Выступление на ГМО
методическая разработка по логопедии по теме

Андреева Анна Павловна

Тема "Использование песочной терапии в логопедической работе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_gmo.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение комбинированного вида,

детский сад «Ёлочка»

Выступление на городском методическом объединении

Использование «песочной терапии» в логопедической работе.

                                                                                Выступление подготовила:

                                                              Андреева А.П.

                                                                                             

                                     

2012г.

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

К. Д. Ушинский

Игры с песком – одно из самых любимых и естественных развлечений детей. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Наши дети – «особые», с ограниченными интеллектуальными и физическими возможностями – с удовольствием играют с песком. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится.

Изучив методическую литературу по песочной терапии (авторов Грабенко Т.М., Зинкевич–Евстигнеевой, Т.Д, Новиковской О. А. Епанчинцевой О.Ю.)  и её положительное влияние на детей с проблемами в развитии, я решила проводить  игры с песком в качестве дополнительного методического приёма.

Цель применения этих игр – коррекция звукопроизношения, развитие коммуникативных навыков ребенка, развитие мелкой моторики.  Бесспорно, работа с песком в процессе логопедического занятия — это дополнение к другим видам коррекционно-развивающей работы.

Для проведения игр с песком в кабинете оборудована мини-песочница, собран различный материал: игрушки, песочные наборы, природный и бросовый материал.

Игры, которые я провожу в НОД направлены на:

  1. развитие  тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
  2.  развитие диафрагмального дыхания
  3. развитие фонематического слуха и восприятия
  4. развитие правильного звукопроизношения, автоматизацию звуков

С маленькими детьми 3-4х лет мы рассказываем знакомые сказки на песке «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба». Рассказывая сказку, рукой передвигаем фигурки в разных направлениях. Так ребенок учится соотносить речь с движением.

В НОД по обучению элементам грамоты  применила метод «песочной терапии» для знакомства детей со звуком и буквой А. Вместе с детьми придумали «песочную историю» - в одном маленьком домике жила кукла. Имя у неё начиналось на звук [а]. Как её звали? (Аня, Алёна, Арина). Около дома росли… астры и стояла… арка. У Ани  была собака. Она охраняла дом и громко гавкала: ав-ав! Однажды кукла заболела … ангиной, и к ней приехал доктор… Айболит. Он приехал на … автобусе. Доктор посмотрел Ане горло и попросил громко сказать «А-а-а». Чтобы не болеть доктор Айболит  посоветовал Ане кушать фрукты – ананас, апельсин, абрикос. В конце НОД  дети сделали для больной куклы песочную аппликацию.

 Проговаривая историю, мы вместе с детьми строим сказочную страну. Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребенок должен назвать или повторить слова, в названии которых  есть звук А.

Эта простая игра помогает развивать фонематический слух,  то есть умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове. Именно это является основой формирования правильного звукопроизношения и правописания. В нашей игре звук выступает не абстрактным символом, а живым сказочным существом. С ним интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его друзьями, и как можно дольше не расставаться. Так я знакомлю детей со множеством звуков и букв. Букву «У» заколдовал волшебник. Нужно стереть с песка все буквы «У», которые написаны неправильно, а правильные буквы расколдовать - выложить фасолью, пуговицами, камушками. В день рождения буквы «О» - мы дарили ей подарки: рисовали на песке пальчиками  - обруч, очки, орех, одуванчик, огурец.

Таким образом, использование песочницы, как метода коррекции и развития в работе с детьми с ОВЗ является весьма эффективным. Занимаясь пескотерапией, можно отметить, что данный метод помогает сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей более интересной, увлекательной, более продуктивной. Игры с песком позволяют корректировать общие речевые нарушения, звукопроизношение; усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем, значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям.

Примерное планирование игр с песком по лексическим темам.

тема

Развитие диафрагмального дыхания

Развитие мелкой моторики

«Знакомство с песком»
Песок сухой и мокрый. Что можно делать с сухим и мокрым песком? (Копать, лепить, пересыпать).


Подуй на песок

Сдуй песок с ладошки

Подуй через трубочку

«Отпечатки наших рук»
Сделай отпечатки своих  ладошек (на влажном песке), укрась их камешками, цветочками и т.п.

«Волшебные секреты».  
Приготовить разноцветные камешки, искусственные листья, цветочки и т.п. Зарывать их в песок и отыскивать, комментируя свои действия:
 


«Осень»


Подуй на листочки

Нарисуй осеннее дерево

Обведи (нарисуй) осенний листочек

Нарисуй, как кружатся осеннее листочки

Выложи листопад из осенних листочков


«Зима»


Подуть как «метель»

Нарисуй, как падают снежинки

Рисование морозных узоров, снежинок

Выкладывание снежинок

Сделай большие и маленькие сугробы

Нарисуй, как едут санки


«Весна»

Подуй на «сугроб» теплым ветерком, чтобы он растаял

Нарисуй весенние ручейки

Нарисуй солнышко

Выложи (нарисуй) первые цветы


«Транспорт»


Сделай дорогу для машины (подуть через трубочку)

Нарисуй узкую дорожку (одним пальцем)

Нарисуй широкую дорожку (тремя, четырьмя пальцами)

Проведи машинку по разным дорожкам (прямой, извилистой)

Оставь отпечатки колес (на мокром песке)


