формирование грамматического строя речи у старших дошкольников
материал по логопедии (старшая группа) по теме

 Кудашева Елена Викторовна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultacii.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ

ГРАММАТИЧЕСКОГО

СТРОЯ

РЕЧИ

У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

    Грамматический строй-это один из обязательных компонентов любого языка, определяется системой правил изменений слов, сочетаний их в предложения, правил построения разных типов предложений.

     Несмотря на сложность, грамматический строй ребенок должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе, полноценного общения, правильного познания окружающего мира. Без достаточного овладения грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие монолога, связной речи.

      В школе работа по грамматике предполагает изучение правил грамматики как науки и грамматические навыки, приобретенные в детском саду,  являются опорой при теоретическом осмысливании грамматических правил.

      «Процесс овладения грамматическим строем - зеркало интеллектуального развития ребенка», - говорил К.Д.Ушинский. Вслед за Ушинским, Тихеева подчеркивала важность создания благоприятной обстановки и делала акцент на поощрение замедленной, но грамотной речи детей.

       О.И.Соловьева разработала методику дидактических игр, направленных на профилактику грамматических ошибок. Но лишь в 80-е года было выполнено несколько экспериментальных исследований, посвященных выявлению наиболее эффективных приемов формирования грамматического строя речи. Все эти исследования выполнялись под руководством Сохина. Таким образом, необходимость своевременного усвоения грамматического строя речи доказана многими авторами.

     До последнего времени механизмы усвоения грамматической структуры объяснялись, исходя из физиологической теории Павлова. Согласно этой теории процесс освоения грамматики, есть процесс формирования динамического стереотипа. В последние годы доказано, что формирование грамматической стороны речи нельзя свести к Д.С., ребенок активно усваивает грамматический строй, самостоятельно улавливая и выявляя определенные закономерности, типичные правила словообразования, словоизменения. Поэтому дети допускают большое количество «ошибок» (например, сольница), используя эти правила для образования своих слов (певун, чистун). Явление словотворчества привлекает и лингвистов и детских писателей (например, Чуковский). Это – свидетельство активности ребенка в освоении языка.

       Если следовать имитативной теории, то ребенок не должен употреблять таких слов, т.к. он не слышит их от взрослых. Детское словотворчество нужно оценивать положительно. В русском языке всего 2% слов являются немотивированными (например, мебель), все остальные слова образованы друг от друга. И смысл слов будет не до конца понятен детям, если не установить родственные связи с другими словами. Поэтому не нужно ограничиваться постановкой коррекционных задач, исправлением грамматических ошибок в речи детей и упражнениями в использовании трудных форм (беги, мяч). Кроме репродуктивных грамматических упражнений важно использовать в работе продуктивные (например, даётся способ словообразования-бельчата) и словотворческие грамматические упражнения. Также необходимо учитывать особенности усвоения детьми грамматической стороны речи.

     Период словотворчества приходится на младший дошкольный возраст и средний дошкольный возраст, поэтому формирование способов словообразования нужно начинать именно с этого времени, а не со старшей группы.  

      А теперь более подробно остановимся на методике формирования грамматического строя речи. Формирование грамматического строя у дошкольников включает работу над:

а) морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам);

б) словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств);

в) синтаксисом (построение простых и сложных предложений).

     А) Обучение изменению слов по падежам, согласование существительных в роде и падеже (маленькая лошадка) проводится в играх «Про кого можно сказать…»,  и упражнениях типа «Чудесный мешочек», «Спроси у белочки, сколько у неё глаз? Спроси про уши, хвост, рот. Обучение детей образованию форм глаголов в повелительном наклонении (спой, спляши) происходит в играх-инсценировках, когда дети дают поручения зверятам, игрушкам. Такие игры-инсценировки могут решать несколько грамматических задач, например, упражнять детей в правильном употреблении предлогов (в, под, между, около).

      Большое внимание уделяется уже исключениям из правил. Например, упражнение «Составь рассказ о пальто» (работа над несклоняемыми существительными).

       Уточняется правильное употребление «трудных» глаголов - одеть-надеть, при этом внимание детей обращается на слова-антонимы: одеть-раздеть, а надеть-снять.

    Б) Детей учат образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысла слов - береза-березка-березонька. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал - забежал) и прилагательных (умный - умнейший) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в своей речи. Важно научить детей

вдумываться в значение слова и понять, как оно образовано.

    Упражнение «Подбери родственное слово» (на подбор однокоренных  слов): снег, подснежник, снеговик, снежный.

     Упражнения словотворческого характера «Придумай название городу, в котором живут весельчаки» или «Придумай название улицы, на которой живут чистюли» или у белки - бельчонок

                                   у совы - ?

                                   у червяка - ?

      И дети, используя уже известные способы, придумывают.

     Например, игра «Два брата» упражняет детей в образовании глаголов совершенного и несовершенного вида. «Жили 2 брата - Шустрик и Мямлик. Как они жили? Рано утром Шустрик встал, а Мямлик только встаёт…»

     Игра «Оркестр» (формирование способов образования глаголов от существительных).

     Игра «Не умею читать» (образование глаголов на материале звукоподражания).

    Закрепляется умение образовывать названия детенышей животных  в самых разных случаях (у лисы - лисенок, а у жирафа? носорога?) и предметов посуды (сахарница, но солонка).

    В) Работа над синтаксисом включает формирование сложных предложений. Игра «Я начну, а ты закончи» (мы не пошли гулять, потому что…).

    «Кто знает, пусть продолжает». (Солнце. Солнце светит. Яркое солнце светит.)

    «Телефон» (Оля  попросила меня, чтобы…)

    «Закончи предложение» (В лесу живет много зверей: каких?)

     Задачи по синтаксису решаются в связи с обучением рассказыванию. Кроме того, в подготовительной к школе группе работа смыкается с работой по подготовке к обучению грамоте. Например, упражнение «Как можно сказать, что мальчик болен) - дети должны уметь выразить одну мысль разными предложениями. Отдельные упражнения включаются в игры детей (Буря. Изменился курс, как записать в судовой журнал). Составление  коллективного письма в «ситуации письменной речи» (ребенок диктует – взрослый записывает) помогает совершенствованию синтаксической структуры предложения, что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.

Картотека дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выполнена по пособию Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой "Коррекция общего недоразвития речи у д...

Описание конкурсной инициативы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» (Городской конкурс педагогических достижений «Педагог новой школы»)

Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик позволяет организовать НОД по речевому развитию привлекательной и по-настоящему современной, что способно повыс...

Развитие словаря и формирование грамматического строя речи у старших дошкольников

Статья о развитии словаря и формировании грамматического строя речи у старших дошкольников для воспитателей...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в р...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников.

В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложении, согласование в роде, числе и пад...