Активизация речевой и мыслительной деятельности у детей на логопедических занятиях.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Румянцева Светлана Анатольевна

В данном материале говорится о методических приемах, используемых на занятиях ,активизирующих речевую и мыслительную деятельность у детей в подготовительной к школе группе, развивающих любознательность, обнаруживащихся в живом интересе к окружающему, в стремлении узнать новое. Эти качества необходимы ребенку для формирования у него соответствующих мотивов учения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные принципы народного образования в России предусматривают единство системы

Народного образования и преемственность всех типов  учебных  заведений, обеспечивающих

Возможность перехода от низших ступеней к  высшим.

              Первым условием  успешного учения ребенка в начальной школе является формирование

у  него соответствующих мотивов  учения.

               Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны,  формирующееся

к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу и, с другой стороны, развитие

любознательности, умственной активности,  обнаруживающихся в живом интересе к окружающему, в стремлении узнавать новое.

                 «Программа воспитания в детском саду» выделяет подготовительную группу с целью

обеспечить более успешную подготовку детей к школьному обучению.

Готовность детей к школьному обучению – это личные качества ребенка, уровень его умственного

и физического развития . Для успешного овладения школьной программой ребенку важно в детском саду приобрести умения слушать и понимать воспитателя, товарища, выполнять

указания взрослых, связно отвечать на вопросы, правильно держать карандаш, аккуратно

пользоваться книгой.

               Наряду с этим важно воспитывать у детей интерес к школе, желание учиться и

узнавать новое, уважение к людям  к их труду, привязанность к родному краю.

               В нашей речевой подготовительной к школе группе на логопедических  занятиях

реализуются все поставленные задачи.

               УЧИТЬ ДЕТЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО МЫСЛИТЬ – важнейшая наша задача.

Какие же приемы мы используем для этого ?

               Большое значение на занятиях мы придаем  в о п р о с у .

Вопросами мы направляем и активизируем мышление ребенка, ведем детей по пути  преодоления трудностей, побуждаем к анализу, сопоставлению, сравнению и к последующему

выводу. В воспитании активного и самостоятельного  мышления большая роль  принадлежит вопросам требующим размышления, установления связи между явлениями.

Имеется определенная классификация вопросов по содержанию :

1 .р е п р о д у к т и в н ы е  : что ? какой ? где ? сколько ? куда ? как ? когда ?

 2 .п о и с к о в ы е  вопросы , требующие умозаключения :  зачем ? почему ? чем похожи ? как ты думаешь?             

              Продумывая вопросы на занятии мы учитываем следующие требования:                                      

  1. Вопрос  должен быть сформулирован понятно для детей и предполагать один ответ.
  2. Вопросы должны вызывать  некоторое напряжение мысли.
  3. Система вопросов должна предполагать постепенное усложнение и углубление их содержания ,а  следовательно усложнения умственной деятельности.

Привожу примерную схему вопросов на занятии:

Вначале вопросы о том,  что непосредственно воспринимается. Вторая группа вопросов,

побуждающих сравнивать,  направленные на раскрытие общих связей, закономерностей.

Третья группа  вопросов, требующая сделать вывод, подведение итогов.

Мы считаем, что после каждого вопроса не нужно ждать, чтобы все дети или большинство

подняли руки. Далеко не всегда и не каждый ребенок может определить свою готовность

к ответу. И поэтому мы вызываем детей по своему усмотрению, наблюдая, насколько каж-

дый  внимателен и активен.

             Стимулировать внимание и активность у детей на занятии помогают такие вопросы:

«Кто заметил ошибку товарища ?», «Кто хочет сказать по- другому ?», «Кто может добавить к тому, что сказал ... ?»

              Для успешного формирования у детей активности на занятии мы также стараемся побуждать самих ребят задавать вопросы своим товарищам. Это можно сделать в начале

занятия, вызвать дежурного, который может спросить : «Какой у нас месяц ?», «Какой день?», «Какое число ?» и т. д.

Или на итоговом занятии по закреплению какой-либо темы предложить кому-нибудь из детей задать вопросы товарищам по этой теме.

Ответы детей являются одной из форм детской активности. Ответ на вопрос – сложная для

Ребенка умственная операция.