«Дикие и домашние животные»

«Лиса-заяц»

Задуй заячьи следы, спаси зайца от лисы

Найди закопанные фигурки животных

Посели диких животных в лес, а домашних к домику

Построй из песка домики для животных

 

«Овощи-фрукты»


Подуй через трубочку, найди закопанные муляжи овощей и фруктов

Найди закопанные муляжи  овощей и фруктов

Положи овощи в корзину, а фрукты в вазу

Нарисуй (обведи) по контуру яблоко, грушу, банан


«Игрушки»


Подуй через трубочку, найди закопанные игрушки

Найди закопанные игрушки

Выложи дорожку для матрешки, машинки (из бросового материала)

Построй домики: для большой игрушки – большой, для маленькой - маленький


«Мой город»


Сдуй мусор с дорожек, чтобы они стали чистыми

Построй  (нарисуй) город, посели в него жителей

Нарисуй разные дороги (для машин, пешеходов)


«Моя семья»

Мама испекла пирог, подуй на него, чтобы он остыл

«Чьё это?» - подуть на спрятанные под песком картинки, сказать, чья это вещь (мамина, папина и т.д.)

Сделай куличики для мамы, папы, сестренки

Выложи красивый букет для мамы (из бусин, цветов)


«Мебель»

«Мамин помощник»

 сдуй пыль с мебели

Построй  (нарисуй) комнату

Проведи дорожку от дивана к креслу, от шкафа до  кровати и т.д.


«Профессии»

Дворник – сдуть мусор с дорожек

Парикмахер – подуй, как дует фен

Повар – подуть на горячее блюдо

Учитель – рисование букв трубочкой  

Дворник подметает дорожки – щеткой, легким движением руки

Парикмахер – «расчесывает» разными расческами

Повар – испеки куличики

Учитель – найди буквы в песке, напиши буквы на мокром песке


«Одежда – обувь»


Сдуй с одежды «грязь»

Обводка трафаретов одежды и обуви пальчиком на песке

Украшение одежды бросовым материалом


«Посуда»


 «Помоем» грязную посуду

Рисование больших и маленьких тарелочек, чашечек

Украшение предметов посуды


«Птицы»

Подуй через трубочку на закопанную картинку с изображением птички. Назови, как она называется?

 Следы на песке – кто прилетал на кормушку?


«Новый год»

Сдуй снежинки с ёлочки

Сделай дорогу для Деда Мороза (подуть через трубочку)

Нарисуй следы Деда Мороза

Нарисуй и укрась ёлочку

Новогодний хоровод  (найди в песке игрушки, которые водили хоровод вокруг ёлки)

Индивидуальное логопедическое занятие

       

Цель: Автоматизация звука [с] в слогах и словах

 Задачи:     

  1. Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с]
  2. Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю
  3. Упражнять в правильном произнесение звука [с] в слогах и словах
  4. Продолжать учить выделять звук из ряда звуков
  5. Развивать внимание, пространственную ориентировку,

мелкую моторику

Оборудование:  кукла Соня, кукла Саша, трубочка для коктейля, слайд-презентация артикуляционной гимнастики для звука [с], ящик с песком, цветные камешки, кукольный набор мебели и посуды. Разрезные картинки – лиса, бусы, оса, колесо, часы.

Ход:

 1.Организационный момент:

На песке нарисован грустный смайлик. Рядом стоит кукла Соня.

- Посмотри, Соня очень грустная, она гуляла по песку и потеряла туфельки. Как ей помочь?  (найти туфельки)

- Возьми трубочку для коктейля и осторожно подуй. (ребёнок находит закопанные в песок туфельки)

Грустная улыбка смайлика сменяется на весёлую улыбку.

- Какой первый звук в имени Соня?

2. Артикуляционная гимнастика:  

- Поставь зубки заборчиком, язык спрячь в кроватку за нижние зубки, приподними язычок горкой и подуй холодным ветерком.

- Получилась песенка насоса. Повтори её еще раз.

 ( ребенок длительно произносит звук [с])

3. Развитие фонематического слуха:

- Давай поиграем. Я буду называть звуки, а ты, если услышишь звук [с]

то спрячь руки в песок, на другие звуки держи руки над песком:

Т-С-В-З-С-Ш-С-П–Ф-C

4. Произнесение изолированного звука:

 - Соня очень рада, что ты нашел ей туфельки и хочет погулять по дорожкам.  Нарисуй ей разные дорожки, произнося при этом звук [с].

5. Произнесение слогов:

- В гости к Соне пришел Саша. Давай ему построим дорожку из камешков. Саша прыгает по дорожкам и поет песенки: са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы

6. Саша принес Соне разрезные картинки, давай поможем Соне их собрать. Я буду класть первую половинку, а ты клади вторую и проговаривай слово:

 Ли-са   ча–сы   о-са   бу-сы   ко-ле-со

7. Закрепление звука в словах:

- Соня пригласила Сашу на чай.  Поставила стол, стулья, постелила скатерть, положила салфетки, поставила самовар.

- А для угощения выбери те картинки, в названии которых есть звук [с] (сок, сыр, салат, сушки).

-   Как ты думаешь, что сказал Саша Соне?

- Спасибо.

8. Итог:

- Я тебе тоже говорю: спасибо, за то, что так красиво произносил звук [с].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....