Планы занятий по развитию фразовой речи и лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Дударенко Светлана Александровна

 

Планы занятий

по развитию фразовой речи и лексико-грамматических категорий

в старшей логопедической группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планы занятий

по развитию фразовой речи и лексико-грамматических категорий

в старшей логопедической группе.

Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.

2012 год.

Лексические темы

(старшая логопедическая группа).

  1. Осень
  2. Одежда, обувь.
  3. Овощи, фрукты.
  4. Грибы.
  5. Хлеб.
  6. Дикие животные.
  7. Насекомые.
  8. Части тела.
  9. Домашние животные.
  10. Продукты питания.
  11. Зима.
  12. Зимующие птицы.
  13. Новогодний праздник.
  14. Перелётные птицы.
  15. Транспорт.
  16. Профессии.
  17. Лес.
  18. Животные жарких стран.
  19. Животные холодных стран.
  20. Весна.
  21. Мебель.
  22. Город.
  23. Дом и его части.
  24. Игрушки.
  25. Посуда.
  26. Лето.

Развитие лексико-грамматических средств языка.

I период. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь.

Дать понятия предмета и действия, одушевленных и неодушевленных существительных.

Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения (мой, моя) в сочетании с существительными женского и мужского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголов единственного и множественного числа 3 лица настоящего времени, прошедшего времени единственного числа.

Дать понятия о предложениях, приставочных глаголах. Учить использовать существительные в винительном, родительном падежах единственного и множительного числа. Использовать в речи предлоги на, с; количественные числительные два, две.

II период. Январь. Февраль. Март.

Продолжать работу с предлогами. Дать понятие: признак предмета, выраженный прилагательным.

Учить детей образовывать относительные прилагательные. Закреплять навык согласования прилагательных в роде и числе.

III период. Апрель. Май.

Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов, -ин, -ан, -ян).

Учить образованию наиболее употребительных притяжательных прилагательных (волчий, лисий).

Осень.

Цели:

  1. Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить основные признаки осени: похолодание, изменение окраски растений, опадение листвы, тучи, дожди, сбор урожая, перелет птиц на юг.
  2. Коррекционно-развивающая. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Отработка падежных окончаний, закрепление употребления в речи обобщающих слов, воспроизведение ритмического рисунка стихотворения, развитие зрительного внимания, памяти.
  3. Коррекционно-воспитательная. Воспитание трудолюбия, любви к природе.

Лексический материал: осень, урожай, овощи, фрукты, грибы, дождь, тучи, листопад; желтеть, краснеть, увядать, засыхать, опадать, собирать, улетать, моросить.

Ход занятия.

  1. «Что бывает осенью?»  Беседа об осени. Демонстрация сюжетных и предметных картинок.
  2. «К нам пришла осень» Отработка падежных окончаний.

Мы ждали… (осень),

Долго не было… (осени).

Мы рады… (осени).

Мы одеваемся тепло… (осенью).

Мы поём песни об… (осени).

Мы любим… (осень).

  1. «Сад и огород» Закрепление употребления в речи обобщающих слов: Осень, урожай, сад, огород, овощи, фрукты.

Логопед спрашивает детей, где – в саду или на огороде растет изображенный на картинке фрукт или овощ.

Психоречевая гимнастика.

  1. «Спрячь слоги в ладошки» Логопед начинает игру:

Буду я сейчас водить,

Слова вслух произносить,

Слово нужно повторить

И на части разделить.

Логопед начинает произносить слова, а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.

  1. Стихотворение «Здравствуй осень!»  Логопед читает стихотворение. Дети в такт чтению пальчиками перекатывают по столу карандаш (вперед – назад).

Здравствуй осень, здравствуй осень,

Хорошо, что ты пришла,

У тебя мы, осень, спросим –

Что в подарок принесла?

  1. Воспроизведение ритмического рисунка стихотворения «Здравствуй осень» с помощью слога ТА:

Та-та, та-та, та-та, та-та,

Та-та-та, та-та, та-та,

Та-та- та-та, та-та, та-та –

Та-та-та-та, та-та-та?

  1. Прошагать стихотворение «Листопад» На каждую строчку 4 шага в такт:

Листопад, листопад,

Осыпается наш сад,

Листья желтые летят,

Под ногами шелестят.

  1. Итог занятия:
  1. О чем мы сегодня говорили?
  2. Какие приметы осени вы запомнили?

Одежда и обувь.

