Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Одажда"
план-конспект урока по логопедии по теме

Данное занятие предназначено для детей средней логопедической группы, имеющих заключение ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ОДЕЖДА»

Цели:

Коррекционно-образовательные: обогащать и активизировать номинативный словарь (названия предметов одежды), словарь признаков (практическое употребление прилагательных, обозначающих основные цвета), совершенствовать грамматический строй речи (учить согласовывать местоимения мой, моя, мое, мои с существительными, учить согласовывать существительные с прилагательными в единственном числе, учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных с помощью суффиксов – очк-, -ечк-).

Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие, развивать мелкую моторику, развивать слуховое восприятие.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к занятию, располагать ребенка к активному сотрудничеству с педагогом.

Материал: картинки с изображениями предметов одежды, картинки с изображениями частей одежды, разрезные картинки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Пальчиковая игра «Перчатки».

Логопед:

- Тима, посмотри, что у меня в руках?

Тима:

- Перчатки!

Логопед:

-Повторяй за мной:

Я перчатку надеваю (имитация действий),

Я в нее не попадаю.

Сосчитайте-ка, ребятки,

Сколько пальцев у перчатки (сжимаем и разжимаем кулачки).

Начинаем вслух считать:

Один, два, три, четыре, пять (загибаем пальцы, начиная с большого).

  1. Основная часть.
  1. Логопед:

- Собери картинки.

Используются разрезные картинки – предметы одежды.

После того, как ребенок собрал, логопед просит:

- Перечисли предметы, которые у тебя получились на картинках.

Ребенок:

- Свитер, майка, халат, пальто, платье.

Логопед:

- Как можно назвать эти предметы одним словом?

Ребенок:

- Одежда.

2. Игра «Портной».

Логопед:

- На прошлом занятии мы с тобой учили, как называются части одежды. Сейчас ты превратишься в человека, который шьет одежду – в портного! Видишь, это куртка (вырезная картинка). Как ты думаешь, каких частей ей не хватает? Выбери, какие части ей нужно пришить. Назови их.

Ребенок называет и одновременно «пришивает» части к куртке (используется двусторонний скотч):

- Рукава, воротник, карманы, пояс, молния.

3.Логопед:

- Молодец, из тебя получится отличный портной! А сейчас выбери предметы одежды, которые на тебе надеты, и скажи, что они – твои. Например, мое платье.

Ребенок:

- Мой свитер, моя майка, мои носки, мои брюки.

4.Физминутка.

Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Мы идем, как все ребята

И как мишка косолапый.

5. Игра «Разная одежда».

Логопед:

- Я тебе буду показывать картинки, а ты скажешь, как называется этот предмет и какого он цвета. Например, синее пальто.

Ребенок:

- Зеленая майка, красный носок, коричневый пояс.

6. Игра «Большой - маленький».

Логопед:

- У меня есть парные картинки, на которых изображен один и тот же предмет. Налево я буду класть картинки с изображением большого предмета, а направо – картинки с изображением маленького предмета.

Я буду называть большие предметы, а ты – маленькие.

Например, кофта – кофточка.

Логопед:

- Юбка. Майка. Рубашка. Куртка.

Ребенок:

- Юбочка. Маечка. Рубашечка. Курточка.

III. Итог занятия.

Логопед:

- Вспомни, какие предметы одежды мы называли на занятии.

Ребенок отвечает.

Логопед:

- Молодец, ты очень хорошо занимался!



Предварительный просмотр:

Таблица «Классификация нарушений письма у детей»

Виды нарушений письма

Проявления

Методы обследования

Приемы коррекции

Нарушения письма вследствие акустической агнозии и дефектов фонематического слуха

  1. Буква не воспринимается как графема
  2. Буква не связывается с соответствующим ей звуком и наоборот
  3. Буквы не соединяются в слова или записываются в беспорядке
  4. Нарушения звуко-буквенного и словесного анализа и синтеза
  5. Чрезвычайное замедление скорости письма
  1. Диктант слов или фраз с последующим пересказом и сочинением. Составление слов из букв разрезной азбуки. Списывание.
  2. Чтение.
  3. Проверяется устная речь с обязательным повторением  трудных и новых слов, слогов с оппозиционными звуками.
  4. Исследуется состояние звукового анализа (предварительно следует помочь ребенку понять задание).
  1. Исправление произношения преимущественно путем развития фонематического анализа.
  2. Работа по дифференциации артикуляций.

