Дискалькулия у детей с ОНР
статья по логопедии по теме
В сентябре каждого нового учебного года в детских садах формируются группы для детей с нарушениями речи. В настоящее время большинство воспитанников таких групп имеют общее недоразвитие речи (ОНР), характеризующееся нарушением всех структурных компонентов речи, а именно фонетико – фонематического ( звукопроизношение и фонематический слух), лексического(словарный запас) и грамматического (согласование слов, предлоги, склонения, порядок слов в предложении и т.д). Наряду с нарушениями указанных компонентов речи, у детей с ОНР при комплексной диагностики выявляются несформированность зрительного восприятия (не знают или путают названия основных цветов, оттенков, геометрических фигур), гнозиса, зрительно-пространственных представлений (затруднения в ориентировке в пространстве, в узнавании и дифференциации математических символов); нарушения мелкой моторики пальцев рук, снижение объема долговременной слуховой и зрительной памяти; нарушения в определении соотношений частей и целого, в установлении связей между элементами структуры целого, в реализации функций рядовосприятия и рядоговорения; несформированность логических операций (анализ, синтез, отвлечения, умозаключения); несоответствующие возрастной норме математические знания (отсутствие обратного счёта, ошибки в понимании значений математических терминов, в назывании цифр, в ориентировке в натуральном ряду цифр, в реализации арифметических действий сложения и вычитания).
Для современной логопедии и специальной психологии характерно многоаспектное изучение связи речевого развития и познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи. Этой проблеме уделили внимание в своих трудах такие учёные как Р.А. Белова-Давид, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, B.К. Орфинская, Е.Ф. Соботович, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.
Педагоги отмечают, что у многих воспитанников логопедических групп встречаются затруднения при усвоении элементарных математических представлений, и не всегда это связано с возрастными особенностями детей. В некоторых случаях это может привести к риску возникновения дискалькулии.
Дискалькулия – это специфическое частичное нарушение обучения счёту и способности арифметических действий, проявляющееся в разных дошкольных и школьных возрастах в:
-недостаточном знание состава числа, трудностях усвоения правила образования числа,
-несформированности количественных отношений чисел,
- автоматическом воспроизведении порядка следования чисел,
- трудностях установления отношения числа к его соседям,
- затруднениях в определении места числа в ряду натуральных чисел,
- недостаточном овладении математическим словарем,
- неправильном называние чисел,
-неточном представление о графической структуре цифр, т.е. ее написании,
- элементарном способе выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а на внешние действия, «ручной» способ выполнения).
- в преимущественном использовании конкретного, а не абстрактного мышления.
Дискалькулия может наблюдаться как изолированное расстройство или входить в структуру других нарушений. При дифференциальной диагностики развития ребёнка при наличии вышеуказанных признаков, большое значение имеет исключение нарушения счета, обусловленные умственной отсталостью, неадекватным обучением, эмоциональными нарушениями, расстройствами зрения и слуха, социальной депривацией.
Дети, страдающие дискалькулией, с трудом анализируют схему тела, определяют левую и правую стороны, отыскивают геометрические фигуры по образцу, соотносят предметы в пространстве, они плохо усваивают понимание времени на часах в связи с трудностью определения расположения стрелок на циферблате. Часто дискалькулия сочетается с дисграфией в виде зеркального написания сходных букв. Например А и Д, Р и Ь, В и Б и т. д. Такие дети очень плохо рисуют, не умеют лепить, не могут освоить навык завязывание шнурков.
По мнению ведущего британского нейрофизиолога Брайана Баттерворта, неспособность детей к математике встречается чаще, чем неспособность к чтению (дислексии). Рассуждая о дискалькулии как расстройстве, профессор говорил: "Оно может серьезно осложнить жизнь человека. Математические задачи и вычисления становятся важной частью нашей каждодневной жизни, и неспособность хорошо считать может препятствовать карьере человека. Многие люди не подозревают, что страдают от этого расстройства. Даже когда врачи обнаруживают, что это так, мало что можно сделать, ведь, в отличие от дислексии, благотворительных фондов, которые помогают больным с таким расстройством, нет".
Что делать? Для преодоления дискалькулии требуется комплексная медико-педагогическая работа. Необходимо пройти обследование у невролога, психиатра, а также у логопеда и психолога. Занимаясь с ребёнком, педагогам и родителям нужно помнить, что возникновение дискалькулии может быть связано и с органическими поражениями коры головного мозга и с несформированностью высших психических функций: внимания, памяти, мышления, восприятия и т.д. Поэтому необходимо обратить особое внимание на развитие познавательной деятельности ребёнка.
Советы при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:
- развивайте у малыша зрительное и слуховое внимание, память,
- старайтесь использовать больше наглядности, зарисовывайте задачи и примеры,
- тщательно рассмотрите с ребёнком изображения к примеру или задаче перед их решением,
- развивайте логическое мышление,
- сочетайте действия ваши и ребёнка с речью,
- уделяйте внимание проговариванию окончаний слов при построении грамматических конструкций и в связной речи,
- используйте для запоминания правил песню или стих,
- проработайте значения предлогов,
-упражняйте детей в распознавании и преобразовании геометрических фигур, воссоздании их по представлению, описанию,
-закрепляйте в речи названия геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник , овал) и форм ( шар, куб, цилиндр),
-избегайте механического заучивания последовательности чисел в ряду при прямом и обратном счёте,
- уточняйте и расширяйте представления детей о количественных отношениях в натуральном ряду чисел в пределах10, в прямом и обратном порядке, Познакомьте с цифрами от 0 до 9. Ввведите в речь термин «соединение числа»,
- придумывайте задачи близкие к действительности, связанные с обыденной жизнью ребёнка,
- не бойтесь чисел, задач и примеров, наоборот старайтесь чаще вспоминать изученное при игре с ребёнком, по дороге домой, на прогулке,
- при решении задач учите пользоваться знаками: +, −, =,
- научите определять число, день недели по календарю, значение цифр на циферблате часов,
- упражняйте в решении и придумывании задач, головоломок, загадок.
Список литературы
- Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи/ Н.В.Нищева – СПб.: Детство – пресс, 2002
- Поваляева,М.А. Справочник логопеда/ М.А.Поваляева –Ростов на/Д.: Феникс,2003
- Степкова, О. В. Профилактика дискалькулии у дошкольников с общим недоразвитием речи: диссер./О.В. Степкова - СПб: РГПУ им. А.И.Герцена, 2008
- http://www.med-spravochnik.ru/stati/nevrologiya
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diskalkuliya_u_detey_s_onr.docx | 66.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Дискалькулия у детей с ОНР
В сентябре каждого нового учебного года в детских садах формируются группы для детей с нарушениями речи. В настоящее время большинство воспитанников таких групп имеют общее недоразвитие речи (ОНР), характеризующееся нарушением всех структурных компонентов речи, а именно фонетико – фонематического ( звукопроизношение и фонематический слух), лексического(словарный запас) и грамматического (согласование слов, предлоги, склонения, порядок слов в предложении и т.д). Наряду с нарушениями указанных компонентов речи, у детей с ОНР при комплексной диагностики выявляются несформированность зрительного восприятия (не знают или путают названия основных цветов, оттенков, геометрических фигур), гнозиса, зрительно-пространственных представлений (затруднения в ориентировке в пространстве, в узнавании и дифференциации математических символов); нарушения мелкой моторики пальцев рук, снижение объема долговременной слуховой и зрительной памяти; нарушения в определении соотношений частей и целого, в установлении связей между элементами структуры целого, в реализации функций рядовосприятия и рядоговорения; несформированность логических операций (анализ, синтез, отвлечения, умозаключения); несоответствующие возрастной норме математические знания (отсутствие обратного счёта, ошибки в понимании значений математических терминов, в назывании цифр, в ориентировке в натуральном ряду цифр, в реализации арифметических действий сложения и вычитания).
Для современной логопедии и специальной психологии характерно многоаспектное изучение связи речевого развития и познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи. Этой проблеме уделили внимание в своих трудах такие учёные как Р.А. Белова-Давид, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, B.К. Орфинская, Е.Ф. Соботович, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.
Педагоги отмечают, что у многих воспитанников логопедических групп встречаются затруднения при усвоении элементарных математических представлений, и не всегда это связано с возрастными особенностями детей. В некоторых случаях это может привести к риску возникновения дискалькулии.
Дискалькулия – это специфическое частичное нарушение обучения счёту и способности арифметических действий, проявляющееся в разных дошкольных и школьных возрастах в:
-недостаточном знание состава числа, трудностях усвоения правила образования числа,
-несформированности количественных отношений чисел,
- автоматическом воспроизведении порядка следования чисел,
- трудностях установления отношения числа к его соседям,
- затруднениях в определении места числа в ряду натуральных чисел,
- недостаточном овладении математическим словарем,
- неправильном называние чисел,
-неточном представление о графической структуре цифр, т.е. ее написании,
- элементарном способе выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а на внешние действия, «ручной» способ выполнения).
- в преимущественном использовании конкретного, а не абстрактного мышления.
Дискалькулия может наблюдаться как изолированное расстройство или входить в структуру других нарушений. При дифференциальной диагностики развития ребёнка при наличии вышеуказанных признаков, большое значение имеет исключение нарушения счета, обусловленные умственной отсталостью, неадекватным обучением, эмоциональными нарушениями, расстройствами зрения и слуха, социальной депривацией.