Цели:

  1. Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить назначение и виды одежды, её части, кто её шьет и из чего; обувь и её виды.
  2. Коррекционно-развивающая. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Учить подбирать прилагательные к существительным, составлять сложносочиненные предложения по двум опорным картинкам, усвоение антонимов, развивать координацию движений, логическое мышление.
  3. Коррекционно-воспитательная. Воспитание трудолюбия, бережливого отношения к одежде и обуви.

Лексический материал:

Ход занятия.

  1. Беседа о видах одежды и обуви по временам года (зимняя, летняя, осенняя, весенняя – демисезонная). Для чего нужна одежда и обувь? Из чего шьют одежду?
  2. «Какая?» Подбор прилагательных к существительным: кофта – вязанная, шерстяная, красная, теплая, нарядная; шапка меховая; вязанная, зимняя и т.д.
  3. «Что у кого?» Составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам:

У мальчика рубашка, а у девочки платье.

У мальчика ботинки, а у девочки туфли и т.д.

  1. «Один – много». Рубашка – рубашки и т.д.
  2. «Скажи наоборот» Усвоение антонимов: большой – маленький, детский – взрослый, короткий – длинный, чистый – грязный, сухой – мокрый.
  3. Физминутка. Речевая подвижная игра «Сапожки». Импровизация движений:

Нарядили ножки в новые сапожки,

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке,

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлёпайте,

В грязь не заходите, сапожки не рвите.

  1. Психоречевая гимнастика «Исправь ошибку» Логопед произносит слова со смещенным ударением. Дети должны исправить ошибку.
  2. «Повтори цепочку слов, пропустив лишнее»:

Платье, кукла, шарф, шапка;

Шуба, пальто, санки, штаны.

  1. Итог занятия.
  1. О  чем  узнали на занятии?

Овощи.

Цели:

  1. Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить основные названия овощей, где они растут, как за ними ухаживать, что из них готовят.
  2. Коррекционно-развивающая. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, относительных прилагательных, выхлопывание слоговой структуры слов, развитие зрительного внимания, памяти.
  3. Коррекционно-воспитательная. Воспитание трудолюбия, умения ухаживать за овощами (помощь родителям).

Лексический материал: овощи, их цвет, форма, вкус, урожай, грядки, огород, в земле, на земле, расти, зреть, поливать, полоть, копать, собирать, ухаживать, зрелый, незрелый, спелый, неспелый.

Ход занятия.

  1. Беседа
  1. Где растут овощи?
  2. Назовите и покажите овощи.
  3. Как за ними ухаживать?
  4. Что можно приготовить из овощей?
  1. «Назови ласково» образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: огурец – огурчик и т.д.
  2. «Что приготовим?» Образование относительных прилагательных  от существительных: из картошки – картофельное пюре и т.д.
  3. «Составь предложение» Дети должны закончит предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально). Помидор круглый, а морковка… Огурец овальный, а тыква… и т.д.
  4. Физминутка. Речевая подвижная игра.

«Хлоп-хлоп-хлоп» (хлопки руками);

«Стук-стук-стук» (удары кулаками по столу);

«Шлеп-шлеп-шлеп» (удары ладонями по столу);

«Топ-топ-топ» (ногами левой-правой).

  1. Психоречевая гимнастика. Повторение слоговых цепочек.

Ут-ат, ут-ат-от;

Кто-кту, кто-кту-кты;

Га-ква, ба-пва, да-тва;

Га-га-ква, ба-ба-пва, да-да-тва

  1. Игра «Спрячь слоги в ладошки». Выхлопывание слоговой структуры слов:

По-ми-дор,

Ре-дис-ка,

Ка-ба-чок и т.д.

  1. Итог занятия.
  1. Назвать овощи по памяти.

Фрукты.

Цели:

  1. Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить основные названия фруктов, где они растут, как за ними ухаживать, что из них готовят, а также рассказать о витаминах в фруктах.
  2. Коррекционно-развивающая. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Усвоение категории родительного падежа единственного числа, образование множественного числа существительных, составление предложений по картинкам..
  3. Коррекционно-воспитательная. Воспитание трудолюбия, навыков гигиены, умения ухаживать за фруктовыми деревьями, (помощь родителям).

Лексический материал: фрукты, их названия, форма, цвет, вкус, сад, дерево, ветки, корни, плоды, удобрение, вредители, урожай, расти, зреть, поливать, собирать, копать, ухаживать, зрелый, незрелый, спелый, неспелый.

Ход занятия.

  1. Беседа
  1. Где растут фрукты?
  2. Назовите и покажите фрукты.
  3. Как за ними ухаживать?
  4. Что можно приготовить из фруктов?
  1. «Назови ласково» образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: яблоко - яблочко и т.д.
  2. «Какого фрукта не стало?» усвоение категории родительного падежа  единственного числа.

На доске – четыре – пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно убирает одну картинку и спрашивает: «Какого фрукта не стало?» Дети отвечают: «Не стало…»

  1. «Один – много» образование множественного числа существительных: это лимон, а не лимоны и т.д.
  2. «Что приготовим?»

Из яблока – яблочное повидло,

Из бананов – банановое пюре и т.д.

  1. Физминутка. Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами» Логопед произносит текст, а дети выполняют движения пальцами:

Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу,

Средний  палец – самый меткий, он сбивает сливы с ветки,

Безымянный – собирает, а мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает.

  1. «Что ты любишь?» Составление предложений по картинкам. У каждого ребёнка на столе картинки с изображениями фруктов. Дети выбирают свои любимые фрукты и говорят: «Я люблю банан» и т.д. Упражнение можно усложнить ответами типа: «Я люблю банан, а Витя грушу».
  2. Психоречевая гимнастика. Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда:

Яблоки положи в корзину, а сливу – в вазу.

Яблоко положи в корзину, сливу – на стол, а мандарин возьми в руку.

Расскажи, что ты делал.

  1. На доске пять картинок: яблоко, груша, слива, банан, лимон. Поочередно каждым пальцем, начиная с большого, дети отстукивают слова по столу. Повторить упражнение с закрытыми глазами.
  2. Итог занятия. Назвать фрукты по памяти.

Грибы.

Цели:

  1. Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить основные названия грибов, где они растут, что из них готовят, съедобные/несъедобные грибы.
  2. Коррекционно-развивающая. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Закончить предложение, развитие зрительного внимания, памяти, мышления, употребление существительных множественного числа.
  3. Коррекционно-воспитательная. Воспитание бережного отношения к природе (грибы срезают ножом, нельзя срывать), осторожности (ядовитые грибы собирать нельзя).

Лексический материал: белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, опенок, мухомор, бледная поганка, съедобный, ядовитый, шляпка, ножка.

Ход занятия.

  1. Беседа
  1. Где растут грибы?
  2. Назвать грибы по картинкам.
  3. Какие грибы съедобные, какие ядовитые?
  4. Части гриба рассмотреть и назвать.
  1. «Почему так называется?» Логопед предлагает детям объяснить, почему так называются грибы: подберезовик, подосиновик, сыроежка, белый гриб, мухомор, бледная поганка.
  2. «Назови много» Дети должны закончить предложение: «В лесу много…» (подберезовиков, подосиновиков  и т.д.)
  3. Физминутка. Речевая подвижная игра «За грибами». Импровизация движений:

Мы в лес пойдем,

Мы гриб найдем,

Ау, ау! Никто не отзывается,

Лишь эхо откликается.

  1. Психоречевая гимнастика.  Пальчиковая гимнастика «Грибы»:

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

Оттого и потолстел.

  1. Считалка «Лисички» На каждую строчку считалки – четыре удара мячом:

У мосточка под кусточком,

Две лисички, две сестрички.

  1. Итог занятия.
  1. Назовите съедобные грибы.
  2. Какие грибы собирать нельзя?

Хлеб.

Цели:

  1. Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить де делают хлеб и хлебобулочные изделия, кто их выпекает.
  2. Коррекционно-развивающая. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Формирование навыков составления предложений по двум опорным словам, по вопросам. Развитие языкового чутья, внимания, памяти, речи.
  3. Коррекционно-воспитательная. Воспитать бережное отношение к хлебу.

Лексический материал: батон, буханка, бублик, кекс, булка, зерно, колосья, мука, пекарь, хлебозавод, комбайн, пашет, сеет и т.д.

Ход занятия.

  1. Беседа
  1. Какой бывает хлеб?
  2. Какие хлебобулочные изделия вы знаете?
  3. Кто печет хлеб?
  4. Как нужно хранить хлеб?
  1. «Назови ласково» Хлеб – хлебушек и т.д.
  2. «Составь предложение» Формирование навыка составления предложения по двум опорным словам: повар – блины, пирожки – духовка и т.д.
  3. «Чем угостишь? У каждого на столе картинка с изображением какого – либо хлебобулочного изделия. Логопед спрашивает каждого ребенка: «Чем угостишь Таню?» , а ребенок отвечает: «Таню угощу бубликом» и т.д.
  4. Физминутка с мячом. Считалка. На каждую строчку – четыре удара мяча об пол.

