Конспект фронтального лексико-грамматического занятия по теме «Мебельная мастерская» для воспитанников старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект фронтального лексико-грамматического занятия по теме «Мебельная мастерская» для воспитанников старшей группы
с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) поможет в работе специалистов и воспитателей детского сада как для общеразвивающих групп, так и для комбинированных.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального лексико-грамматического занятия по теме «Мебельная мастерская» для воспитанников старшей группы
с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Попова Валентина Александровна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 18» г.о. Самара.
Длительность: 25 минут.
Цель: обогащение и систематизация лексико-грамматических представлений по теме «Мебель», развитие связной речи.
Задачи:
1) коррекционно-развивающие:
* активизировать и расширить словарь по теме (названия мебели, её частей, материалов);
* учить образовывать и употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (стул → стульчик, стол → столик);
* формировать навык согласования существительных с числительными (один стул, три стула);
* отрабатывать употребление предлогов на, в, под, за в ответах на вопросы;
* развивать фонематическое восприятие (узнавание слов по первым звукам/слогам);
* совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных: деревянный, пластиковый, кожаный);
* тренировать слуховое внимание и память (запоминание ряда слов, выполнение инструкций);
2) коррекционно-образовательные:
* закрепить обобщающее понятие «мебель»;
* уточнить назначение разных предметов мебели (для сидения, сна, хранения вещей);
* познакомить с материалами изготовления (дерево, пластик, металл, стекло, ткань, кожа);
* учить составлять короткие описательные высказывания по плану: название → цвет → материал → части → назначение;
3) коррекционно-воспитательные:
* воспитывать бережное отношение к предметам мебели;
* формировать уважение к труду взрослых (мебельщиков, столяров);
* развивать навыки сотрудничества и взаимопомощи в групповых заданиях;
* стимулировать аккуратность и организованность при работе с материалами.
Оборудование:
* предметные картинки с изображением мебели (стул, стол, диван, кресло, кровать, шкаф, тумбочка, полка, комод, табурет);
* макет или кукольный домик с мебелью;
* карточки схемы для конструирования;
* массажные мячики разных цветов;
* бланки с «замаскированными» предметами мебели (для поиска и обводки);
* аудиозапись лёгкой музыки для двигательной паузы;
* мяч для игры.
Ход занятия
1. Организационный момент (2–3 мин)
* Приветствие, проверка готовности.
* Игра «Угадай по первому звуку»: педагог называет первый звук (с…, д…, к…), дети угадывают и называют предмет мебели.
* Мотивация: «Сегодня мы отправимся в волшебную мастерскую мебели и узнаем много нового!»
2. Основная часть (20–22 мин)
* Беседа по картинкам (3 мин): Что это? Для чего нужно? Из чего сделано?; закрепление обобщающего понятия «мебель»; вопросы: Какая мебель есть у вас дома? Для чего она нужна?
* Игра «Назови ласково» (3 мин): педагог показывает картинку, дети называют предмет с уменьшительно-ласкательным суффиксом (стул → стульчик, стол → столик, кровать → кроватка и т. д.);
вариант с мячом: педагог бросает мяч и называет предмет, ребёнок возвращает мяч с «ласковым» вариантом.
* Упражнение «Из чего сделано?» (3 мин): стул из дерева — деревянный. Диван из кожи — … (кожаный). Стол из стекла — … (стеклянный)» и т. д.;
* поддержка наглядностью (картинки с материалами).
* Игра «Один — много» (3 мин):
согласование с числительными: «один стул — три стула — семь стульев»; «один шкаф — три шкафа — семь шкафов» и т. п.;
использование картинок для визуализации.
* Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире» (2 мин):
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ноги отдохнули,
Посидим чуть‑чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили —
Много мебели в квартире!
* Конструирование «Мебельная мастерская» (4 мин): дети выбирают схему и строят из конструктора/блоков предмет мебели; рассказывают: «Я построил … (стул). Он … (деревянный, коричневый). У него есть … (ножки, сиденье, спинка)».
* Двигательная пауза «Мы — мебельщики» (2 мин): под музыку дети имитируют действия мебельщиков (пилят, стучат, красят, собирают); по команде «Стоп!» замирают и называют предмет мебели, который «изготовили».
3. Заключительная часть (3–5 мин)
* Рефлексия:
- О чём говорили? Что строили? Какие слова научились говорить ласково?
- Как нужно обращаться с мебелью, чтобы она долго служила?
- Что было самым интересным? Что было трудно?
* Оценка деятельности: похвала, выделение успехов каждого ребёнка («Ты отлично назвал все предметы!», «Ты красиво построил стул!»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия на тему: «Посуда».
Конспект фронтального лексико-грамматического занятия на тему: «Посуда», с самоанализом....

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия в старшей специальной группе для детей с нарушением речи по теме "Дикие животные Африки".
Знакомим детей с дикими животными Африки, обогащаем словарный запас, образовываем существительные с уменьшит.-ласкат. суф-ми, сущ. родительного падежа, предлоги....

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия в старшей группе компенсирующей направленности "В гости к Диме".
В занятиие включены задания на развитие лексико-грамматического строя речи: образование глаголов приставочным способом, правильное употребление предлогов"В", "ЗА", "К", "ИЗ-ЗА", закрепление обобщающих...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы у детей подготовительного к школе возраста с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Животные жарких стран".
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы по теме "Животные жарких стран" разработан с учётом возрастных и речевых возможностей детей с тяжёлыми нарушениями р...

Конспект коррекционно - развивающего занятия на тему: «Животные жарких стран» с детьми с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 5 – 6 лет
Конспект коррекционно - развивающего занятия на тему: «Животные жарких стран»с детьми с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 5 – 6 лет...

Конспект театрализованной деятельности с детьми подготовительной группыс тяжелыми нарушениями речи « В гостях у сказки » с использованием интерактивных технологий.
Конспект театрализованной деятельности с детьми подготовительной группыс тяжелыми нарушениями речи« В гостях у сказки » с использованием интерактивных технологий....

Конспект театрализованной деятельности с детьми подготовительной группыс тяжелыми нарушениями речи « В гостях у сказки » с использованием интерактивных технологий.
Конспект театрализованной деятельности с детьми подготовительной группыс тяжелыми нарушениями речи« В гостях у сказки » с использованием интерактивных технологий....
