Теоретическая часть программы
статья по логопедии по теме

Булгурян Егисапет Амазасповна

Одним из важных моментов психического развития, определяющего готовность ребенка к школьному обучению, является развитие его речи – овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, объяснить то или иное явление, правило.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoreticheskaya_chast_programmy.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ РАБОТЫ – подготовка детей к обучению грамоте, развитие связной  речи у детей дошкольного возраста.

К моменту поступления в школу у детей должны сформироваться такие психологические черты, которые присущи школьнику. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается, прежде всего, в том, что у него есть желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться.

Итогом развития ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки этих черт достаточных для того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе.

Особое место в психологической готовности к школе является овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к, собственно, школьным, - грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Одним из важных моментов психического развития, определяющего готовность ребенка к школьному обучению, является развитие его речи – овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, объяснить то или иное явление, правило.

Проблема, над которой я работаю в последние годы, посвящена обучению детей грамоте в условиях двуязычия.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый период его жизни вносит новое в его речевое развитие. Наиболее важная ступень  в овладении речью приходится на дошкольный возраст.

Проблема говорения, проблема общения очень актуальна в условиях двуязычия. В семье дети в основном общаются на армянском языке. В свободной деятельности в детском саду в общении между детьми снова преобладает армянская речь. Значит очень важно, чтобы именно на занятиях дети максимально упражнялись в развитии речи.

Обогащая свою речь, ребенок развивает логическое мышление. Учится правильно, содержательно и убедительно высказывать свои мысли.

Важная для современных условий задача- научить детей правильной красивой речи. Яркая, образная, логичная, отвечающая всем языковым нормам речь- основной показатель интеллектуального развития ребенка.

Основной моей задачей было показать детям, что язык хранит в себе много интересных закономерностей и особенностей, упражнять детей в умении правильно использовать, применять в своей речи некоторые закономерности русского языка.

К старшему дошкольному возрасту, ребенок практически овладевает всеми сторонами родного языка, звуковой системой, словарем, грамматическим строем.

В этом возрасте специалисты отмечают чуткость детей к языковым явлениям, например, она проявляется в их способности понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными. Поэтому педагогу со старшими детьми важно использовать это «языковое чутье», а при решении некоторых задач делать на него ставку.

При составлении программы учитывались проблемы, связанные с двуязычьем нашего региона.

Двуязычье, или билингвизм в узком смысле это слово означает более или менее свободное владение двумя языками: родным и неродным, в широком смысле, относительное владение двумя языками, умение в том или ином объеме пользоваться ими в определенных сферах. Возможно, что общение детей-билингвов с другими людьми связаны с тем, что они не всегда могут подобрать слова на русском языке, соответствующие второму языку, который они знают.

Различия в программе русского и армянского языков создают дополнительные затруднения в изучении русского языка. Например, в армянском языке нет родовых изменений.

Поэтому в программу включено максимальное количество игр на развитие грамматического строя речи, развития связной речи.

В нашей стране развитие, воспитание, обучение детей 6 лет может осуществляться как в школе, так и в детском саду.

Однако дети в детском саду и в школе поставлены в разные условия, и одинаковые воспитательно-образовательные задачи будут и должны решаться по-разному.

К числу таких задач относится обучение детей грамоте, чтению.

Исходя из вышесказанного, в работе с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду необходимо включить целенаправленную, систематическую, методически грамотную работу по ознакомлению детей с буквами и обучению начальной ступени чтения (слоговое чтение).

В программе много речевого материала: скороговорки, чистоговорки, стихи, поговорки, загадки, что позволяет не только закреплению четкого произношения, но и развитию всех психических процессов, а в особенности памяти, внимания, мышления, воображения.

А развивая психические процессы, можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.

В этом вопросе можно выделить тесную связь воспитания звуковой культуры речи с умственным развитием детей.

Подбор обширного речевого материала способствует не только формированию правильного звукопроизношения, выработке четкой дикции, развитию артикуляционного и голосового аппаратов, развитию фонематического и речевого слуха, но и воспитывают детей в умственном плане: расширяет кругозор, уточняет и обогащает знания и представления об окружающей действительности, явлениях общественной жизни.

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в программе общей системы речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.

Овладевая языком, ребенок усваивает устойчивые традиции родного языка, и учится речетворчеству, что отражает закономерности развития языка как явления социального.

По программе дети учатся придумывать свои чистоговорки, скороговорки, рассказы, а словотворчество детей – это высшая ступень в развитии речи.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется тонкая наблюдательность, чуткость к выразительным средствам языка. Это делает речь более тонкой, а порой и образной.