Наш сластена очень рад,

Семь пирожных съел подряд.

  1. Психоречевая гимнастика «Четвертый лишний»:

Батон – буханка – масло – булка,

Кекс – кефир – пирожное – торт.

  1. Скороговорка. На каждое слово скороговорки подняться на носки и опуститься на пятки.

Бублик, баранку, батон и буханку,

Пекарь из теста испек спозаранку.

  1. Итог занятия.
  1. Какое хлебобулочное изделие вы любите больше всего?

Дикие животные.

Цели:

  1. Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить основные названия животных и их детенышей, части тела, где живут, чем питаются, как передвигаются.
  2. Коррекционно-развивающая. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Подобрать прилагательные к существительному, развивать связную речь, внимание, координацию движения.
  3. Коррекционно-воспитательная. Воспитывать дружественное отношение к диким животным, учиться опасаться контакта с ними (в зоопарке, в цирке).

Лексический материал: хищники, белка, заяц, еж, лиса, волк, медведь, лось, волчонок, берлога, логово, нора, норка, дупло, шкура и т.д.

Ход занятия.

  1. Беседа
  1. Где живут дикие животные?
  2. Какие части тела есть у всех диких животных?
  3. Чем питаются хищные животные?
  4. Чем питаются травоядные животные?
  1. «Что у кого?» У каждого на столе картинки с изображением зверей. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и рассказать, какие части тела есть у того или иного животного (У медведя есть туловище, голова, пасть, четыре лапы и т.д.).
  2. « Кто кем будет?»

Ежонок будет ежом,

Лисенок будет лисой,

Волчонок будет волком.

  1. Физминутка. Речевая подвижная игра «Волк» Импровизация движений:

Дети в лесу гуляли,

Но вот сучья затрещали,

Дети, дети, не зевайте,

Волк за ёлкой – убегайте!

  1. Психоречевая гимнастика. Пальчиковая гимнастика «Зайцы» Импровизация движений пальцами (указательный палец заходит за средний, затем мизинец – за безымянный):

Под высокой сосной

Скачет зайка косой,

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

  1. Прошагать двустишие, затем отпрыгать:

Зайке холодно в лесочке,

Свяжем серому носочки.

  1. Итог занятия.
  1. Какие животные ам понравились?

Насекомые.

Цели:

  1. Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить основные названия насекомых, где они живут, чем они питаются, для чего они нужны.
  2. Коррекционно-развивающая. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Слоговой анализ слов, употребление предлога под, использование в речи уменьшительно-ласкательных слов, развитие внимания, памяти, мышления, импровизация движений.
  3. Коррекционно-воспитательная. Воспитывать уважительное отношение к полезным насекомым.

Лексический материал: стрекоза, бабочка, кузнечик, гусеница, муха, комар, пчела, муравей, оса, жук, муравейник, ползать, грызть.

Ход занятия.

  1. Беседа
  1. Назвать насекомых по картинкам.
  2. Какие полезные насекомые?
  3. Чем они питаются?
  4. Какую пользу приносят?
  5. Назвать вредных насекомых.
  6. Кто питается насекомыми?
  1. «Четвертый лишний»

Муха, муравей, грач, пчела.

Стрекоза, жук, гусеница, собака.

  1. «Куда спрятались насекомые» употребление предлога под. На доске картинка, на которой изображена поляна.

Логопед. Все насекомые спрятались. Давайте попробуем отыскать их.

Жук спрятался под грибок. Бабочка спряталась под цветок.

  1. «Назови ласково»

Бабочка желтень…

Муравей чернень…

Божья коровка краснень… и т.д.

  1. Физминутка.

Со словами мы играем,

По слогам их разделяем,

Мы попрыгаем немножко,

Пусть слова разделят ножки.

  1. Психоречевая гимнастика «Отпрыгай слова». Слоговой анализ слов: гусеница, кузнечики, муравейник, сороконожка.
  2. Речевая подвижная игра «Стрекоза». Импровизация движений:

Стреко-стреко-стрекоза,

Изумрудные глаза,

Крылья быстро разверни,

Круг наш быстро облети!

