Кольца Луллия - средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей снарушениями речи
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Виноградова Оксана Сергеевна

 

 

 

 

Методические рекомендации к дидактическому пособию

«Кольца Луллия»

Проблема   речи   во   всем   ее   видовом   разнообразии   является   актуальной   в дошкольном возрасте для детей  с  задержкой психического развития. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей.

Важнейшим условием   совершенствования   речевой   деятельности   дошкольников   является   создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует   двусторонняя   связь:   с   одной   стороны   речь   ребёнка   развивается    активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая   машина,   которую   авторы   технологии   ТРИЗ применили   в   дошкольном образовании и назвали «Кольцами Луллия».

В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду а эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.

Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.

Цель использования дидактического пособия:

Развитие основных компонентов языковой  системы:

► Фонематического восприятия;

► Звукового анализа;

► Грамматического строя речи;

► Словарного запаса;

► Связной речи.  

Задачи:

► Уточнять и активизировать словарный запас.

► Совершенствовать слоговую структуру слова.

► Автоматизировать звуки речи.

► Развивать фонематические процессы.

►Формировать структуру предложений.

► Совершенствовать развитие связной речи.

► Обучать грамоте

Методические рекомендации по использованию «Колец Луллия»

- Кольца Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги;

Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать  только два круга с 4 секторами. Детям старшего возраста предлагаются несколько кругов с большим количеством секторов.

- На сектора прикрепляются картинки по теме занятия.

- Игры можно проводить как в НОД , так и в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппой детей)

Описание дидактического пособия:

Дидактическое пособие изготовлено двумя способами:

Первый способ:

Игра представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки).

В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на равное количество секторов. При свободном вращении под стрелкой оказываются определенные сектора.

Второй способ:

Игра представляет собой два прямоугольника, равных диаметру  колец.

В нижнем прямоугольнике вставляем крепления. В верхнем прямоугольнике вырезаем ромб так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка свободно накрывается. Круги должны свободно вращаться

Игры с «Кольцами Луллия» условно можно разделить на  три типа:

imageИгры на подбор пары

В одном из окошечек устанавливается картинка, пара к  которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке первого кольца, обязательно должна соответствовать одна картинка второго кольца.

Примеры игр:

Игра «Где спрятался звук»

Цель:  совершенствование  навыков звукового анализа, обучение грамоте, расширение и активизация словаря.

Описание игры:

Игра проводится в паре или с подгруппой детей. На 1-ом круге схема, на 2-ом круге буквы, на 3-ем круге картинки. Необходимо к картинке подобрать букву и определить положение звука в слове. Все свои действия дети сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте.

 Игра « Составь слог»

Цель: Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

Описание игры: На 1-ом круге буквы обозначающие согласные звуки, на 2-ом круге  буквы обозначающие гласные звуки, на 3-ем круге слоги. Ребенок собирает  слог и придумывает слово с этим слогом.

Игра «Подбери слово к звуковой схеме»

Цель:  Развитие звукового анализа слова.

Описание игры: На одном круге звуковые схемы слов, на другом предметные картинки. Ребенку, необходимо объединить картинки с подходящими схемами ( например, синий, красный, синий – лук).

Игра «Чей, чья, чье?»

Цель: закрепление навыка словообразования и словоизменения.

Описание игры: На одном круге картинка животного или птицы, на втором круге части его тела (хвост, лапы, крылья). Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории.

Игра « Один – много»

Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Описание игры: На одном круге  картинка с изображением одного предмета, на другом – с изображением нескольких предметов. Ребенок подбирает пару, все действия сопровождаются речью.

Игра «С какого дерева детки»

Цель: расширение и активизация словаря.

Описание игры: на 1-ом круге картинки с изображением дерева, на 2-ом картинки с изображением листьев, на 3-ем с изображением плода. Ребенок подбирает пару, все действия сопровождаются речью.

Игра « Найди семью»

Цель: расширение и активизация словаря

Описание игры: на 1-ом и 2-ом кругах изображения взрослых животных, на 3-ем изображение детеныша. Дети вращая круги, находят семью животных. Все действия сопровождаются речью.

imageИгры с элементом случайности установке колец

В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в  окошке. В таком варианте игр любая картинка первого кольца сочетается с любой картинкой второго кольца.

Примеры игр:

Игра «Назови сколько»

Цель: совершенствование грамматического строя речи.

Описание игры: на одном круге разные цифры, на втором предметные картинки. Дети, раскручивая круги, называют количество предметов (одна сова, пять собак).

Игра «Придумай слово»

Цель: Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

Описание игры: На одном  круге буквы обозначающие согласные звуки, на втором – буквы обозначающие гласные звуки. Дети раскручивая круги, называю слог который получился и придумывают на этот слог слово (например, ку – кубки, кукла, кукуруза).

Игры на развитие творческого воображения

Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается не совместимая на первый взгляд комбинация .  Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, значит можно дать волю фантазии.