Упражнения в словообразовании опираются на достигнутый высокий уровень речевого развития детей, позволяют им осознать те формальные и смысловые связи слов, которые уже были интуитивно обобщены в процессе речетворчества. Это положительно отражается на качестве речи, она становится осознанной, произвольной.

Вместе с тем, дети приобретают и опыт сознательного анализа языкового материала, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.

Учитывая то обстоятельство, что в основе методик начального обучения чтению лежит звуковой аналитико-синтетический метод, требующий, как анализа звукового аспекта речи в процессе обучения, так и синтеза звуков, слогов, слов уже при чтении, обучение детей звуковому анализу, умение выделять в словах гласные звуки, различать звонкие и глухие согласные звуки, составление схем слов, предложений позволило успешному обучению детей буквам, чтению букв, слогов.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с буквенной символикой).

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада.

Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов – первому действию по обучению собственно грамоте.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.

В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и некоторыми правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучаются грамотно выкладывать слова из букв.

Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

Основная задача обучения грамоте в старшей группе – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза: жжук, жуук, жуК. 

Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово дает возможность картина- схема его звукового состава. На нем помещается рисунок- предмет, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.

Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить качество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребенок при анализе пропустит какой-либо звук, будут заполнены не все клеточки – и он увидит, что где-то ошибся. Модель слова, которая получается в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой  и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.

Таким образом, при обучении детей звуковому анализу слова мы должны дать им средства для его проведения и научить ими пользоваться: схема звукового состава слова , фишки , интонационное выделение звуков в слове . Вначале любой выделенный звук обозначается фишками одного цвета.- серыми.

Логопед проводит звуковой анализ слова  только на первом занятии, когда знакомит детей со всеми средствами его проведения. В дальнейшем дети выполняют сами с помощью взрослого. Для этого к доске можно вызвать одного ребенка, который найдет все звуки слова. Можно вызвать на каждый звук по очереди.

Самое пристальное внимание необходимо в это время сосредоточить на обучении детей последовательному интонационному выделению звуков в слове.

Так дети знакомятся с гласными звуками, узнают, что этим звукам ничто « не мешает» - ни зубы, ни губы, ни язык: они легко «выходят» изо рта. Дети находят такие звуки, проговаривая слово «АУ», затем анализируя слова: мак, лук, дом, лес, дым.

На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что– то «мешает» - губы, зубы, язык.

Следует сказать детям, что некоторые согласные звуки можно протянуть, спеть (ммм), громко крикнуть (ррр), и этим они как бы напоминают гласные, но обязательно при произнесении их встречаются во рту преграды. Это является основной характеристикой согласных звуков. Сравнение звуков по их произнесению, которое нужно проводить в занимательной форме игры, помогает детям быстро уловить разницу  между гласными и согласными звуками.

Дети уже знают, что у звуков есть «братцы», различают большого и малого «братцев», поэтому логопед сразу вводит названия твердых и мягких согласных звуков: большим братцем мы будем называть твердый согласный звук, а маленьким – мягкий согласный звук; твердый согласный будем обозначать синим квадратиком, а мягкий – зеленым.

В период знакомства с гласными, твердыми и мягкими согласными звуками дошкольники переходят к анализу четырехзвуковых слов разного состава. При этом каждый ребенок учится звуковому анализу как у доски на демонстрационном материале, так и индивидуально на полосках и в тетрадях изображают цветными карандашами.

После того, как воспитанники научатся различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук, обозначить его на модели фишкой. При этом читается стихотворение «Ударение».

Ударение помогает представить слово единым целым. Поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.

При выделении ударного слога слово нужно произносить целиком (если произнести его по слогам, получится столько ударений, сколько в слове слогов). Логопед дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог.

Рекомендуется предложить детям произносить слово быстро и тихо, шепотом. В этом случае ударный слог становится еще более различимым.

Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком и учатся выделять его в слове.

В подготовительной к школе группе решаются следующие задачи: дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова из букв и слоговой таблицы, овладевают слоговым способом чтения.

В процессе обучения грамоте дошкольники знакомятся с предложением. Учатся составлять предложения из заданного количества слов, называют их по порядку, переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении, составляют новые предложения.

В качестве основного методического приема предлагается составлять предложения с использованием «живой модели», когда сами дети обозначают слова предложения. Это помогает наглядно показать, из чего состоит предложение.

Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы а, о, у, ы, э пишутся после твердых согласных, а буквы я, е, ё, ю, и - после мягких согласных.

Дети узнают, что буквы я, е, ю, ё в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: «йа», «йо», «йу», «йэ». Это «жадные буквы».

Необходимо каждый раз обращать внимание детей на то, чем отличается звук от буквы: звук произносится и слышится, буква читается и пишется.

По программе во второй части каждого занятия дети знакомятся со всеми буквами русского языка в алфавитном порядке.