            Активизируя умственную деятельность  детей на занятиях мы предлагаем  ребенку

объяснить вслух способ выполнения действия (т.е. как он будет выполнять задание, а после его выполнения -  как он ее выполнил).

Например, перед выкладыванием схем слов можно задать вопрос :а) «Расскажите как вы

будете выкладывать  схему слова ?» «Длинной полоской обозначим все слово, короткими полосками обозначим слоги, синими кружками обозначим твердые согласные звуки, зелеными кружками обозначим мягкие согласные звуки, красными кружками

обозначим  гласные звуки» .Или после выкладывания схемы слова «лиса» хорошо попросить ребят:  «Объясните , как вы выкладывали схему слова  «лиса»?»

«Длинной полоской  я выложил все слово «лиса», короткими полосками  выложил слоги.

Первый слог  «ли», второй слог «са».Зеленым кружком выложил  мягкий звук «ль»,

Красным – гласный звук «и», синим – твердый звук  «с»,  красным – гласный звук «а».

           Дети, слушая своего товарища , могут исправить его, дополнить.

Это приучает детей внимательно слушать , уметь дополнять и исправлять  план действия,

предварительно  планировать свою работу, самостоятельно и осмысленно выполнять

задание.

           При формировании понятий о звуках мы на занятиях используем  прием сравнения .

На основе сравнения у детей развивается способность к анализу, синтезу, классификации,

группировке , обобщению.

К.Д. Ушинский сказал: «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение».

Начинаем сравнивать  звуки с различия, т.к. сравнение по сходству  требует  выделения значительных признаков. Например: «Чем отличаются звуки «С» - «З»?

«При произнесении звука «З» горло дрожит, при произнесении  звука «С» горло не дрожит. «Чем похожи?»  «Губы в улыбке, зубы сближены». И т.д.

         Активизируя умственную деятельность детей на занятиях, мы стараемся использовать

Проблемные ситуации и противоречия.

          На поставленный вопрос можно выслушать несколько ответов ребят .Если  ответы звучат по-разному, мы стараемся не просто исправить неправильный  ответ ребят , а

создаем проблемную ситуацию, задавая вопрос группе: «Кто из ребят прав и почему»?

Или спрашиваем отвечающего : «Объясни, почему так думаешь?»

           Для поддержания  интереса к занятию и активности у детей хорошо использовать

дидактические игры. Проводя дидактические игры на занятиях, мы учитываем следующие принципы:

  1. Опираемся на уже имеющиеся знания у детей.
  2. Следим за тем ,чтобы дидактическая игра была достаточно трудна и в то же время доступна детям.
  3. Используем разнообразные дидактические приемы.
  4. Постоянно усложняем игровые задачи и игровые приемы.
  5. Конкретно и четко объясняем правила.

На занятиях мы приучаем детей работать и одном темпе, точно выполнять указания логопеда, работать самостоятельно, не мешая товарищам, оценивать свою работу и работу других с точки зрения соответствия ее требованиям логопеда.

Большое внимание мы обращаем на воспитание у детей умения сдерживать свои импульсивные двигательные реакции (не вовремя вставать, оборачиваться, перебирать какие-либо предметы и т.д.), на воспитание привычки управлять своими движениями (умение тихо и быстро поставить или передвинуть свой стул, бесшумно закрыть дверь и т.д.)

 Мы стараемся тщательно готовиться к занятиям , вести их живо, без длительных пауз, добиваться понимания и запоминания материала детьми, освоения ими умений и навыков.

         На логопедических занятиях решаются не только программные задачи для данного возраста,

          но учитываются  все особенности детей с речевой патологией. С первых дней мы начинаем работать над теми психическими функциями, на которые в дальнейшем все время опираемся.

Работаем по развитию зрительного, слухового внимания, выдержки, речевой активности.

         Для развития слухового внимания берем сначала игры с неречевым материалом. Дети учатся различать музыкальные инструменты, звучащие игрушки; проводим игру «Поручения» в плане усложнения. Сначала ребята выполняют поручения, состоящие из 2-3 действий, затем количество заданий увеличивается. Развитие фонематического слуха  - это высшая ступень работы по воспитанию слухового внимания. Внимание детей на занятии не может держаться на одном уровне. Для поддержания  достаточного внимания  на занятиях необходимо помнить о смене деятельности. Хорошо собирается внимание ребят после определенной установки : «С заданием справятся самые внимательные». После этого четко даем  инструкцию к заданию.