Игра «Фантастическая история»

Цель: развитие творческого воображения, связной речи.

Описание игры: на 1-ом круге картинки с изображением людей разных возрастов (бабушка, дедушка, мужчина, женщина, мальчик, девочка). На 2-ом круге картинки с изображением места, на котором происходит действие. На 3-ем круге картинки с изображение разных предметов обихода. Ребенок раскручивает и подбирает нужные сектора. Затем придумывает необычную историю (например, девочка оказалась в пустыне с удочкой в руках).

Игра «Расскажи сказку»

Цель: развитие творческого воображения, связной речи.

Описание игры:   на первом круге животные, на втором их детеныши. Дети раскручивают оба круга, и рассматриваю выпавшие случайные сектора (зайчиха – лисята). Ребенку необходимо рассказать сказку (как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить).

Эффективность использования в работе «Колец Луллия»

Благодаря играм и упражнениям, у детей повышается интерес к занятиям, увеличивается словарный запас, формируется грамматический строй речи, развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Данные игры делают работу над выразительностью речи более увлекательной. Дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески поставленной задаче, быстро включаются в занятия, психологически раскованы и уверенны на занятиях.

 Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием выполняют  задания, пытаются сами определить цель и правила игры.  

Существует множество комбинаций, нужно только хорошо пофантазировать.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_koltsa_lulliya.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кольца Луллия - средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития Подготовила: учитель-логопед Виноградова Оксана Сергеевна МДОУ « Детский сад №14 комбинированного вида» Ивановская область, г.о. Шуя

Слайд 2

В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. «Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.

Слайд 3

Цель использования : 4 1 2 3 5 ‣ Развитие основных компонентов языковой системы: Фонематического восприятия Звукового анализа Грамматического строя речи Словарного запаса Связной речи

Слайд 4

Задачи: Уточнять, пополнять и активизировать словарный запас. Совершенствовать слоговую структуру слова. Автоматизировать звуки речи Развивать фонематические процессы Формировать структуру предложения Совершенствовать развитие связной речи Обучать грамоте

Слайд 5

ФОРМЫ РАБОТЫ НА ПОДГРУПОВЫХ ЗАНЯТИЯХ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 6

Педагог непосредственно участвует в игре Педагог косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях Педагог осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности Педагог осуществляет обучающее руководство речевыми играми и создает условия для проявления речевой активности детей Этапы участия педагога

Слайд 7

Для изготовления кругов Луллия применяются 2 способа 1 способ Вырезаем два круга, в середине проделываем отверстия. Разделяем на 8 секторов. Берём два прямоугольника. В нижнем прямоугольнике вставляем крепления. В верхнем прямоугольнике вырезаем ромб так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка свободно накрывается. Круги должны свободно вращаться

Слайд 8

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ

Слайд 9

2 СПОСОБ На стержень нанизываются два или три круга разного диаметра по типу пирамидки. Сверху устанавливают стрелку. Все круги разделяют на одинаковое количество секторов. На них располагают картинки предметные, сюжетные, буквы, цифры, схемы или слова. Круги и стрелка свободно двигаются .

Слайд 10

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ

Слайд 11

Игры с «Кольцами Луллия » условно можно разделить на три типа Подбор пары Игры с элементами случайности Игры на развитие творческого воображения

Слайд 12

ИГРЫ НА ПОДБОР ПАРЫ «Найди схему»

Слайд 13

«Где спрятался звук»

Слайд 14

«Составь слог»

Слайд 15

«Один – много» Маленький - большой» «Найди семью»

Слайд 16

«Чей след?» «На что похоже»

Слайд 17

«С какого дерева детки?»

Слайд 18

ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СЛУЧАЙНОСТИ «Назови сколько»

Слайд 19

«Придумай слово» «1 – 2 – 5»

Слайд 20

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ «Фантастическая история»

Слайд 21

«Расскажи сказку»

Слайд 22

Наша задача дать детям инструмент для познания окружающей действительности и тогда весь мир будет в их руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация речевой и мыслительной деятельности у детей на логопедических занятиях.

В данном материале говорится о методических приемах, используемых на занятиях ,активизирующих речевую и мыслительную деятельность у детей в подготовительной к школе группе, развивающих любознательност...

Методы активизации речевой и мыслительной деятельности детей.

Методы,используемые для активизации речи и мышления детей....

Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)

Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)...

Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)

Возможность некоторого разведения формирования умственных и речевых действий создает условия для поэтапного обучения учебным действиям по полноценному овладению правилами смысловой, содержательной и я...

План по самообразованию «Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста».

С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Одним из направлений развития интеллектуальных способно...

Круги Луллия как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

   В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. &l...

«Круги Луллия» как универсальный приём активизации речевой и мыслительной деятельности воспитанников с речевыми нарушениями»

Универсальное пособие "Круги Луллия" изготовленно в соответствии с технологией "ТРИЗ" Г.С.Альтшуллера  и направлено на развитие не только мыслительной, но и речевой деятельнос...