Каждую введенную букву дети рассматривают, говорят на что она похожа (буква Т – на антенну, буква Д на домик, буква С на месяц и т. д.).

При этом рассматривается артикуляция данного звука, повторяются некоторые артикуляционные упражнения. Дети знакомятся как с маленькой, так и заглавной буквой. Узнают правила, что с большой буквы начинается слово только в том случае, если оно означает имя, фамилию, название города, кличку животного или если это первое слово в предложении. Если написание маленькой и заглавной букв различно, то дети находят в нем сходство и различие. Этот прием используется с целью лучшего запоминания детьми букв.

Для того чтобы дети лучше усвоили, что одна буква может обозначать два звука (твердый и мягкий согласный), им дается задание назвать несколько слов сначала с твердым согласным, затем с мягкой его парой.

По ходу ознакомления с согласными буквами (ж, ч, щ) вводятся специальные грамматические правила написания сочетаний: жи, ши, ча, чу, ща, щу.

По программе дети знакомятся с буквой ь (мягкий знак). С этой целью предлагается  выложить два слова, отличающиеся друг от друга одним согласным звуком, например, слова мел и мель. Дети узнают также, что для обозначения мягкости согласного звука мягкий знак может стоять не только в конце, но и в середине слова (кольцо, пальма, деревья и т. д.).

Разделительная функция твердого знака раскрывается на сравнении двух слов, например, сел и съел. Дети узнают правило о твердом знаке, который не обозначает звука и ставится для того, что бы отделить твердый согласный звук от букв е, ё, я, ю, написание которых в другом случае свидетельствует, что предшествующий согласный читается мягко.

В программу включено много словесных игр и игровых заданий. Их введение дано с учетом постепенного усложнения содержания в зависимости от программных задач обучения. Игры такого рода, основной целью которых является закрепление знаний, сложны для проведения: с одной стороны, они должны быть достаточно регламентированы логопедом, с другой стороны нельзя превращать их в скучнейшее дидактическое упражнение, т.е. при соблюдении точности и правильности методики обучения должен быть сохранен свойственный играм развлекательный и эмоциональный характер.

Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. В этом возрасте ребенок не только может пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора.

К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные индивидуальные различия в уровне речи детей. Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности, по способности детей к творческим речевым проявлениям. Немало внимания уделяется в программе развитию речевого творчества, выразительности речи. Дети придумывают свои чистоговорки, загадки.

Работа по ознакомлению детей с предложением носит поэтапный характер: вначале дети знакомятся с видами предложений, затем – со схемой, далее учатся составлять различные типы предложений. Потом дети сочиняют сюжетные рассказы по картине, из опыта. С помощью взрослого ребенок должен построить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени и места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание).

Речевое творчество детей отражается в газете детского сада «Речецветики».

В программе много внимания уделяется развитию лексики детей, что актуально в условиях двуязычья.

Логопед раскрывает детям некоторые «секреты» слов. Здесь идет речь об антонимах и многозначности слов. В русском языке много многозначных слов. Дети подбирают значения к словам: лук, коса, кран, лист, ключ, ручка, игла.

Дети шести - семи лет активно образуют новые слова на основе врожденного «языкового чутья». Им не объясняют, что слова делятся на части (корень, приставка, суффикс, окончание), которые принимают участие в образовании и изменении слов.

Детям предлагают задания на образование слов по образцу, по аналогии.

  1. «Договори по образцу», например: шел, ушел, вышел, нашел, перешел, обошел, зашел, пошел. Материал можно преподнести в виде рисунков: на сердцевине цветка написан корень слова,  на лепестках - приставки. По образцу дети договаривают слова: ехал, нес, бежал, писал.
  2. «Составь из двух одно слово» - образование сложных слов: пароход, ледокол,  кинотеатр, водопровод и т. д.
  3. «Скажи ласково» - образование слов уменьшительно- ласкательного значения. Например: глаз - глазик - глазок, рот- ротик - роток…
  4. «Составь слова по образцу»: голубой - голубеет, серый - сереет…

Далее детям предлагается придумать предложения с образованными словами.

Знакомя с морфологией, детям дошкольного возраста не дают сведения о частях речи. Они выполняют задания, в которых упражняются в использовании некоторых частей речи.

В игре «Чего нет?» дошкольники упражняются в употреблении родительного падежа имени существительного. Слова для упражнения: носки, помидор, помидоры, метро, пальто, шкаф, вещи, ребенок и т.п.

Игра «Какой? Какая? Какое?» или «Скажи красиво» упражняет детей в подборе прилагательных к определенным словам. Этой игре придается соревновательный характер. За каждое названное слово дети получают фишки.

В ознакомлении с синтаксисом дошкольникам предлагается следующая работа с предложением:

        вычленение предложения из потока речи, из печатных текстов;

        определение интонации предложения в зависимости от цели высказывания (побуждение, вопрос, повествование), обозначение интонационных особенностей предложения  в текстах (!, ?, . );

        конструирование предложений из отдельных слов.

Во второй части каждого занятия программы совершается путешествие в Букварию. При этом задания ограничиваются какой-либо темой: например, «Экскурсия в зоопарк», «Прогулка на огород», «Путешествие в лес», «Прогулка в парк», «Путешествие в сказку Г. Х. Андерсена  «Гадкий  утенок»». Дети должны подбирать слова, выполнять задания, не выходя за рамки заданной темы.

Необходимым условием успешного обучения дошкольников грамоте является использование различного рода наглядных пособий, дидактического материала, игрушек и др.

Демонстрационный материал включает в себя магнитную доску, картины-схемы и полоски - схемы звукового состава слов, фишки, указку, предметные картинки, фишки или мелкие игрушки для награждения детей в играх.

Магнитная доска применяется для звукового анализа слов и различных дидактических игр.

Картины - схемы звукового состава слова представляют собой изображение предмета, название которого ребенок должен проанализировать, и рядом клеточек под рисунком. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове. Под схемой расположен карман, в который в процессе звукового анализа ставятся фишки-карточки.

Полоски-схемы звукового состава слов изготавливаются из плотной бумаги или картона, нижний край которого загнут на 10-12 см и приклеен к листу по краям. В образовавшийся карман вставляют фишки-карточки. Над карманом рисуется схема звукового состава слова. Для занятия необходимо приготовить по две полоски-схемы для анализа трех-, четырех- и пятизвуковых слов.

Для обозначения выделенных звуков анализируемого слова применяются фишки-карточки, которые представляют собой картонные прямоугольники с заостренным нижним концом.

Для занятий необходимо иметь по 6 фишек серого, красного, синего, зеленого и черного цветов. Черные фишки должны быть на 2 см длиннее остальных, так как они ставятся позади красной фишки для обозначения ударного гласного звука.

Раздаточный материал представляет собой картинки-схемы и полоски-схемы звукового состава слов, фишки, указки, подносики.

Для подсчета звуков в словах, слогов применяются окошки, абаки - для соединения звуков в слоги.

Эффективны в применении динамические дидактические пособия, например: «Волшебный круг», «Волшебный квадрат». Дети направляют стрелки на те картинки, в названиях которых заданное количество слогов.

Все игры проводятся в темпе, логопед помогает детям преодолевать какие-либо затруднения, чтобы не нарушать ритм игры.

Предложенные игры помогают дошкольникам усвоить программный материал, делают педагогический процесс более эмоциональным, позволяют добиваться большей активности детей на занятии.

Организующим, направляющим, концентрирующим моментом должно обладать начало занятия. Загадки, появление сказочных героев, необычных писем с заданиями вызывают интерес к занятию.

Программа включает в себя задания для детей на развитие мелкой моторики пальцев руки и формирование зрительно-двигательной координации.

В школе на первом этапе обучения, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается «зеркальное письмо»; ребенок не различает «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия речи, зрительной памяти.

Выполнение рисунков, графических узоров, написание элементов, печатание букв, рисование пиктограмм позволяет укреплению мелкой мускулатуры пальцев руки, совершенствованию зрительно-двигательной координации и ориентировки в микропространстве, развитию произвольного внимания, зрительной памяти, аналитическому восприятию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическая часть по коррекции слоговой структуры слова дошкольников с ОНР.

В статье описана теория работы по корекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР. Указаны: нарушения слоговой структуры, этапы коррекции, формы работы с детьми и родителями, мето...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ИЗУЧЕНИЕ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ

Изучение страхов у детей, воспитывающихся в неполных семьях, является актуальной темой в современном мире. Научный интерес к этой проблеме подкрепляется тенденцией роста неполных семей в структуре сов...

Теоретическая часть педагогического проекта "Развитие творчества детей в процессе создания иллюстраций к произведениям русского народного творчества" в дальнейшем именуемый "Книжкин-художник".

Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает   эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. ...

Рабочая программа экологического кружка "Неизведанное рядом." . Теоретическая часть.

Мы хотим видеть наших воспитанниковлюбознательными, самостоятельными, творческими личностями, умеющимим ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. то во многом зависит от на...

Педагогический опыт работы " Развитие речи детей через театрализованную деятельность" (теоретическая часть)

Педагогический опыт работы " Развитие речи детей через театрализованную деятельность" (теоретическая часть)...

Оформление проекта, теоретическая часть

Выступление на семинаре- практикуме для воспитателей....

Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»

Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»Научно теоретические основы использования художе...