Ротацизм и ламбдацизм. Коррекция звукопроизношения у дошкольников.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Калинина Ольга Владимировна

Описание нарушений,их виды. Способы постановки звуков. Этапы автоматизации, упражнения для автоматизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rotacizm_i_lambdacizm_u_doshkolnikov._referat.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

План.

Введение.

Глава 1.Определение ротацизма и ламбдацизма, их место в ряду других нарушений звукопроизношения, возможные причины возникновения.

Глава 2. Характеристика, нормальная артикуляция твердого звука [p] и мягкого звука [p'], твердого звука [л] и мягкого звука [л’], профили артикуляции.

Глава 3. Виды ротацизма и параротацизма, ламбдацизма и параламбдацизма.

Глава 4. Этапы логопедического воздействия.

4.1. Подготовительный этап.

Развитие фонематического слуха.

Формирование артикуляторных умений и навыков.

4.2. Постановка звуков [р], [р’], [л], [л’].

4.3. Автоматизация .

4.4. Дифференциация смешиваемых звуков.

Введение.

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.

Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием определенных причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте. Однако многие родители, к сожалению, не придают серьезного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом само пройдет». О том, что эти надежды далеко не всегда оправдываются, свидетельствует наличие дефектов звукопроизношения в речи многих взрослых людей. Особенно частыми и наиболее заметными для окружающих являются дефекты произношения р.

Естественно, что неправильное произношение звуков в той или иной мере беспокоит в дальнейшем очень многих, причем нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье, мешающее в достижении многих жизненных целей (выбор профессии, устройство личной жизни и пр.). Многие из них потом обращаются за помощью к специалистам, сетуя на родителей за то, что те своевременно не предприняли необходимых мер.

Особо нужно отметить, что некоторые дефекты в произношении звуков (пропуск или замена звука на другой, обычно, более простой по артикуляции), не устраненные до начала обучения ребенка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражаются на письме и могут привести к неуспеваемости.

Таким образом, если к 5-6 годам ребенок не овладел правильным произношением всех звуков речи, то ему требуется специальная логопедическая помощь. О недостатках произношения л и р и преодолении этих недостатков и пойдет речь в этом реферате.


Глава 1. Определение ротацизма и ламбдацизма, их место в ряду других нарушений звукопроизношения, возможные причины возникновения.

Недостатки произношения звуков [р] и [р’], выражающиеся в их искажении, называются ротацизмом (от греческой буквы ρ -- ро), а выражающиеся в их заменах, -- параротацизмом. Аналогично, недостатки произношения звуков [л] и [л’], выражающиеся в их искажении, называется ламбдацизмом (от греческой буквы λ -- ламбда), а выражающиеся в их заменах, -- параламбдацизмом.

Поскольку эти звуки сложны по артикуляции и являются звуками позднего онтогенеза (кроме [л’]), то и нарушаются они очень часто, особенно [р]. Из 58 пяти- и шестилетних детей, обследуемых мной и имеющих какие-либо дефекты произношения, 46 детей, т.е. 79,3% имели ротацизм и 31, т.е. 53,4%, – ламбдацизм.

Одной из причин недостатков произношения звуков [р], [р’], [л], [л’] могут являться особенности строения артикуляционного аппарата. Здесь, прежде всего, следует выделить укороченную подъязычную уздечку языка. При этом дефекте движения языка оказываются затрудненными, так как слишком короткая уздечка не позволяет ему при верхнеязычных звуках, какими и являются [р], [p’], [л], [л’], высоко подниматься. Кроме того, ротацизм и ламбдацизм может быть вызван либо слишком большим, едва умещающемся во рту и от этого неповоротливым языком, либо, наоборот, слишком маленьким и узким языком, что тоже затрудняет правильную артикуляцию.

Отрицательно сказывается на звукопроизношении и неправильное строение неба. Узкое, слишком высокое (готическое небо) препятствует правильной артикуляции многих звуков, в том числе и [р], [р’], затрудняя вибрирование кончика языка.

