Дифференциация звуков (р - л)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Боровкова Ирина Юрьевна (Воспитатель), Галкина Юлия Александровна (учитель-логопед)

Данное занятие входит в систему коррекционно – развивающей работы по формированию фонологической компетенции.

Актуальность выбора темы обоснована  особенностями формирования фонетических процессов у старших дошкольников с ОНР. Первая часть занятия направлена на формирование и отработку навыка звукового анализа и синтеза, а уже во второй части созданы все условия для вырабатывания навыков практического использования полученных умений в самостоятельной речи. С целью создания положительного эмоционального поля и повышения интенсивности речевой нагрузки гармонично введены были компьютерная презентация, разнообразные игровые приемы и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  образовательное учреждение города Москвы

начальная школа - детский сад компенсирующего вида №1643

Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.

Тема: «Дифференциация звуков (р – л)».

Выполнила:

 учитель – логопед

 Галкина Ю. А.

Москва

Тема: «Дифференциация звуков р – л».

Цели:

  1. Развитие звукового анализа;
  2. Развитие звукового синтеза;
  3. Совершенствование фонематического восприятия;

Оборудование:

I Организационный момент.

Дети входят в зал.

Мультимедия и ИКТ.

«Здравствуйте ребята, вы догадались кто я?  (да, карусель)

Правильно, но я непростая карусель, а волшебная. В слове волшебная, какой звук вы слышите перед звуком (ш)?   (звук (л))

Какой 3 звук вы слышите в слове карусель? (звук (р)).

Вы догадались, с какими звуками будете сегодня работать? (да, со звуками  

р - л)».

Логопед: Ребята, а что можно рассказать про эти звуки? (они согласные, твердые, звонкие).

Запись карусели: «Я приду к вам на занятие и принесу задания».

Появляется карусель.

Логопед:  Ребята, посмотрите, какая карусель?

Что вы видите? (зонтик)

Какой зонтик? (разноцветный, красивый и т. д.)

Из каких цветов он состоит? (желтый, белый, красный, бордовый, голубой, розовый, серый, оранжевый)

Логопед: Послушайте, желтый, белый, красный, бордовый, голубой, розовый, серый, оранжевый,  какие звуки вы слышите в названии этих слов?

(звуки р-л)

А что еще вы видите? (слона, зебру, лошадку, ракету, лодку, носорога, крокодила)

Послушайте, слон, зебра, лошадка, ракета, лодка, носорог, крокодил, какие звуки вы слышите в этих словах? (звуки р – л).

Логопед: Садитесь, пожалуйста.

II Основная часть.

  1. Логопед крутит карусель.

Логопед: Слоник приготовил для вас такое задание: поднимете сигнал, если услышите в слове звук (р).

Слова: сыр, лак, шары, роза, платок, карандаш, парта, лампа, мармелад.

Логопед: Молодцы ребята. Послушайте эти же слова еще раз и назовите только те слова, в названии которых вы слышите звук (л).

Логопед: Ребята, а почему, когда вы услышали слово мармелад, подняли сигнал и сейчас его произнесли?

  1. Логопед крутит карусель дальше.

Носорог приготовил другое задание. Вы догадались, что мы будем делать?

Дети: Мы будем выбирать картинки, в названии которых мы слышим звуки (р) и (л), и определять позицию звуков, и прикреплять их на доску.

Логопед: Правильно, посмотрите, что изображено на этих картинках? (волк, рысь) Какой звук вы слышите в названии слова волк? Какой звук вы слышите в названии слова рысь?

Дети прикрепляют картинки.

Логопед: Что можно сделать?

(дети собирают разрезные картинки: торт, клубника)

Логопед: Какой звук мы слышим в названии слова торт? (р)

Какой звук мы слышим в названии слова клубника? (л)

  1. Логопед крутит карусель дальше.

Логопед: Зебра приготовила такое задание: Составьте предложение со словом торт. В этом предложении должно быть 5 слов. (Анализ его)

Составьте предложение  со словом клубника. Сколько слов в этом предложении?

  1. У лодочки такое задание: каждая тучка задумала слово, сколько капелек тучка уронила, столько звуков в слове.

(серые и белые)

Логопед: Посмотрите, это какие тучки? (серые) А это какие тучки? (голубые).

Логопед: А почему вы не прикрепили картинку,

 на которой изображен журнал?

III Физкультминутка.

Головой качает слон
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)
Головою три кивка
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

  1. Логопед: У лошадки такое задание: здесь зашифровано слово, чтобы его расшифровать, надо выделить звук из состава слова.

Логопед: Какой звук надо выделить? (первый) (четвертый, второй, третий)

Логопед: В слове стул какой 1 звук (с)

В слове зонт 4 звук (т)

В слове лошадь 2 звук (о)

В слове полка 3 звук (л)

  1.  Логопед:  Вот задание ракеты.  Здесь зашифровано слово, чтобы его расшифровать, надо разделить слово на слоги. Что такое слог? (часть слова)

Как делим слово на слоги? (Сколько гласных звуков в слове и столько и слогов)

  1. Последнее задание приготовил крокодил. Определите позицию звуков р-л в слове крокодил. Составьте рассказ.

Дети составляют рассказ.

IV Итог занятия.

Карусель: Порадовали вы меня ребята, со всеми заданиями справились. А мне пора прощаться. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия "Звук Ш. Дифференциация  звуков С-Ш "   с презентацией....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...