Дискалькулия у детей с ОНР
статья по логопедии по теме

Ступаченко Вера Григорьевна

 

 

     В сентябре каждого нового учебного года в детских садах формируются группы для детей с нарушениями речи. В настоящее время большинство воспитанников таких групп имеют общее недоразвитие речи (ОНР), характеризующееся нарушением всех структурных компонентов речи, а именно фонетико – фонематического ( звукопроизношение и фонематический слух), лексического(словарный запас) и грамматического (согласование слов, предлоги, склонения, порядок слов в предложении и т.д). Наряду с нарушениями  указанных  компонентов речи,  у детей с ОНР при комплексной диагностики  выявляются несформированность зрительного восприятия (не знают или путают названия основных цветов, оттенков, геометрических фигур), гнозиса, зрительно-пространственных представлений (затруднения в ориентировке в пространстве, в узнавании и дифференциации математических символов); нарушения мелкой моторики пальцев рук,  снижение объема долговременной слуховой и зрительной памяти; нарушения в определении соотношений частей и целого, в установлении связей между элементами структуры целого, в реализации функций рядовосприятия и рядоговорения; несформированность логических операций (анализ, синтез, отвлечения, умозаключения); несоответствующие возрастной норме математические знания (отсутствие обратного счёта, ошибки в понимании значений математических терминов, в назывании цифр, в ориентировке в натуральном ряду цифр, в реализации арифметических действий сложения и вычитания).

            Для современной логопедии  и специальной психологии характерно многоаспектное изучение  связи речевого развития и познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи. Этой проблеме уделили внимание в своих трудах такие учёные как  Р.А. Белова-Давид, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова,  B.К. Орфинская, Е.Ф. Соботович, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.

            Педагоги отмечают, что у многих воспитанников логопедических групп встречаются затруднения при усвоении элементарных математических представлений, и не всегда это связано с возрастными особенностями детей. В некоторых случаях это может привести к риску возникновения дискалькулии.

            Дискалькулия – это специфическое частичное нарушение  обучения счёту и способности арифметических действий, проявляющееся в разных дошкольных и  школьных  возрастах в:

-недостаточном знание состава числа, трудностях усвоения правила образования числа,

-несформированности количественных отношений чисел,

- автоматическом воспроизведении порядка следования чисел,

- трудностях установления отношения числа к его соседям,

- затруднениях в определении места числа в ряду натуральных чисел,

- недостаточном овладении математическим словарем,

- неправильном называние чисел,

-неточном  представление о графической структуре цифр, т.е. ее написании,

- элементарном способе выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а на внешние действия, «ручной» способ выполнения).

- в преимущественном использовании конкретного, а не абстрактного мышления.

            Дискалькулия может наблюдаться как изолированное расстройство или входить в структуру других нарушений. При дифференциальной диагностики развития ребёнка при наличии вышеуказанных признаков, большое значение имеет исключение нарушения счета, обусловленные умственной отсталостью, неадекватным обучением, эмоциональными нарушениями, расстройствами зрения и слуха, социальной депривацией.

              Дети, страдающие дискалькулией, с трудом анализируют схему тела, определяют левую и правую стороны, отыскивают геометрические фигуры по образцу, соотносят предметы в пространстве, они плохо усваивают понимание времени на часах в связи с трудностью определения расположения стрелок на циферблате. Часто дискалькулия сочетается с дисграфией в виде зеркального написания сходных букв. Например А и Д, Р и Ь, В и Б и т. д. Такие дети очень плохо рисуют, не умеют лепить, не могут освоить навык завязывание шнурков.

            По мнению ведущего британского нейрофизиолога Брайана Баттерворта, неспособность детей к математике встречается чаще, чем неспособность к чтению (дислексии). Рассуждая  о дискалькулии как расстройстве, профессор говорил: "Оно может серьезно осложнить жизнь человека. Математические задачи и вычисления становятся важной частью нашей каждодневной жизни, и неспособность хорошо считать может препятствовать карьере человека. Многие люди не подозревают, что страдают от этого расстройства. Даже когда врачи обнаруживают, что это так, мало что можно сделать, ведь, в отличие от дислексии, благотворительных фондов, которые помогают больным с таким расстройством, нет".

            Что делать?  Для преодоления дискалькулии требуется комплексная медико-педагогическая работа. Необходимо  пройти обследование у невролога, психиатра, а также у логопеда и психолога.      Занимаясь с ребёнком, педагогам и родителям нужно помнить, что возникновение дискалькулии может быть  связано и с органическими поражениями коры головного мозга и с несформированностью высших психических функций: внимания, памяти, мышления, восприятия и т.д.  Поэтому необходимо обратить особое внимание на развитие  познавательной деятельности ребёнка.

