Конспект НОД "Поможем белке"по теме «Образование существительных в Родительном падеже единственного числа без предлога и с предлогами У, БЕЗ, ДЛЯ, ИЗ» (старшая группа (ОНР), 2 год обучения)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Баронова Вероника Вячеславовна

 В ходе образовательной деятельности не только  формируется навык образования Родительного падежа единственного числа с предлогами и без, но и  закрепление  данной категории в связной речи с использованием пиктограмм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_belki.docx120.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Конспект НОД (подгрупповой)  

                                          « В ГОСТЯХ У БЕЛКИ»

по теме «Образование существительных в Родительном падеже  единственного числа без предлога и с предлогами  У, БЕЗ, ДЛЯ, ИЗ» на материале лексических тем «Овощи», «Фрукты,», «Посуда», «Дикие животные». (старшая группа (ОНР) , 2 год обучения, первый период )

Цели: Коррекционно – образовательные: 1.Закрепить навык образования им. существительных в Родительном падеже единственного числа без предлога и с предлогами  У, БЕЗ, ДЛЯ, ИЗ.

2. Закрепить лексические темы « Овощи», « Фрукты»,  «Продукты»,  « Посуда», «Дикие животные».

3.Учить образовывать относительные прилагательные.

4. Обучать пересказу с опорой на схемы – пиктограммы (авторские).

Коррекционно - развивающие: Развивать мышление, память, внимание. Развивать мелкую моторику, мимику. Использовать здоровьесберегающие технологии: релаксацию,  дыхательные упражнения.

Коррекционно – воспитательные: Учить взаимодействовать в команде, воспитывать чувство эмпатии (сочувствия, сопереживания).  

 Решаются задачи образовательных областей: «Коммуникация» (развивать речь, грамматически и синтаксически оформленную), «Познание» (развитие познавательных интересов, мышления), «Социализация» (развивать игровую деятельность, воспитывать чувство  эмпатии, сочувствия) , «Художественное творчество» (развивать продуктивную деятельность детей, мелкую моторику), «Здоровье» (использование здоровьесберегающих технологий: релаксацию, дыхательные упражнения, физкультминутки).

Оборудование:  игра «Половинки» (разрезанные на 2 части картинки, с магнитами с обратной стороны);  пособие  « Торт. Банка. Сок. Кастрюля. Тарелка»;  карточки с изображением  нескольких овощей, фруктов, продуктов – «рецепты»; Игрушка Белка;  «приглашения», C:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-06 (июн)\сканирование0025.jpgC:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-06 (июн)\сканирование0024.jpgF:\DCIM\100SSCAM\SDC11679.JPG

карандаши; картинки с изображением цветов, грибов, даров природы; контурные изображения фартуков, у которых не хватает нескольких деталей; картонные листья по числу детей; корзинка; картинки с изображением нескольких диких животных; картонные изображения деревьев, кустов;  серия карточек с опорными схемами для пересказа или составления рассказа (авторские).

Ход  деятельности.

1.Организационный момент. Игра « Половинки».

 Дети стоят на ковре рядом с логопедом.   Логопед  раздает каждому по половинке овоща или фрукта или др.. Дети рассматривают половинки изображений   друг у друга и находят себе пару, составляют целое изображение  из двух половинок предметов, помещают его на доске.  

Л.: Половинка чего у тебя была?

Д.: Половинка лимона. Половинка яблока. Половинка….

Тем самым дети разбиваются на пары (по половинкам) и садятся на места уже парами.

Л.: У кого был лимон? У кого яблоко?

Д.: У Вани. У Арины….

2.Основная часть.

Л.: Ребята,  нас в гости приглашает белочка. Вот она (Логопед показывает игрушку или рисунок белочки). Нам прислали  приглашения от белки. Кто правильно ответит, тот и пойдет в гости.

Сидящим за столами детям раздают листки с заданием и карандаши.

Л.: Определить, чего не хватает на рисунке и дорисовать. (Например, не хватает, мяча, не хватает шапки…)

  Если ребенок затрудняется, то все вместе ему помогают.

 3. Л.:   Ребята,  в гости не ходят без подарка. Давайте возьмем цветы.( Логопед раздает карточки с изображением 1 цветка или искусственные цветы.)