Нарушения письма вследствие нарушений устной речи

Ошибки на письме, аналогичные дефектам в устной речи (отсутствующий звук в устной речи ведет к пропуску обозначаемой им буквы на письме, замены букв, обусловленные заменами звуков в устной речи и др.)

  1. Обследование устной речи
  2. Письмо под слуховую и зрительную диктовку
  3. Нахождение под слуховую и зрительную диктовку букв, слогов и слов в специальных таблицах
  4. Самостоятельное письмо по специально подобранным картинкам
  5. Списывание с печатного и рукописного шрифта
  6. Составление слов из букв разрезной азбуки
  1. Коррекция нарушений устной речи
  2. На начальных стадиях обучения широко используются «обходные пути»(опора на зрительный, двигательный образ слов).

Дисграфии при ускоренной речи

Пропуск и перестановка не только букв и логов, но и целых слов, фраз, недописывание слов и фраз

  1. Медленное списывание с доски вслед за логопедом
  2. Самостоятельное письмо под медленную диктовку
  3. Списывание по слогам и словам под такт, задаваемый логопедом
  4. Произнесение перед зеркалом слов, коротких фраз с последующим их записыванием

Дисграфии на почве нарушений произносительного ритма

Пропуск гласных букв, целых слогов, недописывание окончаний слов, буква и может заменяться на букву й

  1. Работа над четким ритмическим произношением слов
  2. Зрительный диктант слов

Оптическая аграфия и дисграфия:

а)литеральная

б)вербальная

Смешение букв вследствие нечеткого представления различий между ними

  1. Детальное указание на различия между сходными буквами
  2. К смешиваемой букве (слову) подбираются сходные по начертанию буквы (слова)

Дисграфии на почве зеркального письма

Элементы букв и слов часто пишутся справа налево

  1. Логопед медленно передвигает руку ученика слева направо
  2. Ребенок обводит наклеенные, вырезанные или четко написанные буквы

 своей рукой

  1. Сравнивается зеркальная буква с ее правильным написанием
  2. Медленное списывание под непосредственным наблюдением педагога

Другие случаи нарушений письменной речи

Смешение букв

Различение артикуляции и произношения гоморганных звуков. При обучении широко используется зеркало. В дальнейшем произношение завершается записыванием.

Перестановка, пропуск, недописывание  букв и  слогов

  1. Многократное произнесение слова вслух перед его звуковым анализом, за которым следует его прочтение с отбиванием слогового ритма, запись слова.
  2. Запись слова с проговариванием
  3. Складывание слогов и слов из букв разрезной азбуки

Упорные нарушения связи буквы со звуком

При письме возникает ошибочный образ буквы либо не возникает вовсе

Выделение соответствующего звука из речи и укрепление его связи с буквой всевозможными способами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением техники логопедического самомассажа

Данный материал содержит Конспект индивидуального логопедического занятия с применением элементов технологий логопедического массажа и самомассажа(для детей 6-7 лет; ОНР 3-4 уровень; дизартрия) и през...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией, с применением технологии логопедического (лицевого) массажа.

Данный материал представляет собой конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы со стертой дизартрией, в котором применяется технология  логопедического (лицевого) массажа. В конспе...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет с логопедическим заключением ФФНР

Тема: Автоматизация звука [л] в слогах и словах Задачи: -         автоматизация звука [л] в слогах и словах-...

Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

Конспект  индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи...

Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

Конспект  индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи...