Главные вкладки

    «РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ С ОНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ»
    материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

     

    «Два мира есть у человека: один, который нас творил,

     Другой, который мы от века творим по мере наших»

                                                                                                                       (Н.Заболоцкий)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ С ОНР

    С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ»

    ВОСПИТАТЕЛЬ   БЕРДИЯНУ Л.В.

    «Два мира есть у человека: один, который нас творил,

     Другой, который мы от века творим по мере наших»

                                                                                                                       (Н.Заболоцкий)

    Свое выступление хочу начать с таких цифр: в 5 лет дети дают 90% оригинальных ответов, в 7 лет – 20%, а взрослые лишь 2%.

    Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Влияние изодеятельности на развитие творческих способностей считается общепризнанным и является традиционным предметом психолого-педагогического анализа. В целом ряде исследований и методических разработок Т.Н.Дороновой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, А.И.Сакулиной, Е.А.Флериной показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, аппликации на разных этапах дошкольного детства.

    Изобразительная деятельность способствует:

    1. Разностороннему развитию личности ребенка.
    2. Углублению представлений об окружающем мире.
    3. Приобретению знаний о предметах и явлениях, о художественных возможностях изобразительного искусства.
    4. Решению задач речевого развития детей: обогащению словарного запаса, развитию связной речи, правильного произношения, умению описывать увиденное, рассказать о созданном изображении.

    И, наконец, в процессе изодеятельности  ребенок испытывает разные чувства: радуется, огорчается, стремиться преодолеть трудности или пасует перед ними.

     Все мы в детстве были художниками. Почему же увлечение это проходит? Почему верным рисованию остаются только художественно-одаренные люди? Ведь все дети любят рисовать. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунке свои впечатления от увиденного. Однако анализ собственной педагогической деятельности показывает, что дети с нарушением речи слабо владеют изобразительными навыками, а при отсутствии коррекционного развивающего обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродуктивный характер: дети наизусть рисуют то, что умеют. Я вижу в детских работах однообразие, бедность цвета, одноплановость. Мои наблюдения показали, что у современного ребенка, который живет в непростых условиях художественного социума, исчез интерес к искусству, ослабло стремление к творческому проявлению. Я выявила ряд причин, препятствующих проявлению творчества.

    Причины, препятствующие стремлению детей к творческому проявлению:

    Отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, умений, навыков

    Формализм в организации педагогического процесса (важно помнить о специфике изодеятельности. Это не обычное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что-то узнают, это художественно-творческая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желания творить).

    Несоответствие изодеятельности как части воспитательно-образовательной работы с дидактическими принципами.

    Ограниченное количество материалов, предлагаемых детям для изодеятельности.

    Небольшое число  используемых детьми способов изображения.

    Недостаточный уровень квалификации педагога и недостаточно развитое восприятие педагогов формирует «штампы», которые внедряются в сознание детей – «это надо так, а это так» и определяет формальный, нетворческий подход к организации занятий (использование одних и тех же методов, не включающих игровые приемы, подача прямого показа изображения).

    Низкая заинтересованность родителей в развитии художественно-творческих способностей детей.

    Недостаточная грамотность родителей в области коррекционной работы по развитию творческих способностей детей, имеющих речевые нарушения. Художественная среда, окружающая детей дома, ограничивается в основном только развлекательными играми, фломастерами, карандашами. Лишь некоторые родители создают все условия для развития творческих способностей, большинство полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится.  

    Рисунки детей-логопатов отличаются схематичностью, нарушением пропорциональной соотнесенности частей предмета, пропуском существенных деталей, что говорит о  достаточно низком уровне развития художественно-творческих способностей детей.

    По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка, выявить состояние изобразительных, сенсомоторных способностей и навыков детей, уровне их знаний и представлений об окружающем мире. Дети-пятилетки могут рисовать на самые разнообразные темы. Однако, из-за недостаточного развития мелкой и общей моторики у детей-логопатов происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи. Поэтому, порой, яркие образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается и юный художник расстраивается. У большинства детей творчество само по себе не развивается и никак не проявляется. Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы  определенные условия.

    Многие дети не способны самостоятельно оценить красоту какого-либо предмета или явления. В этом мы должны помочь, иначе понятие «красиво» останется формальным для ребенка, не приобретет конкретного  смысла. Для того, чтобы дети поняли чем прекрасен тот или иной предмет или явление,  мы сами должны  уметь искренне чувствовать, видеть красоту в жизни. А это качество нужно развивать в себе и в детях постоянно. Как этого достичь? День за днем наблюдать, рассматривать, рассуждать, вглядываться, прислушиваться. Можно проводить минуты созерцания.

    Выбор методов и приемов – это всегда поиск оптимального пути обучения и воспитания, т.е. наиболее выгодного пути, позволяющего быстро и с разумными затратами энергии и средств достичь намеченной цели и решить поставленные задачи. При выборе методов и приемов нужно учитывать характер предстоящей деятельности, поставленные программные задачи, индивидуальных особенности с детей с ОНР. Изодеятельность  для детей – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, открывая новые возможности изодеятельности. Нестандартные подходы в организации изодеятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

     Нетрадиционные техники рисования используемые на занятиях по изодеятельности:

    – пальчиковая живопись

     – монотипия

     – тампонирование

     – рисование ладошкой

     – набрызг

     – батик

     – рисование свечой, углем

     – акварель + восковые мелки

     – рисование по-сырому

     – промывание рисунка

     – на мятой бумаге

     – экспериментирование при смешивании красок

    Нетрадиционные техники развивают фантазию, уверенность в себе, наблюдательность, импровизацию. Эти техники детям очень нравятся, и они их применяют в самостоятельной деятельности.

    Успех в работе по развитию творческих способностей детей – логопатов может быть достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.

    Мир искусства богатый и разнообразный, помогающий человеку развить свои чувства и обогатить душу. Искусством можно любоваться, восхищаться, но его можно и создавать, т.е.  рисовать, лепить, делать поделки и т.д. Для этого надо много учиться, заниматься с детьми систематически и творчески. И тогда наши детишки не только разрисуют белоснежный лист диковинными цветами, но и научатся образно мыслить, проникнутся любовью к творчеству. И хочется вспомнить слова Сухомлинского «Как гимнастика исправляет тело, так творчество исправляет душу». А состояние человеческой души – главная цель воспитания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей"

    Рисование - язык внутренне­го мира маленького ребенка.Дети любят рисовать, потому что рисование доступно.Они рисуют пальчиками, ладошками, мелками, пастой на зеркале, водой…То есть всем тем, что о...

    Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие изобразительного творчества у старших дошкольников, используя нетрадиционные техники рисования».

    В консультации рассматриваются вопросы психологии детского творчества. Даются рекомендации по нетрадиционным техникам рисования....

    Мастер - класс для родителей «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

    Расширить знания родителей в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей....

    МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

    МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»...

    МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

    расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей....

    «Инновационные технологии и техники развития творчества детей в процессе использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»

    Для развития детского воображения, фантазии и творческих способностей применяются нетрадиционные технологии и техники в разных видах изобразительной деятельности. Большие возможности дают творческие з...

    Консультация для воспитателей: "Развитие изобразительных навыков детей старшей группы через нетрадиционные техники рисования"

    Консультация для воспитателей: "Развитие изобразительных навыков детей старшей группы через нетрадиционные техники рисования"...