 Л.: Из чего,  ребята,  наш  букет?     Р.:  Наш букет из  василька, из розы, из колокольчика, из …

 4.Белка забирает у детей цветы, благодарит их, извиняется:

Л.: В гости – то я вас пригласила, а угощение не готово.   Поможете мне?

Д.: Да, поможем!

На доску или наборное полотно выставляются картинки грибов (по2,3,4,5)и других даров леса ( 2 желудей, 3 шишек и др.)

 Детям раздают осенние листики (или картонные). Они подходят к доске. У логопеда корзинка.

Л.: Налетел сильный ветер и спрятал все грибы и дары леса под листья. Покажи, как спрятались грибы.

Ребенок закрывает любые грибы своим листиком.

Л.: Что ты спрятал? Чего не стало?

Д.: Не стало трех боровиков, не стало пяти желудей (и т.д.  дети говорят обо всех грибах и др. предметах.)

Л.: Но грибы  мы нашли и теперь положим их в корзинку. ( Картинки грибов, шишек, листьев и т.д. кладут в корзинку.)

Л.: Без чего не обойтись на кухне?

Д.: Без посуды, без фартука…

Белка: Надо надеть фартуки, но у них не хватает каких-либо частей, давайте сравним с моим фартуком.

Детям раздают рисунки фартуков. А на доску помещают «целый» фартук. Сравнивают, определяют, чего же нет на их фартуке. Например, нет кармана, нет цветка, нет завязки…и т.д.

Белка: Вот молодцы, спасибо.

5.Белкина посуда.  

Белка: Посмотрите, ребята, что случилось с моей посудой.

Логопед помещает на доску картонные фигурки посуды и просит назвать, чего не хватает, без чего посуда.

Д.: Чайник без ручки, кастрюля без крышки, без ручки и т.д.

Далее логопед (белка) просит найти недостающую деталь и собрать посуду целиком. Дети выполняют задание.

6.Игра « Готовим угощение».

Белка: Теперь можно   готовить угощение.

Дети садятся на свои места. Логопед выставляет на доске картонные изображения кастрюли,  тарелки. У детей на столах в тарелках раздаточный материал ( карточки с изображением нескольких овощей,  продуктов.)

Л.: Что можно сварить в кастрюле?  

Д.: Суп, рагу.

Л.: Из чего вы будете готовить?

Д.: Я буду готовить из капусты, из картофелины, из горошка.

Л.: Что же получится?

Д.: Суп, салат.

Дети раскладывают карточки по кармашкам: в кастрюлю или в тарелку.

7.Дыхательные упражнения.

Л.: Запах чего мы чувствуем?

Д.: Запах супа, запах салата.

Дети вдыхают через нос. Выдыхают через рот, не поднимают плечи.

Л.: Рецепт чего у вас получился?

Д.: Рецепт супа, рецепт салата, рецепт борща…

Л.: Ах, как вкусно! Первое и второе блюдо мы приготовили. А теперь отдохнем,

8.Релаксация.

Я возьму в ладонь лимон.                                Дети садятся на стулья или на пол в

Чувствую, что круглый он.                     расслабленной позе и выполняют упражнение.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

 9.Проведение мимических упражнений.

Л.: Покажите мимикой, изобразите на лице, какой лимон по вкусу.

Дети изображают.

Л.: Покажите, какое яблоко, слива, груша…

Л.: Сок из лимона мы выжали. А что можно приготовить из фруктов?

Логопед выставляет картонные фигурки пакета с соком, торта, банки с вареньем, детям раздают предметные картинки и просят сказать, из чего же готовим.

Д.: Я сделаю начинку из яблока, я сделаю сок из груши, я сделаю варенье из груши, сливы, абрикоса…

Л.: Как будет называться сок из яблока?  Варенье из груши…

Д.: Сок яблочный. Варенье грушевое.

Белка: Молодцы! Вкусно получилось? Помогли мне, а теперь отдохнем!

10.Физминутка.

Встали дети на рассвете,

Помогают маме дети.                 Дети выполняют движения под стихи 2-3раза

Помогают белке - маме

Запастись к зиме грибами.

11.Игра «Чудо - листики».

Детям раздают бумажные листики. Они под музыку бегают по группе, а когда музыка останавливается, закрывают своим листиком какой – либо предмет в группе.