  1. Считалка «Сверчок». На каждую строчку считалки – 4 удара мяча об пол:

Жил за печкою сверчок,

Каблучками чок да чок,

Но сломался каблучок,

И за печкою молчок.

  1. Итог занятия.
  1. Назвать полезных насекомых.

Части тела.

Цели:

  1. Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить основные названия частей тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим и т.д.
  2. Коррекционно-развивающая. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Учить называть предметы в единственном и множественном числе, преобразовывать формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица, учить согласовывать существительные с числительными, развивать мышление, память, внимание, фразовую речь, развитие пространственной ориентации.
  3. Коррекционно-воспитательная. Приучать к правилам гигиены, воспитывать опрятность, аккуратность, навыки самообслуживания.

Лексический материал: голова, волосы, уши, лоб, глаза, брови, губы, рот, зубы, лицо, щеки, шея, туловище, живот, спина, ноги, плечи, ладонь, кулак, рука, локоть, ногти, палец; вперед – назад, вверх – вниз; поднимать, опускать, нюхать и т.д.

Ход занятия.

  1. Беседа
  1. Назвать части тела человека.
  2. Для чего нужна каждая часть?
  3. Как надо заботиться о частях тела?
  1. «Один – много» Лоб – лбы, рот – рты, щека – щеки и т.д.
  2. «Найди ошибку»:

Руками прыгают, а ногами трогают,

Глазами нюхают, а носом смотрят,

Ушами едят, а ртом слушают,

Ногами хлопают, а руками топают и т.д.

  1. «Он и я» преобразование формы глаголов  3 лица единственного числа в форму 1 лица:

Он ест – я ем,

Он нюхает – я нюхаю и т.д.

  1. «Ответь на вопросы»:
  1. Сколько у тебя рук (ног, пальцев и т.д.)?
  2. Сколько лап у курицы (собаки и т.д.)?
  1. Психоречевая гимнастика «Сосчитай до 5». Согласование числительных с существительными: палец, ухо, нос, глаз.
  2. Физминутка. Речевая подвижная игра. Импровизация движений.

Левой ручкой – по плечу,

Правой ручкой – покручу,

На носочки и на пятки,

Вот и кончилась зарядка.

  1. Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда.
  1. Понюхай носом, постучи кулаком, подии плечи
  2. Подними руки, похлопай в ладоши, сядь на корточки
  3. Расскажи по порядку, что ты делал.
  1. Итог занятия.
  1. Назови части тела человека по памяти.

.

Домашние животные.

Цели:

  1. Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить основные названия  домашних животных и их детенышей, из каких частей состоит  тело, где живут, чем питаются, какую пользу приносят.
  2. Коррекционно-развивающая. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Развивать мышление, память, внимание, фразовую речь, развитие пространственной ориентации.
  3. Коррекционно-воспитательная. Воспитывать бережное отношение к домашним животным, трудолюбие.

Лексический материал: животные, их виды, части тела, детеныш,  котенок, конура, коровник, ржать, лаять, лакать.

Ход занятия.

  1. Беседа
  1. Назвать домашних животных.
  2. Из каких частей состоит их тело?
  3. Где живут?
  4. Чем питаются: кошка, собака, корова, лошадь?
  5. Какую пользу приносят?
  1. «Назови детеныша ласково»: котенок – котеночек, цыпленок – цыпленочек и т.д.
  2. «Кто кем был»:

Собака была щенком,

Лошадь была жеребенком,

Корова была теленком и т.д.

  1. Физминутка. Речевая подвижная игра «Кошка». Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себе по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.

Села кошка под кусточек,

Сыра скушала кусочек,

Встала кошка, потянулась,

Её шерстка развернулась.

  1. Считалка под мяч «Коза»:

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком,

А перила зацепила,

Прямо в речку угодила.

  1. «Отшагай скороговорку»:

Кот ловил мышей и крыс,

Кролик лист капусты грыз.

  1. Итог занятия:
  1. Какую пользу приносят домашние животные?

Продукты питания.

Цели:

  1. Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить основные названия продуктов питания, из чего они сделаны, что из них можно приготовить, где их хранят.
  2. Коррекционно-развивающая. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Усвоение категорий творительного падежа, родительного падежа с предлогом из, учить заканчивать рифмующиеся строчки в предложении, импровизация движений.
  3. Коррекционно-воспитательная. Воспитывать бережное отношение  к продуктам питания.