По развитию зрительного внимания  используем:

  1.ИГРЫ :

 - «Сделай, как  я».

- «Запомни и выполни так же». (Используем движения, картинки, игрушки, геометрические фигуры и т. д.)

- «Посмотри,  запомни, назови». И т. п.

2. ИГРОВЫЕ ПРЕМЫ:

-Ответы детей на определенный игровой сигнал .( Цвет, форма)

- Произнесение гласных звуков по положению губ логопеда или по изображению символа.

- Произношение согласных звуков по изображению символа.   

   При воспитании выдержки и речевой активности используем :

-Игровые моменты.

-Наглядность.

-Стимулирующие замечания по ходу занятия :

«Лучше ответит тот, кому не мешают руки (ноги)».

«Правильно ответит тот, кто самый внимательный и выдержанный».

«Спрошу того, кто лучше сидит и красиво держит руку».

«Поймет лучше новый материал тот, кто будет более внимательным».

«Почти все ребята приготовились меня слушать, кроме …».

«Как красиво сидят и внимательно меня слушают …».

«Посмотрю, на какой колонке будет больше правильных ответов».

«Выиграет тот ряд, на котором ребята будут лучше сидеть и активнее работать».

           Кроме того очень важно создать на занятиях такие условия, при которых ученье вызывало бы у детей радость, желание заниматься, поступить в школу.

           Одно из таких условий – сохранение у детей  во время занятия положительного эмоционального состояния. В таком состоянии ребенок лучше воспринимает предлагаемое содержание, охотнее выполняет указания педагога, активнее участвует в беседе, увереннее отвечает, меньше  волнуется. Это способствует также формированию у детей определенных нравственных качеств (умение приложить усилие для достижения поставленной цели, желание выполнить задание).

          Положительный эмоциональный настрой создает логопед  (воспитатель).

          Первостепенную роль в создании положительного эмоционального состояния ребенка  играет доброжелательный характер обращений взрослого, его замечания и советы, оптимистический настрой, уверенность в успехе детей. Это отнюдь не означает , что педагог никогда не показывает своего недовольства детьми, не указывает им не ошибки или недостатки в поведении.

           Требовательность и радушная строгость – необходимы,  раздражительность, нетактичность, обидные для ребенка оценки или замечания – совершенно недопустимы.

           Положительное  эмоциональное состояние , как правило, возникает  у наших ребят уже на наше предложение подготовиться к занятию. Это результат сложившихся у них представлений о занятиях, как  об интересной деятельности.

           В начале занятия мы стараемся создать  у ребят  интерес к предлагаемому содержанию, мобилизовать их на успешное решение учебной задачи,  вызвать активное желание  участвовать в занятии.

          Свое обращение к детям можно строить по-разному, исходя из материала занятия. Так нередко можно заинтересовать детей сообщением о том, что они сегодня на занятии услышат что-то новое и интересное, или что сегодня  на занятии они узнают  то, что пригодится им в школе; или «сегодня на занятии важный, но трудный материал, который усвоят только те, кто будет внимательным» и т.п.

           В старших группах интерес  к занятию вызывается не только путем опоры на игровые приемы, но здесь уже появляется  возможность и необходимость формировать у детей устойчивое положительное отношение к учебной задаче, представления о занятии, как о деятельности, связанной с напряжением воли, мобилизацией внимания, памяти.

           Развивая у детей активность, заинтересованность в занятии, мы стараемся разъяснять о важности данного занятия.

            В тех случаях, когда программное содержание занятия не вызывает у детей интереса, целесообразно поставить задачу перед детьми в форме дидактической игры. Игровое действие побуждает детей к активности и вызывает желание выполнять предложенное задание.  Например:  при обучении деления слова на слоги используем игры :

- «В лес за грибами» (Пошли ребята в лес за грибами, потерялись и стали звать друг- друга: На-та-ша, И-ра… Давайте позовем друг-друга».)