Л.: Ваня,  чего не стало? Оксана, чего не стало?

Д.: Не стало  стульчика. Не стало куклы…

12.Банки.

Л.: Белка хочет вам сделать подарки.

Логопед раздает  бумажные «банки» - в которых контурные изображения  «консервов»:

13.  Пересказ  по серии опорных   схем – пиктограмм ( см. ниже)

Белка: Сколько запасов наготовили! Таким количеством можно и других зверей накормить.  

Л.: Ребята, а вот какая история случилась с нашей белкой.

Логопед   рассказывает рассказ о белке, постепенно помещая опорные картинки –пиктограммы.

«Жили – была в лесу белка. Она была очень добрая, всем помогала, всех друзей любила. Наступила весна, а потом и лето.  Волк вылез из логова, зайка вылез из кустика, ёжик вылез из норки. Медведь вылез из берлоги. Белка сделала фото своих друзей: фото медведя, фото волка,  фото ёжика, фото зайчика. Помогала друзьям  готовиться к зимовке: яблоко нашла для ёжика, мед для медведя, морковку для  зайчика. А потом пришла осень Белка вылезла из дупла и заплакала.  Она поняла, нет у нее ни желудя, ни грибка, ни ягодки, ни желудя».

Л.: Вот, какая история. Давайте расскажем про белку. Будем смотреть на рисунки и рассказывать.

Дети сначала составляют коллективный рассказ (по очереди, по цепочке), а затем 2-3 ребенка по желанию пересказывают весь рассказ целиком.

C:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-06 (июн)\сканирование0016.jpg1.    C:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-06 (июн)\сканирование0018.jpg2.   C:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-06 (июн)\сканирование0017.jpg3    C:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-06 (июн)\сканирование0019.jpg4.

C:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-06 (июн)\сканирование0023.jpg5.   C:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-06 (июн)\сканирование0021.jpg6. C:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-06 (июн)\сканирование0022.jpg7. C:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-06 (июн)\сканирование0020.jpg8.

14.Сюрпризный момент « Поможем белочке». Развитие мелкой моторики.

 Л.: Ребята, жалко белку, давайте, поможем  ей сделать запасы.

Дети садятся за столы, перед ними тарелочки с пластмассовыми фигурками с перфорацией, которые надо нанизать на шнурки. Дети выполняют задание, а логопед спрашивает:

-Из чего состоит твой подарок белке?

Д.: Из желудя, из листика, из грибка, из ягодки…

Дети отдают подарок белке, белка благодарит.

15.  Итог занятия.

Понравилось вам помогать белке? Где мы побывали? Что научились делать?…

Учитель –логопед  Баронова В.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лексико-грамматческого занятия в средней инклюзивной группе. Лексическая тема: домашние животные. Грамматическая тема: образование существительных единственного числа в форме родительного падежа.

Конспект лексико-грамматческого занятия в средней инклюзивной группе. Лексическая тема: домашние животные. Грамматическая тема:  образование существительных единственного числа в форме родительно...

Конспект НОД ФЭМП на тему "образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов" в средней группе

Образование числа 4 на основе двух групп предметов, выражение числа 3 и 4....

Конспект НОД ФЭМП на тему: «Образование числа 5. Счет в пределах 5», 2 занятие

Конспект НОДФЭМП на тему: «Образование числа 5. Счет в пределах 5»Занятие в средней группе  (воспитатель группы: Ушнурцева Анна Анатольевна )Цель: Содействовать формированию элем...

Конспект НОД ФЭМП на тему: «Образование числа 5. Счет в пределах 5»

Конспект НОДФЭМП на тему: «Образование числа 5. Счет в пределах 5»Занятие в средней группе  (воспитатель группы: Ушнурцева Анна Анатольевна )Цель: Содействовать формированию элем...

Совместная деятельность логопеда с детьми с ТНР-ОНР в подготовительной группе на тему: «Образование существительных множественного числа по лексической теме: «Зимняя одежда». Закрепление звука «Р», буквы «Р». (с использованием игровой технологии)

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ТНР-ОНР на тему: «Образование существительных множественного числа по лексической теме: «Зимняя одежда». Закреплен...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Профессии» и грамматической темы «Согласование существительных и глаголов в числе».

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Профессии» и грамматической темы «Согласование существительных и глаголов в числе».Цель...