Дети, страдающие дискалькулией, с трудом анализируют схему тела, определяют левую и правую стороны, отыскивают геометрические фигуры по образцу, соотносят предметы в пространстве, они плохо усваивают понимание времени на часах в связи с трудностью определения расположения стрелок на циферблате. Часто дискалькулия сочетается с дисграфией в виде зеркального написания сходных букв. Например А и Д, Р и Ь, В и Б и т. д. Такие дети очень плохо рисуют, не умеют лепить, не могут освоить навык завязывание шнурков.
По мнению ведущего британского нейрофизиолога Брайана Баттерворта, неспособность детей к математике встречается чаще, чем неспособность к чтению (дислексии). Рассуждая о дискалькулии как расстройстве, профессор говорил: "Оно может серьезно осложнить жизнь человека. Математические задачи и вычисления становятся важной частью нашей каждодневной жизни, и неспособность хорошо считать может препятствовать карьере человека. Многие люди не подозревают, что страдают от этого расстройства. Даже когда врачи обнаруживают, что это так, мало что можно сделать, ведь, в отличие от дислексии, благотворительных фондов, которые помогают больным с таким расстройством, нет".
Что делать? Для преодоления дискалькулии требуется комплексная медико-педагогическая работа. Необходимо пройти обследование у невролога, психиатра, а также у логопеда и психолога. Занимаясь с ребёнком, педагогам и родителям нужно помнить, что возникновение дискалькулии может быть связано и с органическими поражениями коры головного мозга и с несформированностью высших психических функций: внимания, памяти, мышления, восприятия и т.д. Поэтому необходимо обратить особое внимание на развитие познавательной деятельности ребёнка.
Советы при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:
- развивайте у малыша зрительное и слуховое внимание, память,
- старайтесь использовать больше наглядности, зарисовывайте задачи и примеры,
- тщательно рассмотрите с ребёнком изображения к примеру или задаче перед их решением,
- развивайте логическое мышление,
- сочетайте действия ваши и ребёнка с речью,
- уделяйте внимание проговариванию окончаний слов при построении грамматических конструкций и в связной речи,
- используйте для запоминания правил песню или стих,
- проработайте значения предлогов,
-упражняйте детей в распознавании и преобразовании геометрических фигур, воссоздании их по представлению, описанию,
-закрепляйте в речи названия геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник , овал) и форм ( шар, куб, цилиндр),
-избегайте механического заучивания последовательности чисел в ряду при прямом и обратном счёте,
- уточняйте и расширяйте представления детей о количественных отношениях в натуральном ряду чисел в пределах10, в прямом и обратном порядке, Познакомьте с цифрами от 0 до 9. Ввведите в речь термин «соединение числа»,
- придумывайте задачи близкие к действительности, связанные с обыденной жизнью ребёнка,
- не бойтесь чисел, задач и примеров, наоборот старайтесь чаще вспоминать изученное при игре с ребёнком, по дороге домой, на прогулке,
- при решении задач учите пользоваться знаками: +, −, =,
- научите определять число, день недели по календарю, значение цифр на циферблате часов,
- упражняйте в решении и придумывании задач, головоломок, загадок.
Список литературы
- Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи/ Н.В.Нищева – СПб.: Детство – пресс, 2002
- Поваляева,М.А. Справочник логопеда/ М.А.Поваляева –Ростов на/Д.: Феникс,2003
- Степкова, О. В. Профилактика дискалькулии у дошкольников с общим недоразвитием речи: диссер./О.В. Степкова - СПб: РГПУ им. А.И.Герцена, 2008
- http://www.med-spravochnik.ru/stati/nevrologiya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.
Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов. В работе...
Профилактика и коррекция дискалькулии у детей дошкольного возраста.
Сейчас очень часто у детей младшего возраста наблюдаются различные заболевания психологического характера. Главное вовремя распознать недуг и оказать со...
РАЗВИВАЮЩИЙ ТРЕНАЖЁР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСКАЛЬКУЛИИ У ДЕТЕЙ С ОНР
Из опыта работы учителя -логопеда по развитию лексико-грамматического строя языка .Пособие для педагогов и родителей....
профилактика дискалькулии у детей с ЗПР на изо
консультации...
профилактика дискалькулии у детей с ЗПР
консультация...
Проект по профилактики дискалькулии у детей дошкольного возраста с ТНР.
Цель: Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ТНР. Задачи:1.Профилактика вербальной дискалькулии.-формирование математических представлений и закрепление этих представлений в реч...
Конспект интегрированного НОД по профилактике дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Совместная работа учителя - логопеда и воспитателя по профилактеке дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с Тяжелыми нарушениями речи....