Магазин»  (Нужно хлопнуть столько раз, сколько слогов в названии той игрушки, которую вы хотите купить.)

-«Догадайся по хлопкам».   И т.п.

           Стремясь всячески вызвать и развить активность ребят,  мы положительно оцениваем любую их попытку принять участие в занятии. В обращениях к детям  мы стараемся, чтобы постоянно звучало заинтересованное отношение к детским самостоятельным суждениям,  уверенность в их возможностях: «Вижу, Катя знает, как нужно отвечать». «Давайте посмотрим, как хорошо нам ответит Юля».  «Андрей, слушай внимательно, и ты сможешь правильно ответить».

           Мы стремимся конкретными своими примерами поступков служить образцом для подражания. Оценивая деятельность детей в присутствии сверстников взрослый оказывает влияние как на того, кому адресована оценка, так и на весь коллектив группы сразу. Если ответ, реплика, предложение ребенка сразу же обсуждается и получает положительную оценку  лучшие стороны его ответа, то это также оказывает воспитательное влияние, побуждает других детей  действовать подобным образом.

           Сталкиваясь на занятиях с трудностями, ребята реагируют на них по-разному : одни прилагают усилия, стараясь справиться самостоятельно, настойчиво стремясь к результату; другие – обращаются за помощью к взрослому и не успокаиваются, пока  не добьются результата; третьи – беспомощно  опускают руки ; а четвертые – совсем безразличны  к тому , что результат не соответствует предъявленным требованиям.

           К каждому из ребят можно найти нужные слова: «НЕ сразу  может получиться  все хорошо, но если постараешься – обязательно получится» - можно подбодрить неуверенных в себе детей. «Чтобы выполнить это задание, не следует спешить»- можно предупредить не очень прилежных . «Надо быть настойчивым ,трудолюбивым, тогда многому научишься, будешь много знать» - можно советовать недостаточно настойчивым детям.

          Формируя у детей представление о занятии, как о деятельности , сопряженной с преодолением трудностей, можно собрать внимание детей перед новым материалом такой фразой : «Сейчас будет трудное задание, ответить на мои вопросы смогут самые внимательные».

           Но труд на занятии связан не только с напряжением усилий, но и с радостью достижений. Важно постоянно подчеркивать связь труда с его результатом, радоваться успехам детей, выражать свое удовлетворение  их достижениями, формируя тем самым интерес к самому процессу преодоления трудностей. Побуждая детей активно участвовать на занятии, мы чаще обращаем внимание на тех, кто внешне остается  пассивным. Это чаще всего нерешительные, робкие дети, которым нужна поддержка педагога; или ребята, которые не могут, в силу своих интеллектуальных особенностей, быстро воспринять материал занятия. С такими ребятами мы закрепляем материал занятия в индивидуальном порядке. Очень хорошо  с такими детьми проработать материал индивидуально до  занятия. После такой работы , почувствовав  свои силы, ребенок становится активным и на занятии. Важно за любое проявление  активности поощрять такого ребенка. Иногда приходится предупреждать возможные ошибки ребенка, чтобы не допустить разочарования в связи с неправильным ответом. Для этого нужно стараться спрашивать то, на что может ответить данный ребенок. Обязательно следует похвалить его за правильный ответ. В случае, если нет уверенности в правильном ответе ребенка, то можно дать ему совет : «Дима, я очень рада, что ты хочешь ответить. Давай сначала послушаем Дениса, а потом  и ты расскажешь, хорошо ? »   Таким своим обращением добиваемся того, что у ребенка не пропадает желание отвечать и в то же время он становится более внимательным.

              Работая над силой голоса можно,  вместо сухого замечания  по поводу тихого ответа ребенка, предложить : «Рита, ты очень хорошо рассказываешь. Как жалко, что я тебя не слышу. Попробуй говорить громче, тогда все ребята тебя услышат».

             Работая над выдержкой, можно обращаться к ребятам, которые от нетерпения подымаются с места и выкрикивают ответ, по – разному: «Я буду спрашивать только тех, кто красиво поднял руку», или «Отвечай, Вова, ты очень красиво держал руку», или «Как много ребят хотят ответить и почти все красиво держат руку и сидят правильно», или «Как хочется тебе ответить! Очень хорошо. Но посмотри, многие из ребят готовы отвечать, но они уже научились сдерживать себя. Я уверена, что и ты сумеешь»  и т.п.

