но они оставили свои следы. Давайте догоним зверят и вернем их домой?

Дети с логопедом идут по следам и подходят к первой картине: из-за пенька торчит лисий хвост. 

- Чей это хвост?

 - По чьим следам мы шли? Дети. Мы шли по лисьим следам.

(Таким образом находят зайца, волка, белку.)

- Это лисий хвост.

- Мы шли по лисьим следам.

6. Физминутка.              

По зоопарку мы шагаем

И медведя там встречаем

Этот мишка косолапый
Широко расставил лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.

Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим
На носочках пробежим.

Вот волчата спинку выгнули

И легонечко подпрыгнули.

Подражаем мы зайчишке

Непоседе-шалунишке.
Но закончилась игра
Заниматься нам пора.

Маршируют на месте.

Раскачивание туловищем.

Руки полусогнуты в локтях, ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу.

Дети всматриваются вдаль, держа ладонь над бровями, повороты.

Бег на месте на носках.

Прогнуться в спине вперед.

Легкий прыжок вверх.

Ладони на голову, подскоки.

Вернуться на места.

7. Игра «Кто у кого?»

- Ребята, животные пожаловались мне, что злой волшебник забрал у них детёнышей. Помогите мне отправить детенышей к их родителям?

На доске изображения детенышей: зайчонка, бельчонка, медвежонка, лисенка, волчонка.

- Кто у зайчихи?

- Чей это детеныш?  

- У зайчихи зайчонок (прикрепляют изображение детеныша рядом с зайчихой)

- Это заячий детеныш.

8. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном  наглядном материале.

- Молодцы, ребята! Спасли зоопарк! Давайте еще раз всё закрепим правильными словами, чтобы волшебник больше никогда не смог напасть на зоопарк.

Логопед называет имя ребенка и показывает на часть тела животного:

- Маша, чья голова?

- Коля, чей хвост?

Дети отвечают на вопросы логопеда.

9. Итог, оценка деятельности детей.

Молодцы, ребята! Вспомним, чем мы сегодня занимались.

Мы справились с поставленной задачей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия на тему: «Посуда».

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия на тему: «Посуда», с самоанализом....

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия в старшей специальной группе для детей с нарушением речи по теме "Дикие животные Африки".

Знакомим детей с дикими животными Африки, обогащаем словарный запас, образовываем существительные с уменьшит.-ласкат. суф-ми, сущ. родительного падежа, предлоги....

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия в старшей группе компенсирующей направленности "В гости к Диме".

В занятиие включены задания на развитие лексико-грамматического строя речи: образование глаголов приставочным способом, правильное употребление предлогов"В", "ЗА", "К", "ИЗ-ЗА", закрепление обобщающих...

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия с элементами грамоты в подготовительной группе ДОУ

Конспект фронтального занятия логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе ДОУ "Путешествие в сказку "Золотой ключик, или Приключения Буратино"...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи ( старшая группа ). Тема. Притяжательные прилагательные. «Дикие животные весной»

       Представлен подробный план-конспект по формированию умения образовывать притяжательные прилагательные   в рамках изучения  лексической темы  "...

Конспкт фронтального лексико-грамматического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: «Весна идет, весне дорогу»Цель: формирование лексико-грамматических категорий по теме «весна»Задачи: закреплять с детьми характерные признаки весны. Учить подбирать родст...