Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи. Занятие "Во саду ли, в огороде"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Моторина Наталья Васильевна

Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи. Конспект логопедического занятия "Во саду ли, в огороде"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Во саду ли, в огороде.»

Цель:

-усвоение различия между овощами и фруктами;

-закрепление обобщающих понятий  овощи, фрукты;

-образование относительных прилагательных от существительных;

-упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным  значением, словарная  работа;

-составление рассказа-описания по схеме;

-развитие высших психических функций;

-развитие общей моторики, мелкой моторики рук, координация речи с движением.

Оборудование:

-письмо; картинки овощей и фруктов, спрятанных под лист цветной бумаги нарезанной полосками и конверты с нарисованными силуэтами этих же овощей и фруктов; цветные карандаши; карточки-схемы для описания; мяч; зеркала; указатель «сад-огород»; зубные щетки; картина-путаница с липучками и предметные картинки овощей и фруктов; корзина с овощами и фруктами; маска зайца; коврик со следами.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети входят под музыку (Серия “Малыш и классика”). Здороваются с гостями.

Логопед показывает письмо.

Кто-то бросил мне в оконце

Посмотрите письмецо.

Может это лучик солнца,

Что стучится  к нам  в окно.

Миогимнастика

Рассматривают конверт.

-Мы удивились, кто же это прислал нам письмо. (Дети удивленно поднимают брови.) А, так оно от зайчика. Вы обрадовались? Покажите как. (Дети улыбаются). А теперь повторим еще раз:

Мы умеем улыбаться.

Мы умеем удивляться.        

Сообщение темы занятия.

Логопед:

-Ребята, зайчонок приглашает нас в гости. У него на лесной опушке выросли разные овощи и фрукты в саду и в огороде. Но он просит отгадать загадки, чтобы проверить знаете ли вы овощи и фрукты.

Загадки:

  1. Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.

(Морковь)

  1. Я румяную Матрешку от подруг не оторву, Подожду, когда Матрешка упадет сама в траву. (Яблоко)
  2. Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а …

(Лук)

Звуки капели:

( Муз. сопровождение ).

Логопед:

-Ой, что это? Неужели дождик?

Массаж спины + пальчиковая гимнастика.

Дождик бегает по крыше

Бом! Бом! Бом!

Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинкам друг друга

По веселой звонкой крыше

Бом! Бом! Бом!

Постукивают пальчиками.

Дома, дома посидите,

Бом! Бом! Бом!

Поколачивают кулачками

Никуда не выходите,

Бом! Бом! Бом!

Растирают ребрами ладоней

Почитайте, поиграйте

Бом! Бом! Бом

Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями

А уйду – тогда гуляйте …

Бом! Бом! Бом!

Поглаживают ладонями

Логопед:

-Что же нам делать? (Отв. детей)А давайте расскажем  дождю волшебные чистоговорки и он закончится. Повторяйте за мной:

Ох- ох- ох - лучше всех горох.

Ец - ец - ец - съели вкусный огурец.

Ко - ко - ко - вот и яблоко.

Овь - овь - овь - сладкая морковь.

Ин - ин - ин - мы сорвали апельсин.

Оп – оп - оп - душистый укроп.

-Вот и закончился дождик, можно отправляться в путь. А вот и тропинка (коврик со следами), которая  приведет нас на лесную опушку. Но чтобы не провалиться в болото и не замочить наши ножки  , нужно пройти строго по следам . (Логопед показывает  куда наступать ,дети идут следом) .

Подходят к столу.

Логопед: - Посмотрите, здесь заколдованы какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».

Формирование направленного длительного выдоха.

Логопед:

Вышли на полянку,

Сели все в кружок.

Угадай картинку

Милый мой дружок.

Дети садятся за столы. Перед ними картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, и конверты с картинками-отгадками.

Логопед:

-На столе  картинки, но чтобы увидеть, что на них нарисовано, нужно поднести спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Увидели? Хорошо. А теперь поиграем с мячом и расскажем своим товарищам, что же было спрятано на ваших картинках.

Лексико-грамматическая игра (с мячом)

«Назови овощ (фрукт)»

Логопед:

-Назови, что изображено на твоей картинке и спроси у соседа, прокатив ему мяч, что нарисовано у него.

Ребенок называет свою картинку, затем катит мяч другому: «У меня огурец, а что у тебя?». Игра проводится до тех пор, пока каждый из детей не назовет свое слово.

Логопед: (предлагает проверить себя, посмотрев отгадку в конверте)

-Дети, не кажется ли вам, что чего-то не хватает? (ответы детей). Правильно. Наверно дождик смыл с них все краски. Давайте их раскрасим заново.

Развитие мелкой моторики рук.

Закрашивание детьми силуэтов овощей и фруктов цветными карандашами.

Составление рассказа-описания фрукта (овоща) по схеме. (карточки)

Логопед:

-А теперь давайте расскажем про овощ (фрукт), который мы обнаружили в своих конвертах. Какой он по форме, по цвету, на вкус, что можно приготовить? (Логопед выкладывает карточки-схемы).

Дети описывают свою картинку. Например: -У меня яблоко. Яблоко это фрукт. Оно круглое, зеленое, кислое. Из яблока делают пюре, компот, варенье, повидло.

Лексико-грамматическая игра

«Что приготовим?»

Образование относительных прилагательных от существительных

-Ребята, а как назовем пюре из картошки? - Картофельное.

Сок из банана – банановый.

Компот из яблок – яблочный.

Салат из свеклы – свекольный.

Лексико-грамматическая игра

«Назови ласково»

Образование существительных с уменьшительно- ласкательным значением.

Логопед: - Как назвать ласково?

Дети называют свой фрукт или овощ ласково. Например: - Огурец-огурчик.

Логопед:

-Молодцы ребята!

Овощи и фрукты-

Вкусные продукты.

В огороде и в саду,

Для еды я их найду.

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика).

  1. Однажды пальчики пошли на огород топ- топ, топ- топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе (указательным и средним пальцем). Язык двигать вверх-вниз.

  1. Подошли к огороду.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.

  1. В огороде растут помидоры.

Кулаки прижать друг к другу. Язык высунуть и напряженно тянуть к небу.

  1. Затем пальчики пошли в сад (см. 1)
  2. Там растут яблони, на них плоды-яблоки.

Кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык округлить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.

  1. Яблоки кислые.

Махнуть рукой «эх». Сморщиться и слегка высунуть язык.

  1. Соберем яблоки и помидоры в корзины.

Пальцы рук переплести «корзиной». Скругленные концы языка загнуть «чашечкой».

Логопед:

-Молодцы, ребята! Однако нам пора продолжить путь. Вот и указатель (руки сделать «биноклем»). Мы подходим к огороду зайчика, который живет в лесу.

Динамическая пауза (на ковре).

Мы шли, шли, шли

В огород зашли.

Повторяй за мной зарядку.

Вместе все пришли на грядку.

шагают друг за другом




Тыква вот, а вот томат.

вытянуть руки влево, вправо

Здесь капуста, здесь салат.

наклоны к левой ноге, затем к правой

Лук, картошка, кабачок.

руки на пояс, к плечам, вверх

И петрушки корешок.

руки опустить

Все, что вырастили мы.

развести руки в стороны

Будем есть мы до весны.

руки вниз, выпрямиться

Логопед:

-Смотрите, а вот и зайчонок(ребенок в маске).

Дети (здороваются).

Заяц:

-Здравствуйте, дети! Хорошо, что пришли. У меня в этом году очень большой урожай. Садитесь на коврик, я расскажу о нем.

Самомассаж фаланг пальцев зубными щетками.

(от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца)

Левая рука.

Вырос у нас чесночок

дети разминают указательный палец

Перец, томат, кабачок,

средний палец

Тыква, капуста, картошка,

безымянный палец

Лук и немного горошка.

Мизинец

Правая рука.

Овощи мы собирали.

разминать указательный палец

Ими друзей угощали,

средний палец

Квасили, ели, солили,

безымянный палец

С дачи домой увозили.

Мизинец

Заяц:

-Ребята, хочу похвастаться вам своим садом и огородом (картина-путаница с липучками).

Логопед:

-Ой- ой- ой! Да тут все перепутано, овощи и фрукты заблудились и оказались не на своих местах.

Заяц:

-Нужно скорее все исправить, помогите мне.

Лексико-грамматическая игра

«На дереве или на грядке?»

Логопед (просит детей рассказать, где растет тот или иной овощ или фрукт и перелепить его на место):

-Ребята, давайте подумаем, где растет этот овощ (фрукт) и куда его нужно переместить, чтобы не было путаницы. Редис растет на грядке, а не на дереве (ветке) и т. д.

Логопед:

-Где растут фрукты? А овощи?

Заяц:

-Вот спасибо! Молодцы! Ребята, а давайте сварим из фруктов компот и угостим гостей?

Лексико-грамматическая игра «Что лишнее?»

Логопед:

-Что возьмем для компота? Лук? Грушу? Яблоко? Капусту? Сливу?

Пальчиковая игра «Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Движения сжатым кулаком вверх- вниз.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Загибают пальцы по одному начиная с большого



Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Левую ладонь держат «ковшиком» указательным пальцем правой руки «мешают».

Заключительная часть.

Заяц:

-Как я рад что вы зашли ко мне в гости. Большое вам спасибо. Хочу подарить вам корзину с урожаем. А мне пора к своим зайчатам, отнесу им морковку с огорода. До свидания.

Дети прощаются с зайцем.

Итог занятия.

Логопед:

-Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? Где же растут овощи? А фрукты?  (Ответы детей.)

-Овощи отнесем на кухню, чтобы повара приготовили вам из них вкусный суп. А фрукты скушаете в группе, когда помоете руки.

Дети прощаются и уходят.

Список используемой литературы:

1. Коноваленко В. В., Коноваленко В. В. «Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» для детей с ОНР.- М.: «Издательство ГНОМ и Д» , 2006.

2. Белоусова Л. Е. «Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста». Под редакцией Б. Б. Финкельштейн.- СПб.: «Детство-Пресс», 2003.

3. Сухин И. Г. «Веселые скороговорки для непослушных звуков».- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

4. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит»- СПб.: Детство- Пресс, 1999.

5. Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов)».- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

6. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»- СПб.: Детство- Пресс, 2001.

7. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с ОНР.: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей».- М.: Мозаика- Синтез, 2006.

8. Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5- 6 лет».- М.: ТЦ Сфера, 2005.

9.Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки».- М.: Просвещение, 1985.

10. Журал «Логопед».-  2007.- № 4.

11.Журнал «Дошкольное воспитание».- 1999- № 1- 4.

}2 раза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «КАК ДЕТЕНЫШИ В ДЕТСКИЙ САД ХОДИЛИ»

На занятии в игровой форме дети закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, учатся использовать в речи падежные конструкции....

Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы.

Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы....

Перспективное планирование по формированию лексико-грамматических представлений и развитие связной речи

В этом материале представлена работа по тематическому планированию на учебный год....

Учебный план занятий по формированию лексико – грамматических средств языка, развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной группе

Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большое внимание. Дефекты произношения сами собой не...

Коррекционно - логопедическая работа по формированию лексико – грамматических средств и развитию связной речи. Составление рассказа о зиме.

активизация предметного словаря по теме;развитие мышления - загадки;установление причинно-следственных связей, сезонные изменения;развитие логического мышления;развитие произвольного внимания, памяти,...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...