Значение логоритмики с детьми с фонематическим недоразвитием речи, осложненным дизартрией, в условиях логопункта ДОУ
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Данная работа раскрывает специфику содержания и методов логопедической работы по коррекции фонетических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с дирзартрией в условиях логопункта ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение логоритмики с детьми с фонематическим недоразвитием речи, осложненным дизартрией, в условиях логопункта ДОУ

Специфику содержания и методов логопедической работы по коррекции фонетических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с дирзартрией определяет целый ряд особенностей:

1. Возрастные, характерологические особенности дошкольников с речевыми нарушениями предусматривают проведение с ними подготовительных занятий с введением увлекательных для ребенка игровых ситуаций, направленных на создание положительного и заинтересованного отношения к занятиям, желания заниматься и поддерживать активный речевой и эмоциональный контакт с логопедом.

2. Присущая детям с речевыми нарушениями сниженная познавательная активность определяет необходимость использования на логопедических занятиях тех видов заданий, при осуществлении которых она достаточна высока. По данным Н.А.Менчинской, А.Н.Цымбалюк, побуждающими к познавательной активности детей с речевыми нарушениями являются перцептивные процессы. Это требует применения в процессе логопедической работы достаточно большого количества наглядного материала.

Наряду с опорой на принцип постепенного перехода от простого к сложному целесообразно использовать возбуждающий познавательную активность метод контрастности заданий (по П. Я.Гальперину).

3. Для детей с речевыми нарушениями характерны повышенная утомляемость и истощаемость психических процессов, неспособность к волевому и психическому напряжению, отказ от деятельности в случае неудач при выполнении заданий. В связи с этим дошкольникам рекомендуется предлагать доступные по сложности и объему задания, не требующие длительного умственного напряжения и протекающие в условиях частого переключения на практическую деятельность.

6. Учет специфики познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями, характер проявления на этой основе нарушений фонетической стороны речи вызывает необходимость расширения подготовительного этапа работы с включением направлений по формированию ряда сенсорных и психических функций, без которых невозможно добиться эффективности в логопедической работе. В связи с этим в процессе специально организованных игровых упражнений осуществляется коррекционное воздействие, направленное на развитие:

- слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;

- слухо-двигательного, слухо-зрительного, зрительно-двигательного взаимодействия;

- мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Логоритмические игры и упражнения широко используются в логопедической работе как изолированно (на специальных логоритмических занятиях), так и на обычных логопедических занятиях, включаясь в ход занятия. При изолированном применении логоритмической игры ее целью становится закрепление навыков и умений звукопроизношения, звукового анализа и синтеза, сформированных у ребенка на логопедических занятиях. Каждому этапу коррекции соответствует определенный набор логоритмических игр и упражнений (см.приложение).

При разработке методик коррекции нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с дизартрией средствами логоритмической игры возможно опираться на приемы и методы, описанные в работах О.С.Бот, Л.Б.Дмитриева, Р.И.Лалаевой, Л.В.Лопатиной, Н.И.Озерецкого, Е.Ф.Соботович, Л.С.Таптаповой, М.Е.Хватцева и др.

Логоритмические занятия в условиях логопункта ДОУ обычно проводятся 2 раза в неделю в дополнение к  основным занятиям в логопедическом кабинете. Занятия проводятся совместно воспитателем и логопедом или только логопедом. Занятия включают логоритмические игры и упражнения, последовательно направленные на решение целей и задач основных этапов логопедического воздействия при коррекции фонетических расстройств у детей. Таким образом, в общем числе можно выделить следующие блоки занятий:

1. Узнавание и различение неречевых звуков. Логопедическая работа по данному разделу предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений (“Угадай, что звучало?”, “Что делает Петрушка?”, “У кого звучит игрушка?” и т. д. ). В процессе этой работы у детей формируются также навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.

2. Различение правильно и дефектно произнесенного звука. На протяжении работы по данному направлению у детей воспитываются навыки слухового контроля. Для достижения поставленной цели используется целый ряд логоритмических игр и упражнений, направленных на различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой и собственной речи (приложение). Логопедическая работа ведется по трем направлениям:

1) Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, не нарушенных в произношении ребенка.

2) Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, нарушенных в произношении ребенка:

а) дефект произношения отличен от собственного;

б) дефект произношения аналогичен собственному.

3) Развитие навыка слухового самоконтроля.

Различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой речи осуществляется через систему слуховых упражнений в определенной последовательности. Детям предлагается определить неправильное произношение:

а) звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных);

б) звуков в словах в различной позиции (звук в начале, конце, середине слова, без стечения и со стечением согласных);

в) звуков во фразах.

Наряду с имитацией неправильного произношения логопед воспроизводит и правильное произношение звуков. Зрительное восприятие артикуляции логопеда исключается.

3. Различение близких по звуковому составу слов. В процессе логопедической работы используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком. Логоритмические игры представлены в приложении.

4. Дифференциация слогов. При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры — открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных. Слоги подбираются с учетом недифференцируемых детьми звуков. Упражнения проводятся под музыку в процессе ритмической ходьбы и других ритмических движений. Кроме того, используются игры с мячом, скакалкой, кеглями (приложение).

5. Дифференциация звуков. Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений предусматривало, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти.

6. Формирование фонематического анализа и синтеза. Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т.д).  Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств — графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:

1. Выделить гласный (согласный) звук из ряда других звуков (поднять флажок).

2. Выделить слог с определенным звуком (поднять флажок).

3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком (поднять флажок, отобрать картинки).

4. Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок.

5. Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).

6. Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.

Задания предлагаются в игровой форме, часто с музыкальным сопровождением, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д. (приложение).

В каждое занятие включаются игры и упражнения на развитие орального кинестетического праксиса, речевого дыхания, ритмической организации высказывания, интонационной выразительности речи.

Продолжительность каждого занятия составляет 20-25 минут. Общая структура занятий:

1. Вводные упражнения на тренировку основных видов движений, ориентацию в пространстве, регуляцию мышечного тонуса.

2. Упражнения, воспитывающие «чувство музыкального ритма».

3.Упражнения, развивающие слуховое и речеслуховое восприятие; дыхательные упражнения; пение.

4. Речедвигательные упражнения.

5. Танец и мимические упражнения.

6. Подвижные или коммуникативные игры.

Речевое сопровождение упражнений и игр подбирается в соответствии с отрабатываемым этапом коррекции.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия с детьми 6 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи в условиях логопункта

Одна из основных целей подготовки к обучению грамоте в дошкольном учреждении- ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуко- слоговым анализом. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к...

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы по преодолению фонетико- -фонематического недоразвития речи и фонематического недоразвития у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта

Настоящая программа разработана в целях оказания логопедической помощи детям (старший дошкольный возраст), имеющим диагноз фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. ...

Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладе­ние ими учебным материалом в школе. ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дет...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И  ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКАЛэпбук –интерактивн...

Конспект занятия по логоритмике с детьми 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Цель: преодоление речевого нарушения у детей путём развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой...

Программа коррекционной направленности «Коррекция фонетико – фонематического недоразвития речи у детей 5 – 7 лет в условиях логопункта»

В настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные нарушения речи. Дети с тяжелыми нарушениями, чаще всего, попадают в логопедические группы, а дети с ФФН и дислалиями различной с...