Конспект фронтального лексико-грамматического занятия по теме «Мебельная мастерская» для воспитанников старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Попова Валентина Александровна

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия по теме «Мебельная мастерская» для воспитанников старшей группы

с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) поможет в работе специалистов и воспитателей детского сада как для общеразвивающих групп, так и для комбинированных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mebel.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия по теме «Мебельная мастерская» для воспитанников старшей группы

с тяжелыми нарушениями речи

Автор: Попова Валентина Александровна,

 учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 18» г.о. Самара.

Длительность: 25 минут. 

Цель: обогащение и систематизация лексико-грамматических представлений по теме «Мебель», развитие связной речи.

Задачи:

1) коррекционно-развивающие:

* активизировать и расширить словарь по теме (названия мебели, её частей, материалов); 
* учить образовывать и употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (стул → стульчик, стол → столик); 

* формировать навык согласования существительных с числительными (один стул, три стула); 

* отрабатывать употребление предлогов на, в, под, за в ответах на вопросы; 
* развивать фонематическое восприятие (узнавание слов по первым звукам/слогам); 
* совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных:
деревянный, пластиковый, кожаный); 
* тренировать слуховое внимание и память (запоминание ряда слов, выполнение инструкций);

2) коррекционно-образовательные:

* закрепить обобщающее понятие «мебель»;

* уточнить назначение разных предметов мебели (для сидения, сна, хранения вещей);

* познакомить с материалами изготовления (дерево, пластик, металл, стекло, ткань, кожа);

* учить составлять короткие описательные высказывания по плану: название → цвет → материал → части → назначение;

3) коррекционно-воспитательные:

* воспитывать бережное отношение к предметам мебели;

* формировать уважение к труду взрослых (мебельщиков, столяров);

* развивать навыки сотрудничества и взаимопомощи в групповых заданиях;

* стимулировать аккуратность и организованность при работе с материалами.

Оборудование:
* предметные картинки с изображением мебели (стул, стол, диван, кресло, кровать, шкаф, тумбочка, полка, комод, табурет);

* макет или кукольный домик с мебелью;

* карточки схемы для конструирования;

* массажные мячики разных цветов;

* бланки с «замаскированными» предметами мебели (для поиска и обводки);

* аудиозапись лёгкой музыки для двигательной паузы;

* мяч для игры.

Ход занятия

1. Организационный момент (2–3 мин)

* Приветствие, проверка готовности.

* Игра «Угадай по первому звуку»: педагог называет первый звук (с…, д…, к…), дети угадывают и называют предмет мебели.

* Мотивация: «Сегодня мы отправимся в волшебную мастерскую мебели и узнаем много нового!»

2. Основная часть (20–22 мин)

* Беседа по картинкам (3 мин): Что это? Для чего нужно? Из чего сделано?; закрепление обобщающего понятия «мебель»;  вопросы: Какая мебель есть у вас дома? Для чего она нужна?

* Игра «Назови ласково» (3 мин): педагог показывает картинку, дети называют предмет с уменьшительно-ласкательным суффиксом (стул → стульчик, стол → столик, кровать → кроватка и т. д.); 
вариант с мячом: педагог бросает мяч и называет предмет, ребёнок возвращает мяч с «ласковым» вариантом.

* Упражнение «Из чего сделано?» (3 мин): стул из дерева — деревянный. Диван из кожи — … (кожаный). Стол из стекла — … (стеклянный)» и т. д.;

  * поддержка наглядностью (картинки с материалами).

* Игра «Один — много» (3 мин):

согласование с числительными: «один стул — три стула — семь стульев»; «один шкаф — три шкафа — семь шкафов» и т. п.;

  использование картинок для визуализации.

* Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире» (2 мин): 

  Раз, два, три, четыре,

  Много мебели в квартире.

  В шкаф повесим мы рубашку,

  А в буфет поставим чашку.

  Чтобы ноги отдохнули,

  Посидим чуть‑чуть на стуле.

  А когда мы крепко спали,

  На кровати мы лежали.

  А потом мы с котом

  Посидели за столом.

  Чай с вареньем дружно пили —

  Много мебели в квартире!

* Конструирование «Мебельная мастерская» (4 мин): дети выбирают схему и строят из конструктора/блоков предмет мебели; рассказывают: «Я построил … (стул). Он … (деревянный, коричневый). У него есть … (ножки, сиденье, спинка)».

* Двигательная пауза «Мы — мебельщики» (2 мин): под музыку дети имитируют действия мебельщиков (пилят, стучат, красят, собирают); по команде «Стоп!» замирают и называют предмет мебели, который «изготовили».

3. Заключительная часть (3–5 мин)

* Рефлексия:

 - О чём говорили? Что строили? Какие слова научились говорить ласково?

 - Как нужно обращаться с мебелью, чтобы она долго служила?

 - Что было самым интересным? Что было трудно?

* Оценка деятельности: похвала, выделение успехов каждого ребёнка («Ты отлично назвал все предметы!», «Ты красиво построил стул!»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия на тему: «Посуда».

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия на тему: «Посуда», с самоанализом....

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия в старшей специальной группе для детей с нарушением речи по теме "Дикие животные Африки".

Знакомим детей с дикими животными Африки, обогащаем словарный запас, образовываем существительные с уменьшит.-ласкат. суф-ми, сущ. родительного падежа, предлоги....

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия в старшей группе компенсирующей направленности "В гости к Диме".

В занятиие включены задания на развитие лексико-грамматического строя речи: образование глаголов приставочным способом, правильное употребление предлогов"В", "ЗА", "К", "ИЗ-ЗА", закрепление обобщающих...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы у детей подготовительного к школе возраста с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Животные жарких стран".

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы по теме "Животные жарких стран" разработан с учётом возрастных и речевых возможностей детей с тяжёлыми нарушениями р...

Конспект коррекционно - развивающего занятия на тему: «Животные жарких стран» с детьми с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 5 – 6 лет

Конспект коррекционно - развивающего занятия на тему: «Животные жарких стран»с детьми с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 5 – 6 лет...

Конспект театрализованной деятельности с детьми подготовительной группыс тяжелыми нарушениями речи « В гостях у сказки » с использованием интерактивных технологий.

Конспект театрализованной деятельности с детьми подготовительной группыс тяжелыми нарушениями речи« В гостях у сказки »  с использованием интерактивных технологий....

Конспект театрализованной деятельности с детьми подготовительной группыс тяжелыми нарушениями речи « В гостях у сказки » с использованием интерактивных технологий.

Конспект театрализованной деятельности с детьми подготовительной группыс тяжелыми нарушениями речи« В гостях у сказки »  с использованием интерактивных технологий....