Лексический материал: пища, повар, виды продуктов, блюдо, завтрак, полдник, обед, ужин, печь, пробовать, наливать.

Ход занятия.

  1. Беседа
  1. Какие продукты вы едите?
  2. Из чего сделаны хлеб, котлеты, компот, борщ?
  3. Где хранят продукты?
  1. «чем угостишь друга?» Усвоение категории творительного падежа. Дети по образцу составляют предложения: «Я угощу…»
  2. «Что из чего?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом из:

Сыр делают из молока,

Хлеб делают из теста,

Компот варят из фруктов и т.д.

  1. «Пирог» Логопед предлагает детям закончить предложения в стихотворении.

Я захотел устроить бал

И я гостей к себе… (позвал).

Я взял муку и взял творог,

Испек рассыпчатый… (пирог).

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости… (не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек… (откусил).

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту… (съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошки… (не нашли).

  1. Физминутка. Речевая подвижная игра «Точильщик». Импровизация движений.

Точим нож, точим нож,

Будет очень он хорош,

Будет резать он припасы:

Масло, сало и колбасы,

Помидоры, огурцы.

Угощайтесь, молодцы!

  1. Психоречевая гимнастика «Подумай и ответь»:

Котлеты варят или жарят?

Хлеб ломают или режут?

Сок пьют или едят?

  1. Итог занятия:
  1. Какие продукты вы любите?

Зима.

Цели:

  1. Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить основные признаки зимы, как и когда она наступает. На прогулке воспитатель вместе с детьми наблюдает за свойствами снега и деревьев.
  2. Коррекционно-развивающая. Усвоение категории предложного падежа с предлогом на. Развивать мышление, память, внимание, фразовую речь.
  3. Коррекционно-воспитательная. Воспитывать любовь к природе, временам года.

Лексический материал: зима, зимние забавы, снег, снежинки, пурга, метель, лед, сосульки, холод, замерзать, кружиться, пушистый, ледяной и т.д.

Ход занятия.

  1. Беседа
  1. Какое время года наступило?
  2. Какие приметы зимы вы знаете?
  1. «Где это бывает?» Усвоение категории предложного падежа с предлогом на.

Где лежит снежинка?

Где замерз лед?

  1. «Хлопни в ладоши» Логопед произносит предложение. Дети находят подходящие по смыслу слова и повторяют их, хлопая в ладоши.

Снежинка тает, горит, идет, кружится, ложится, ежится, вьется, стучится.

  1. Физминутка.  Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений:

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Ножками потопаем

И себя похлопаем.

  1. Психоречевая гимнастика «Отшагай скороговорку»:

Такой мороз, такой мороз,

Берет за нос, дерет до слез.

  1. Итог занятия:
  1. Повторить приметы зимы.

Зима.

Цели:

  1. Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить основные признаки зимы, как и когда она наступает. На прогулке воспитатель вместе с детьми наблюдает за свойствами снега и деревьев.
  2. Коррекционно-развивающая. Усвоение категории предложного падежа с предлогом на. Развивать мышление, память, внимание, фразовую речь.
  3. Коррекционно-воспитательная. Воспитывать любовь к природе, временам года.

Лексический материал: зима, зимние забавы, снег, снежинки, пурга, метель, лед, сосульки, холод, замерзать, кружиться, пушистый, ледяной и т.д.

Ход занятия.

  1. Беседа
  1. Какое время года наступило?
  2. Какие приметы зимы вы знаете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе у детей с ОНР

Примерное тематическое планирование игр,упражнений по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе у детей с ОНР....

Конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе.

Занятие поможет в игровой форме учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему,согласовывать местоимения с глаголами настоящего времени,образовывать относительные прилагательные, а такж...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме “Морские обитатели”.

Конспект  занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме  “Морские обитатели”.Цель занятия: активизировать лексических запас слов у дете...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «В гостях у сказки»

 Цель: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.  Задачи: -коррекционно-образовательные: учить употреблять существите...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «Человек. Наше тело»

Оборудование: предметные картинки (мальчик, парень, мужчина, дедушка, девочка, девушка, женщина, бабушка); изображение человека, мяч....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе. Тема «Человек. Наше тело»

Цели:1. Знакомство детей с частями тела человека.2. Закрепление словаря по данной теме.3. Закрепление навыка образования имен существительных множественного числа.4. Формирование навыка ориентировки в...