Причиной неправильного произношения может являться и недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, в основном, языка, неумение ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

Ротацизм и ламбдацизм могут возникать и вследствие подражания. Вредным, как правило, оказывается постоянное общение ребенка с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Ребенок может также подражать искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи.

Часто причиной оказывается так называемая педагогическая запущенность. Если взрослые не обращают внимания на развитие правильного произношения ребенка, не поправляют его ошибок в речи, сами не произносят звуки четко и правильно, не привлекают внимание малыша к правильному произношению, то в этом случае его речь, не подвергаясь необходимой коррекции со стороны взрослых, тормозит нормальное развитие произношения ребенка.

Дефекты звукопроизношения у детей могут быть обусловлены и недоразвитием фонематического слуха, в результате которого надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения. В свою очередь недостатки в произношении звуков, особенно если они выражаются в их замене или в смешении, могут затруднять формирование фонематического слуха и в дальнейшем привести даже к общему недоразвитию речи и нарушениям письма и чтения.

Глава 2. Характеристика, нормальная артикуляция твердого звука [p] и мягкого звука [p'], твердого звука [л] и мягкого звука [л’], профили артикуляции.

. Как известно, звуки [р], [р’], [л],[л’] -- согласные. Согласные звуки различаются по следующим основным признакам:

1) по способу артикуляции,

2) по участию голоса,

3) по месту артикуляции,

4) по твердости и мягкости.

Звук [р] – дрожащий, или вибрант,

звонкий сонорный,

язычно-альвеолярный,

твердый.

Нормальная артикуляция твердого звука [р]. Весь звукопроизносительный аппарат напряжен и неподвижен, за исключением кончика языка. Губы и челюсти раскрыты в зависимости от артикуляции предшествующего и преимущественно последующего гласного. В целях наиболее сильного задувания на кончик языка выдыхаемой струей, вход в носовую полость плотно закрывается системой мышц глотки, дужек и самим мягким небом с язычком. Весь язык, в особенности его кончик, приводится в эластически напряженное состояние. Передняя часть его должна быть возможно тверже, истонченнее и свободней. Остальная часть языка, широко распластанная, несколько приподнятыми боковыми краями касается верхних зубов почти до клыков. Передняя треть напряженного языка немного приподнята кверху и сближается с передней третью твердого неба, верхней десной и зубами. Средняя часть спинки языка несколько опущена, что обусловливает низкий тон звука – его твердость. Корень языка несколько оттягивается вниз назад. Кончик языка с небольшой неустойчивостью прилегает к альвеолам и основаниям верхних зубов. Нарушителем установленного нервно-мышечного равновесия является с силой выдыхаемый звучащий (голосовые связки вибрируют) ток воздуха, прорывающийся через язычно-небно-зубное сужение и отбрасывающий кончик языка к нижним зубам, на мгновение открывая этим выход звучащему воздуху. В силу напряженности кончик языка снова на мгновение поднимается вверх к альвеолам, чтобы, подчиняясь давлению воздушного тока, опять опуститься и т. д. Быстрота вибраций – до 30 в секунду.

В начале слова, перед согласными и после согласных [р] произносится с 1-2 ударами, между гласными – с 1 ударом, в конце слова более раскатисто – до 3-4 ударов.

Звук [р’] – дрожащий, или вибрант,

звонкий сонорный,

язычно-альвеолярный,

мягкий.

Нормальная артикуляция мягкого звука [р’] отличается от твердого [р] тем, что средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу, кончик языка находится несколько ниже, чем при [р], задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.

Звук [л] – смычно-проходной,

звонкий сонорный,

язычно-зубной,

твердый.

Нормальная артикуляция твердого звука [л]. Губы раскрыты и принимают положение следующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами – 2-4 мм. Язык напряжен, средняя часть спинки языка опущена, что придает звуку характерный низкий тон, т.е. твердость. Кончик языка, несколько суженный, поднят и прижат к основанию верхних зубов. Бока языка слегка приподняты, от малых коренных до зуба мудрости не касаются боковых коренных зубов, оставляя проход для воздуха. Задняя часть языка чуть приподнята и отодвинута назад, а средняя принимает ложкообразную форму. Мягкое небо закрывает проход в нос. Голосовые связки колеблются, производя голос.