Советы при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:

- развивайте у малыша зрительное и слуховое внимание, память,

- старайтесь использовать больше наглядности, зарисовывайте задачи и примеры,

- тщательно рассмотрите с ребёнком изображения к примеру или задаче перед их решением,

- развивайте логическое мышление,

- сочетайте действия ваши и ребёнка  с речью,

- уделяйте внимание проговариванию окончаний слов  при построении грамматических конструкций  и в связной речи,

- используйте для запоминания  правил песню или стих,

- проработайте значения предлогов,

-упражняйте детей в распознавании и преобразовании геометрических фигур, воссоздании их по представлению, описанию,

-закрепляйте в речи  названия геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник , овал) и  форм ( шар, куб, цилиндр),

-избегайте механического заучивания последовательности чисел в ряду при прямом и обратном счёте,

- уточняйте и расширяйте представления детей о количественных отношениях в натуральном ряду чисел в пределах10, в прямом и обратном порядке, Познакомьте с цифрами от 0 до 9. Ввведите в речь термин «соединение числа»,

- придумывайте задачи близкие к действительности, связанные с обыденной жизнью ребёнка,

- не бойтесь чисел, задач и примеров, наоборот старайтесь чаще вспоминать изученное при игре с ребёнком, по дороге домой, на прогулке,

-  при решении задач учите пользоваться знаками:  +, −, =,

- научите определять число, день недели по календарю, значение цифр  на циферблате часов,

- упражняйте в решении и придумывании задач, головоломок, загадок.

             

Список литературы

  1. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи/ Н.В.Нищева – СПб.: Детство – пресс, 2002
  2. Поваляева,М.А. Справочник логопеда/ М.А.Поваляева –Ростов на/Д.: Феникс,2003
  3. Степкова, О. В. Профилактика дискалькулии у дошкольников с общим недоразвитием речи: диссер./О.В. Степкова -  СПб:  РГПУ им. А.И.Герцена, 2008
  4. http://www.med-spravochnik.ru/stati/nevrologiya

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskalkuliya_u_detey_s_onr.docx66.29 КБ

Предварительный просмотр:

Дискалькулия  у детей с ОНР

     В сентябре каждого нового учебного года в детских садах формируются группы для детей с нарушениями речи. В настоящее время большинство воспитанников таких групп имеют общее недоразвитие речи (ОНР), характеризующееся нарушением всех структурных компонентов речи, а именно фонетико – фонематического ( звукопроизношение и фонематический слух), лексического(словарный запас) и грамматического (согласование слов, предлоги, склонения, порядок слов в предложении и т.д). Наряду с нарушениями  указанных  компонентов речи,  у детей с ОНР при комплексной диагностики  выявляются несформированность зрительного восприятия (не знают или путают названия основных цветов, оттенков, геометрических фигур), гнозиса, зрительно-пространственных представлений (затруднения в ориентировке в пространстве, в узнавании и дифференциации математических символов); нарушения мелкой моторики пальцев рук,  снижение объема долговременной слуховой и зрительной памяти; нарушения в определении соотношений частей и целого, в установлении связей между элементами структуры целого, в реализации функций рядовосприятия и рядоговорения; несформированность логических операций (анализ, синтез, отвлечения, умозаключения); несоответствующие возрастной норме математические знания (отсутствие обратного счёта, ошибки в понимании значений математических терминов, в назывании цифр, в ориентировке в натуральном ряду цифр, в реализации арифметических действий сложения и вычитания).

        Для современной логопедии  и специальной психологии характерно многоаспектное изучение  связи речевого развития и познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи. Этой проблеме уделили внимание в своих трудах такие учёные как  Р.А. Белова-Давид, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова,  B.К. Орфинская, Е.Ф. Соботович, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.

        Педагоги отмечают, что у многих воспитанников логопедических групп встречаются затруднения при усвоении элементарных математических представлений, и не всегда это связано с возрастными особенностями детей. В некоторых случаях это может привести к риску возникновения дискалькулии.

        Дискалькулия – это специфическое частичное нарушение  обучения счёту и способности арифметических действий, проявляющееся в разных дошкольных и  школьных  возрастах в:

-недостаточном знание состава числа, трудностях усвоения правила образования числа,

-несформированности количественных отношений чисел,

- автоматическом воспроизведении порядка следования чисел,

- трудностях установления отношения числа к его соседям,

- затруднениях в определении места числа в ряду натуральных чисел,

- недостаточном овладении математическим словарем,

- неправильном называние чисел,

-неточном  представление о графической структуре цифр, т.е. ее написании,

- элементарном способе выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а на внешние действия, «ручной» способ выполнения).

- в преимущественном использовании конкретного, а не абстрактного мышления.