             В процессе занятия дети могут допускать ошибки. В этом случае прямое замечание, высказанное ребенку в присутствии всей группы, может снизить его активность, особенно у нерешительных детей. В этом случае можно задать вопрос ко всей группе: « А кто думает по-другому» или «Чуть-чуть подумай еще, послушай,  как будут отвечать твои товарищи», или «Нет, ты ошибся, поспешил. Давай, я тебе напомню вопрос». Если есть уверенность, что ошибка ребенка – результат его невнимания, можно высказать свое отношение более резко : «Я недовольна тобой, ты совсем не слушал вопроса».

            Общаясь с детьми на занятии, мы отмечали самые разнообразные их проявления, свидетельствующие не только о качестве деятельности, но и об отношении к ней: внимательное отношение к заданиям, активность, аккуратность, выдержка, умение справляться с трудностями и т.д. Все эти характеристики, даваемые на фоне конкретных поступков, формируют у детей достаточно полное представление о том, что значит хорошо заниматься, воспитывает нравственно-волевые качества личности, желание заниматься, учиться. А это имеет большое значение для подготовки детей к школе.

            Заключительный этап каждого занятия – подведение итогов. Здесь обобщается, чему ребята научились, что нового узнали, как справились с поставленной задачей. Отмечая достижения детей на занятии, обычно одобряем лучшие ответы. Но знания и умения детей различные по уровню. Может получиться, что хорошие оценки будут получать одни и те же дети. Ребята,  умения которых в силу разных причин на сегодня не достигли наивысшего уровня, могут никогда не услышать одобрения своей деятельности. И есть опасность, что у одних детей, в этом случае, будут развиваться элементы зазнайства, у других – неуверенность в своих возможностях. Чтобы этого не произошло, при обсуждении результатов занятия следует оценивать не только лучшие ответы, но отмечать рост умений, знаний, нравственно-волевых качеств у тех или иных детей. И всякий раз положительную оценку смогут получать разные дети.

           Обсуждая недостатки на занятии, ребята лишены возможности поправить допущенную ошибку. Иногда можно оставить свои советы до следующего занятия, и тогда они будут звучать как предупреждение. Привлекая детей к обсуждению результатов занятия, нужно учить их доброжелательному отношению к работам своих товарищей. Этому способствует тон обращений педагога и направленность его вопроса. Например : «Что понравилось в ответе  Ромы ?»

           Таким образом в процессе общения с детьми на занятии мы формируем у них положительное отношение к деятельности, сопряженной с преодолением трудностей и радостью достижений, вызывает у них стремление точно следовать данным указаниям и добиваться результата; формируем интерес к поиску, развиваем творчество, инициативу, активность, выдержку, внимание и положительное отношение к учению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы активизации речевой и мыслительной деятельности детей.

Методы,используемые для активизации речи и мышления детей....

Словесно дидактическая игра как средство развитие речевой мыслительной деятельности у детей с нарушениями речи.

Дидактическая игра одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра является основным видом деятельности детей. Дидактическая игра содержит в себе большлие возможности для ...

« Методы и приемы активизации мыслительной деятельности у детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим»

Одной из основных задач умственного воспитания является развитие мыслительной деятельности. Развитие мыслительной деятельности рассматривается ка...

Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)

Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)...

Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)

Возможность некоторого разведения формирования умственных и речевых действий создает условия для поэтапного обучения учебным действиям по полноценному овладению правилами смысловой, содержательной и я...

Кольца Луллия - средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей снарушениями речи

Методические рекомендации к дидактическому пособию «Кольца Луллия»Проблема   речи   во   всем   ее   видовом...

«Круги Луллия» как универсальный приём активизации речевой и мыслительной деятельности воспитанников с речевыми нарушениями»

Универсальное пособие "Круги Луллия" изготовленно в соответствии с технологией "ТРИЗ" Г.С.Альтшуллера  и направлено на развитие не только мыслительной, но и речевой деятельнос...