Звук [л’] – смычно-проходной,

звонкий сонорный,

язычно-зубной,

мягкий.

Нормальная артикуляция мягкого звука [л’] отличается от твердого тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны (что свойственно мягким согласным). Средняя часть спинки языка приподнята к твердому небу, что обуславливает более высокий тон – мягкость звука. Все тело языка более напряжено и образует менее широкие и отодвинутые назад просветы по бокам, задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена. Лопатообразный кончик и передняя часть спинки языка касаются значительно большей площадью верхних зубов, чем при [л] твердом.

Глава 3. Виды ротацизма и параротацизма, ламбдацизма и параламбдацизма

Как уже было указано, звук [р] является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков человеческой речи. Вот почему он часто и очень легко поддается разнообразнейшим искажениям и замещениям. Правильный зазубный звук [р] в генезисе звуков детской речи, как правило, появляется позднее всех звуков. Укажем наиболее распространенные виды ротацизма.

Велярное р (velum palatum по-латыни мягкое небо) образуется вследствие сближения спинки задней части языка с мягким небом. Проходящая через это сужение голосовыдыхательная струя вызывает вибрационное дрожание напряженных наиболее подвижных частей мягкого неба и отчасти языка. Вибрирующее небо то прилегает к языку, то отрывается. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса.

Увулярное р (uvula – язычок) образуется как велярное, но вибрирует только маленький язычок. Вибрация при этом носит гармонический характер и не сопровождается шумом.

Одноударное (проторное) р – отсутствует вибрация, но место артикуляции оказывается таким же, как при нормально произносимом звуке.

Вместо р -- беззвучная короткая пауза с сужением зева.

Вместо р -- придыхательный звук типа южно-русского г, похожий на наше звонкое х.

Вместо р – редуцированный (усеченный, неясный) звук, едва уловимое среднее между ы и э.

Боковое р – вибрирует не кончик, а один из боковых краев языка, смычка между языком и коренными зубами разрывается, и через нее выходит голосовыдыхательная струя, как при звуке [л’], в результате произносится звук, в котором как бы сливаются [р] и [л’]. Такое произношение [р] часто сочетается с боковым произношением шипящих и свистящих звуков, но иногда является и самостоятельным нарушением.

Щечное р – вибрируют обе щеки или одна из них с кончиком или боковыми краями языка – сильный выдыхательный ток проходит между щеками и краями языка.

Кучерское р –вибрируют обе губы или же одна из них совместно с высовывающимся в этот момент кончиком языка.

Разнообразны случаи и параротацизма. [p] может заменяться:

[л]: лак (рак), колова (корова), шал (шар);

[л']: ляк, колева, шаль;

[j]: як, коёва, шай;

[р']: ряк, корёва, шарь;

[в]: вак, ковова, шав;

[г]: гак, когова, шаг;

[рл']: рляк, корлёва, шарль;

[д]: дак, кодова, шад и др.

Мягкий звук [р’] может нарушаться так же, как и твердый, но вместе с тем нередки случаи, когда нарушается только твердый звук, а мягкий оказывается ненарушенным.

Наиболее распространенные виды ламбдацизма.

Вместо л – двугубный сонорный звук наподобие краткого [у], или звука [w], свойственного фонетическому строю английского языка.

Вместо л – неопределенный гласный редуцированный звук вроде [ы].

Вместо л – задненебный фрикативный звук, что-то среднее между [г] и [х].

Полное отсутствие л.

Межзубное л, когда кончик языка просовывается между зубами.

В случаях параламбдацизма звук [л] может заменяться:

1) [л']: ляпа (лапа), пиля (пила), столь (стол);

2) [j]: япа, пия, стой;

3) [у]: уапа, пиуа, стоу;

4) [в]: вапа, пива, стов;

5) [ы]: ыапа, пиыа, стоы;

6) [р]: рапа, пира, стор;

7) [н]: напа, пина, стон;

8) [д]: дапа, пида, стод и др.