        Дискалькулия может наблюдаться как изолированное расстройство или входить в структуру других нарушений. При дифференциальной диагностики развития ребёнка при наличии вышеуказанных признаков, большое значение имеет исключение нарушения счета, обусловленные умственной отсталостью, неадекватным обучением, эмоциональными нарушениями, расстройствами зрения и слуха, социальной депривацией.

          Дети, страдающие дискалькулией, с трудом анализируют схему тела, определяют левую и правую стороны, отыскивают геометрические фигуры по образцу, соотносят предметы в пространстве, они плохо усваивают понимание времени на часах в связи с трудностью определения расположения стрелок на циферблате. Часто дискалькулия сочетается с дисграфией в виде зеркального написания сходных букв. Например А и Д, Р и Ь, В и Б и т. д. Такие дети очень плохо рисуют, не умеют лепить, не могут освоить навык завязывание шнурков.

        По мнению ведущего британского нейрофизиолога Брайана Баттерворта, неспособность детей к математике встречается чаще, чем неспособность к чтению (дислексии). Рассуждая  о дискалькулии как расстройстве, профессор говорил: "Оно может серьезно осложнить жизнь человека. Математические задачи и вычисления становятся важной частью нашей каждодневной жизни, и неспособность хорошо считать может препятствовать карьере человека. Многие люди не подозревают, что страдают от этого расстройства. Даже когда врачи обнаруживают, что это так, мало что можно сделать, ведь, в отличие от дислексии, благотворительных фондов, которые помогают больным с таким расстройством, нет".

        Что делать?  Для преодоления дискалькулии требуется комплексная медико-педагогическая работа. Необходимо  пройти обследование у невролога, психиатра, а также у логопеда и психолога.         Занимаясь с ребёнком, педагогам и родителям нужно помнить, что возникновение дискалькулии может быть  связано и с органическими поражениями коры головного мозга и с несформированностью высших психических функций: внимания, памяти, мышления, восприятия и т.д.  Поэтому необходимо обратить особое внимание на развитие  познавательной деятельности ребёнка.

Советы при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:

- развивайте у малыша зрительное и слуховое внимание, память,

- старайтесь использовать больше наглядности, зарисовывайте задачи и примеры,

- тщательно рассмотрите с ребёнком изображения к примеру или задаче перед их решением,

- развивайте логическое мышление,

- сочетайте действия ваши и ребёнка  с речью,

- уделяйте внимание проговариванию окончаний слов  при построении грамматических конструкций  и в связной речи,

- используйте для запоминания  правил песню или стих,

- проработайте значения предлогов,

-упражняйте детей в распознавании и преобразовании геометрических фигур, воссоздании их по представлению, описанию,

-закрепляйте в речи  названия геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник , овал) и  форм ( шар, куб, цилиндр),

-избегайте механического заучивания последовательности чисел в ряду при прямом и обратном счёте,

- уточняйте и расширяйте представления детей о количественных отношениях в натуральном ряду чисел в пределах10, в прямом и обратном порядке, Познакомьте с цифрами от 0 до 9. Ввведите в речь термин «соединение числа»,

- придумывайте задачи близкие к действительности, связанные с обыденной жизнью ребёнка,

- не бойтесь чисел, задач и примеров, наоборот старайтесь чаще вспоминать изученное при игре с ребёнком, по дороге домой, на прогулке,

-  при решении задач учите пользоваться знаками:  +, −, =,

- научите определять число, день недели по календарю, значение цифр  на циферблате часов,

- упражняйте в решении и придумывании задач, головоломок, загадок.

         

Список литературы

  1. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи/ Н.В.Нищева – СПб.: Детство – пресс, 2002
  2. Поваляева,М.А. Справочник логопеда/ М.А.Поваляева –Ростов на/Д.: Феникс,2003
  1. Степкова, О. В. Профилактика дискалькулии у дошкольников с общим недоразвитием речи: диссер./О.В. Степкова -  СПб:  РГПУ им. А.И.Герцена, 2008
  2. http://www.med-spravochnik.ru/stati/nevrologiya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.        В работе...

Профилактика и коррекция дискалькулии у детей дошкольного возраста.

           Сейчас очень часто у детей младшего возраста наблюдаются различные заболевания психологического характера. Главное вовремя распознать недуг и оказать со...

РАЗВИВАЮЩИЙ ТРЕНАЖЁР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСКАЛЬКУЛИИ У ДЕТЕЙ С ОНР

Из опыта  работы учителя -логопеда по развитию лексико-грамматического  строя  языка .Пособие для  педагогов  и родителей....

Проект по профилактики дискалькулии у детей дошкольного возраста с ТНР.

Цель: Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ТНР. Задачи:1.Профилактика вербальной дискалькулии.-формирование математических представлений и закрепление этих представлений в реч...

Конспект интегрированного НОД по профилактике дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Совместная работа учителя - логопеда и воспитателя по профилактеке дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с Тяжелыми нарушениями речи....