Развитие словаря и формирование грамматического строя речи у старших дошкольников
статья (старшая группа) по теме

Статья о развитии словаря и формировании грамматического строя речи у старших дошкольников для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_6.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

                       Развитие словаря и формирование грамматического строя речи у старших дошкольников

Старший дошкольный возраст – сензитивный период развития речи. Л.С.Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления.

В старшей группе нужно сделать особенный акцент на развитие словаря, на усвоение понятий.

Именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры.

Главными задачами словарной работы являются обогащение, расширение и активизация словарного запаса.

В процессе овладения речью ребёнок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя речи у дошкольников включает работу над морфологией, изучающей грамматическое значение в пределах слов, словообразованием и синтаксисом. Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы.

Он усложняется с возрастом детей. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако в процессе речевого развития растёт употребление других частей речи: прилагательных, местоимений, наречий, числительных. Самой трудной падежной формой является родительный падеж множественного числа ( сливы-слив, апельсины-апельсинов, карандаши-карандашей).

В предложении существительное – один из важных компонентов. Детям нужно показывать различные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.

Словообразование – создание нового слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.

 Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять название детёнышей животных, предметов посуды, исправление действий.

Синтаксис – это соединение слов в словосочетания и  предложения. Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, а затем правильно связывать слова в предложение. Особое внимание следует уделять правильному построению предложений, устранению повторения однотипных конструкций, правильному согласованию слов в предложении.

Предлагаю упражнения и игры, которые могут быть использованы для работы с детьми от 3-х лет и варьироваться от этапа работы и задач.

Учитывая тесную связь процессов развития лексики (словарного запаса), данные игры и упражнения включают в себя задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.

Игра «Как сказать по-другому»

Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.

Часы идут (ходят)

Мальчик идёт (шагает)

Снег идёт (падает)

Поезд идёт (едет, мчится)

Зима идёт (наступает)

Пароход идёт (плывёт)

Игра «Кто заблудился»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

-Кто скачет по лесной тропинке? (заяц)

-как его назвать ласково? (зайчонок, зайчик, заинька)

-Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (потерялся, заблудился, лапку уколол).

-Скажите, какой теперь зайчик? (грустный, печальный, огорчённый)

-Закончите предложение:

Если зайчик потерялся, (мы поможем найти ему свой дом).

Если зайчик потерялся, (мы перевяжем её, полечим, успокоим, утешим)

Игра «Кто как кричит?

Цель: поиск соответствующего понятия.

Гусь - гогочет

Утка – крякает

Цыплёнок – пищит

Индюк – балаболит

Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

Цель: формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на части этого предмета.

Ствол, ветки, листья, кора, корни – дерево.

Кабина, мотор, крылья, хвост – самолёт.

Игра «Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие признаков знакомых объектов и называть их.

Цыплёнок красного цвета клюёт морковку (жёлтый цыплёнок клюёт зёрнышки).

Синяя лиса без хвоста (у лисы длинный хвост и рыжая шуба).

Игра «Кто больше слов скажет»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Белочка – рыжая, пушистая, шустрая, смелая, сообразительная.

                 - карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки.

Игра «Цепочка слов»

Исходное слово – кошка.

  1. Кошка бывает какая?

Пушистая, ласковая, разноцветная…

Что ещё бывает разноцветным?

Радуга, платье, телевизор…

  1. Каким может быть платье?

Шёлковым, новым, прямым…

Что ещё может быть прямым?

Линия, дорога, взгляд…

Игра «Дополни предложение»

Цель: учить детей использовать в речи распространённые предложения.

Светило солнце.

Ярко светило солнце.

На небе ярко светило солнце.

На небе ярко светило весеннее солнце.

На небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце.

На небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце.

На голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце.

На голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.

Картотека дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выполнена по пособию Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой "Коррекция общего недоразвития речи у д...

Описание конкурсной инициативы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» (Городской конкурс педагогических достижений «Педагог новой школы»)

Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик позволяет организовать НОД по речевому развитию привлекательной и по-настоящему современной, что способно повыс...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в р...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников.

В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложении, согласование в роде, числе и пад...