Мягкий звук [л’] нарушается гораздо реже: наблюдается или замена звуком [j] или полумягкое произнесение.

Глава 4. Этапы логопедического воздействия.

4.1. Подготовительный этап.

На подготовительном к постановке звука этапе, кроме общепедагогических задач включения ребенка в целенаправленный логопедический процесс и формирования у него произвольных форм деятельности, решаются и специальные логопедические задачи: умение опознавать и различать фонемы и формирование артикуляторных умений и навыков. В тех случаях, когда нет нарушений в восприятии, они решаются параллельно. Когда недоразвитие фонематического слуха имеется, эти задачи решаются последовательно.

4.1.1. Развитие фонематического слуха.

Работа над формированием восприятия звуков речи строиться с учетом характера дефекта. В одних случаях она направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других – на развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В третьих – ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия.

Ребенок должен научиться:

- узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т.е. отличать один звук от другого по акустическим признакам);

- отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;

- определять наличие звука в словах и указывать его место в слове. 4.1.2.Формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков и только после этого переходить к упражнениям, необходимым для выработки артикуляционных укладов звуков [р], [р’], [л], [л’].

Начальные упражнения:

Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены («заборчик»).

Вытягивание губ вперед трубочкой («трубочка»).

Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой («заборчик» -- «трубочка»).

Спокойное открывание и закрывание рта,.губы -- в положении улыбки.

Язык широкий («лопаточка»).

Язык узкий («иголочка»).

Чередование положений языка: широкий – узкий («лопаточка» -- «иголочка»).

Подъем языка за верхние зубы.

Чередование движений языка вверх-вниз («качели»).

10) Чередование следующих движений языка: при опущенном кончике отодвигать язык в глубь рта – приближать к передним нижним резцам.

Упражнения для подготовки к правильному произношению звука [р].

Губы – в улыбке, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону; нижняя челюсть остается неподвижной («почистим зубки»).

Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед до внутренней поверхности зубов, и назад к мягкому небу («маляр»).

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз; нижняя челюсть должна оставаться неподвижной (« вкусное варенье»).

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом темп ускорить и добавить голос, пока не послышится бл-бл («индюк»).

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка сначала медленно, затем ускоряя темп («лошадка»).

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот («грибок»).

Сделать «грибок» и, не опуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную уздечку («гармошка»).

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д. Сначала звук [д] произносить медленно, затем темп постепенно ускорять («барабанщики»).

Открыть рот, поднять язык в виде чашечки вверх. Боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен, по середине языка идет воздушная струя, подключается голос («шмель»).

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа, вверх («фокус»).

Упражнения для подготовки к правильному произношению звука [л].

«Вкусное варенье».

«Индюк».

«Лошадка».

Выполнять то же, что в упражнении «Лошадка», но беззвучно.

Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы («Пароход гудит»).

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз («Качели»).

Постановка звуков.

При постановке звука [р] используют различные приемы:

1) По подражанию. Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам, поэтому чаще приходиться использовать другие.

2) Наиболее распространенным приемом является постановка звука [р] от [д], повторяющегося на одном выдохе: ддд, ддд, с последующим более форсированным произнесением последнего. Применяется также чередующееся призношение звуков [т] и [д] в сочетаниях тд, тд или тдд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [д] и [т] ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

Однако этот прием не всегда приводит к успеху. При заднеязычной артикуляции р или его велярном (увулярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибрации: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум, и ребенок отказывается такой звук принять. Кроме того, в случае достижения передней вибрации звук нередко оказывается излишне длительным (раскатистым) и зашумленным.

3) Постановка [р] в два этапа: на первом этапе ставиться фрикативный р без вибрации от звука [ж] при его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха (как при произнесении глухого звука) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.

Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах. Можно, не закрепляя звук в слогах, перейти ко второму этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти движения можно осуществлять и обычным плоским шпателем (деревянным или пластмассовым) или одним из зондов.

. Домашние тренировки ребенок может проводить с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.

Данный прием приводит к положительным результатам. Однако его недостаток в том, что звук оказывается раскатистым, произносится изолированно и ребенок с трудом овладевает переходом от него к сочетаниям звука с гласными.

4) Наиболее эффективным, по мнению авторов учебника «Логопедия» под редакцией Л.С.Волковой, является прием постановки [р] от слогового сочетания за с несколько удлиненным произнесением первого звука из слога: ззза. В ходе многократного повторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного р в сочетании с гласным [а]. После этого вводится зонд, с помощью которого проводят быстрые движения слева направо. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук [р], нормальной протяженности, без избыточного раската. При этом способе постановки звука не требуется специального введения звука в сочетание с гласным, так как сразу получается слог.

При постановке мягкого звука [р’] применяется тот же прием, но с помощью слога зи.

Приемы постановки звука [л].

1) Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твердой атаке голоса). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание ла. При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами.

2) Можно воспользоваться другим приемом, используя в качестве базового звука мягкий [л’]. Нужно попросить ребенка несколько раз повторить слог ля, затем ввести зонд (см. рис.6) так, чтобы он оказался между твердым небом и средней частью спинки языка. Нажать зондом на язык вниз – вправо или влево, и попросить ребенка произнести несколько раз сочетание ля. В момент произнесения регулировать движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого [л].

Основная трудность в постановке звука [л] заключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому звуку, который получается в момент его постановки. Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного.

Постановка звука [л’] не вызывает трудностей и проводиться по подражанию при фиксировании внимания на правильной артикуляции. Начинают со слога ли, затем переходят к сочетаниям л с гласными я, е, ё, ю.

4.3. Автоматизация звуков.

Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, словосочетания, предложения (в т. ч. потешки, пословицы, поговорки, скороговорки), стихи, рассказы и в самостоятельную речь ребенка.

Я обычно придерживаюсь определенной последовательности введения поставленного звука в речь. Рассмотрим это на примере звука [р].

1) Сначала отрабатывается прямой слог (ра, ры, ро, ру) и, следом, слова, начинающиеся на эти слоги, причем легче это происходит в словах с ударением на первом слоге: рак, рама, рана, Рая, радио, радуга, рысь, рыба, рынок, рыжик, рот, роща, роза, Рома, робот, рожки, Родина, руки, ручка, рубит, ружья... Затем – в словах с безударным первым слогом: ракета, работа, рассказ, расческа, ромашка, рубашка, рукавицы, ручей, рубанок, ружье…

Бывает так, что ребенок еще не умеет произнести звук [р] изолированно и в прямом слоге , но уже произносит его в сочетаниях тррр и дррр. Тогда я начинаю автоматизацию со слов, начинающихся на дра, дро, дру и тра, тро, тру: драп, драка, дрова, дрозд, дровни, друг, дружба, трава, трап, трасса, трамвай, трон, трогать, тройка, труд, трусы, труба… И после этого приступаю к прямому слогу.

2) Далее отрабатывается прямой слог в конце и в середине слова: гора., нора, жара, дыра, Ира, Юра, Вера, перо, урок, горох, мороз, кенгуру, кукуруза, Маруся, шары, комары, топоры, корыто…

3) Следующий этап – отработка обратного слога (ар, ор, ыр, ир, ур, ер) в конце слова: пар, шар, жар, комар, Макар, Захар, самовар, пожар, повар, сахар, бор, хор, двор, мотор, забор, топор, помидор, мухомор, сыр, пир, мир, кефир, командир, шнур, веер, ветер, вечер, катер…

4) Затем -- обратный слог в начале и в середине слова: армия, арбуз, карп, парк, март, карта, марка, барсук, карман, орден, морж, сорт, торт, горка, форма, урна, Мурка, дырка, доярка, терка, черный, юрта, серп, верба, ферма, персик…

5) Потом отрабатываются слова со стечением согласных в прямом слоге типа: брат, враг, град, драп, выдра, кран, правда, трава, цифра, храм, брови, дрозд, крот, пробка, срок, тройка, фронт, брусника, груз, друг, круг, пруд, труд, сруб, фрукты, брынза, грызун, крыса, прыгать…

6) В заключение – трудные слова с двумя звуками [р]: простор, размер, квартира, проверка, развернуть, разорвать, фарфор, оркестр, аэродром, литература, раскрывать, разворачивать, разгружать, раздробить, распороть… 

Наряду с прорабатыванием звука в словах на каждом из этих этапов можно использовать словосочетания, предложения, подходящие поговорки, пословицы, скороговорки и чистоговорки, короткие стихотворения:

1) Рабочий работает, рыбак рыбачит, рассказчик рассказывает, разноцветная радуга, розовые розы, ровные рамы, разные ракетки…

Ромин папа – рыбак. Рома готовит рыбный суп. Рома ест раков. Рая моет рамы. Рая ходит на рынок. У Раи растут розы. У Раи новый ранец.

Носить на руках. Золотые руки. Спустя рукава. Рукой подать. Родиться в рубашке. Руки не доходят. Как рыба в воде.

Завязать дружбу. Пальцем не тронуть.

Без росы трава не растет. Дружба дружбой, а служба службой. Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Трое трубачей трубили в трубы.

Ра-ра-ра – высокая гора.

Ра-ра-ра – старая нора.

Ро-ро-ро – ровное перо.

Ру-ру-ру – скачет кенгуру.

Ры-ры-ры – разные шары.

Ры-ры-ры – много детворы.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, рама, рак, гора, нора.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро, роза, роща, рот, перо.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру, руки, ружья, кенгуру.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры, рыба, рынок, рыжик, рысь.

Тара–тара–тара-ра!

Поднимайся, детвора!

Поднимайся, детвора –

В детский сад идти пора!

Туру-туру-туру-ру!

Поднимаем детвору.

Поднимаем детвору –

Туру-туру-туру-ру!

Тыры-тыры-тыры-ры!

Нету дома детворы.

Нету дома детворы –

Тыры-тыры-тыры-ры!

На скорую руку. Не за горами. На всех парах. Остаться в дураках. Напоролся на рожон.

Тот хорош, у кого родилась рожь.

Мы с Тамарой ходим парой ,             Носорог бодает рогом --

Санитары мы с Тамарой..               Не шутите с носорогом.

Шел сурок на урок,

Нес в коробочке пирог…

Съест сурок свой пирог,

Как закончится урок!

У сороки и вороны

В сковородке макароны!

У воробышка Ерошки

Есть горошки на окошке!

Ранним утром кое-как

Роет нору хмурый рак.

Рак бы рад ее не рыть,

Но ведь где-то надо жить.

(Работать раку неохота,

Не радует его работа.)

3) Мастер на все руки.

Ар-ар-ар – мы купили самовар.

Ар-ар-ар – в небе вьется белый пар.

Ор-ор-ор – вырос в поле мухомор.

Ор-ор-ор – это Ромин мухомор.

Ир-ир-ир – Рая любит пить кефир.

Шел Егор через двор,

Нес топор чинить забор

Егор, Егор, покажи свой двор.

А вот мой двор, голубой забор.

4) Держать ухо востро. Держать себя в руках. Пустить корни. Держать в ежовых рукавицах. Из первых рук. Держать нос по ветру.

Терпенье и труд все перетрут.

Арка-арка-арка – большая кофеварка.

Орка-орка-орка – ледяная горка.

Ырка-ырка-ырка – заштопанная дырка.

Урка-урка-урка – “дымчатая шкурка”.

Трут морковь на терке

Рае и Егорке.

В яркой куртке мухомор

Гордо сел на косогор.

Нам не нужен мухомор –

Не пойдем на косогор.

Наша Мурка –

Дымчатая шкурка.

Мордочка – картинка,

Пушистенькая спинка.

           Картинка в корзинке,

Карась на картинке,

Карась с карасенком

И ершик с ершонком.

5)Строить догадки. Брать быка за рога. Протянуть руку помощи.

Книги читаю и мир открываю. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

Красной краскою Егор

Красит крышу и забор.

                Бруснику в кружку соберу –

               Ватрушку сделаю к утру.     

  Красный помидор растет на огороде,

Красный георгин красуется в саду,

Красная брусника краснеет у дороги,

А красную ромашку я что-то не найду.

Громыхает грозный гром

Где-то в роще за бугром.

Не боится грома Рома,

Ведь у Ромы папа дома.

                    Жует поросенок

                   Морковку спросонок.

 Грызет спозаранку

Барашек баранку.

6) Струнный оркестр, огромная квартира, праздничный фейерверк, фарфоровый сервиз, бархатная портьера, литературное произведение, пассажирский транспорт, мраморная скульптура, раскрашивать квадраты, маршировать под барабан, фотографировать спортсменов.

Мечта таракана.

У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карман едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает сухари, баранки, фрукты и крошки от торта. Сегодня таракан позовет в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи – мечта каждого таракана!

4.4. Дифференциация смешиваемых фонем.

Нередко оказывается, что уже в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. Если он его не смешивает с другим, то нет необходимости в последующей работе над ним.

Но в логопедической практике довольно часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком. Детей нужно учить различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи, т.е. уметь дифференцировать.

Содержанием работы этого этапа является постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи..

Рассмотрим, как проводить эту работу на примере часто смешиваемых звуков [р] и [л].

Чтобы работа была понятной дошкольнику и эффективной, применяют специальные картинки-символы звуков, в данном случае «Тигр рычит: р-р-р» и «Самолет летит: л-л-л» (М. В. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения).

Для дифференциации по моторным признакам перед зеркалом сравнивается артикуляция звуков, уточняется положение языка и направление воздушной струи. При предъявлении картинок-символов, ребенок должен уметь назвать соответствующий звук, а также, не называя

звука, сказать, что делает язык, идет ли по нему воздушная струя, когда мы его произносим.

Для дифференциации по акустическим признакам логопед называет поочередно звуки [л] и [р], прикрывая рот экраном, чтобы исключить зрительный контроль. Ребенок, услышав звук, должен показать соответствующую картинку-символ.

Дифференциацию в слогах проводят, сопоставляя слоги и повторяя цепочки из 2-4 слогов, сначала используя зрительный контроль, затем его исключая:

ра - ла

ло - ро

ры – лы

лу – ру

ла – ра – ра

ро – ло – ло

ры – лы – ры

лу – ру – лу

ла – ра – ла – ра

ло – ро – ро – ло

ры – лы – лы – ры

ру – лу – ру - лу

Аналогичная работа проводится и с обратными слогами ар, ал, ор, ол и т.д.

Дифференциация звуков в словах проводят, предъявляя на слух попарно слова, содержащие [р] и [л]. Ребенок должен правильно их воспроизвести. Например,

рак – лак

рама - лама

лов – ров

ложки – рожки

рожь - ложь

Лука – рука

рад – лад

жир – жил

пил – пир

бар – бал

голод – город

сварка - свалка

плут – пруд

храм – хлам

красть – класть…

Также проводится работа по классификации слов: отобрать картинки, в названиях которых содержится звук [р], потом отобрать те, в которых есть звук [л], разложить картинки по группам: слева картинки со звуком [р], а справа – [л]. Полезны упражнения на самостоятельный подбор слов, содержащих тот или другой звук, а также воспроизведение слов, содержащих оба смешиваемых звука: крыло, горло, журнал, берлога, рыболов, проволока, километр…

Примерный речевой материал для дифференциации звуков [р] и [л] во фразах, предложениях, стихотворениях, скороговорках, стихотворениях и рассказах:

Красивое яблоко, морские волны, белый парус, соломенная крыша, красный гладиолус, желтый георгин, жаркий полдень…

Краской красят, а лаком лакируют. Золотом золотят, а серебром серебрят, мылом мылят, а крахмалом крахмалят. У волка -- логово, а у

медведя – берлога. У крота -- нора, а у белки – дупло. У вороны – воронята, а у галки – галчата…

Бросать слова на ветер. Положа руку на сердце. Во все горло. В рот воды набрал. Будто язык проглотил. Не покладая рук. Сошло с рук…

Глаза страшатся, а руки делают. После драки кулаками не машут. Дело мастера боится. Старый друг лучше новых двух. Правда глаза колет. Дорога ложка к обеду. Что имеем не храним, потерявши – плачем. Дружба дружбой, а служба службой. С миру по нитке – голому рубашка. Что с возу упало, то пропало.

Краб крабу сделал грабли. Проворонила ворона вороненка. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Прыгало, прыгало, Над водою – палочка,

Пугало, пугало А на ней – Русалочка.

На одной ножке Половичок стирает,

В лес по дорожке. С рыбкою играет.

Не доскакало –

Ворон увидало.

Испугалось, растерялось,

Да так стоять и осталось.

Говорил крокодил крокодилу:

Я красивый и страшно милый,

А когда я кого-то глотаю,

Долго плачу потом и рыдаю.

     Растянулся в луже Яшка

     И чуть-чуть не утонул.

    Хорошо, что он рубашкой

    Лужу сразу промокнул

Жираф у озера бродил,

А крокодил его дразнил:

Жара, не правда ли , жираф?

А мне прохладно!.. Я не прав?..

Вам, крокодил, узнать пора:

Жирафам не страшна жара!

      На уроке физкультуры

     Рома был сегодня хмурым.

    Он не прыгал, не играл,

    Стометровку не бежал.

    - Что с тобой случилось, Рома?

    - Я забыл кроссовки дома.

Обезьяна и горох.

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Одна горошина упала. Обезьяна хотела поднять ее и просыпала еще двадцать горошин. Она кинулась поднимать горох – и просыпала весь. Тогда она рассердилась, раскидала весь горох и убежала

Литература.

1. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой.— М., 1989.

2. Хватцев М. Е. Логопедия.— М., 1959.

3. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.— М., 1989.

4. Филичева Т. Б. Чевелева Н. А. Дислалия у детей.— М., 1987.

5. Филичева Т. Б. Туманова Т. В. Учись говорить правильно.— М., 1993.

6. Коноваленко В. В. Коноваленко С.В. Закрепление произношения звука Р у дошкольников 4-5 лет.—М., 2003.

7. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи.— С.-П., 1999.

8. Алифанова Е. А. Егорова Н. Е. Логопедические упражнения в рифмах.— М., 2000.

9. Левчук Е. А. Музыка звуков.— С.-П., 2004.

10. Синицына И. Ю. Буду чисто говорить.— М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Индивидуальное занятие посвящено автоматизации звука ш в слове.В предложенном занятии применяются разнообразные игровые приемы, с помощью которых удалось добиться положительного эмоционального фона на...

«Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения у дошкольников»

Примерные задания по развитию артикуляционной и общей моторики дошкольников....

"Использование игровых приёмов в коррекции звукопроизношения у дошкольников. Автоматизация звука Ш".

Использование различных игровых приёмов для коррекции звукопроизношения на примере автоматизации звука Ш у детей....

Мастер-класс Коррекция звукопроизношения у дошкольников с ОНР в системе индивидуальной лого-коррекционной работы

Комплекс упражнений артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики для постановки и автоматизации звуков на индивидуальном логопедическом занятии. В основу положены авторские разработки, пособи...

Вариативное использование дидактических игр в коррекции звукопроизношения старших дошкольников

Повышение качества коррекционной работы  в постановке и автоматизации звуков старших дошкольников с помощью дидактической игры...

"Применение фонетической (речевой) ритмики во время проведения режимных моментов как средства коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушениями слуха"

Данная статья освещает содержание, цель и задачи работы над произносительной стороной речи у дошкольников с нарушениями слуха с использованием мотода фонетичесой (речевой) ритмики во время проведения ...

Роль дыхания в работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников

Для формирования правильной речи необходим плавный длительный выдох и четкая ненапряженная артикуляция. Несформированность речевого дыхания влечёт за собой нарушение звукопроизношения, так как для пос...