Формирование навыков описательной речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Ильина Светлана Викторовна

 

«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЫ. »
(конспект занятия в подготовительной логопедической группе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_no11.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЫ. »
(конспект занятия в подготовительной логопедической группе)

Учитель –логопед

Ильина С.В.

ДОУ №5

г. Троицк


Тема.


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЫ.

Цели. 

  1. Знакомить детей с программой исследования и описания внешнего вида собаки.
  2. Знакомить с семантикой новых слов.
  3. Учить детей составлять словосочетания  с использованием наглядно-графического плана.
  4. Автоматизировать в речи детей предложения с противительным союзом «а».

Оборудование:


Наглядно- графический план описания внешнего вида собаки.

Фотографии (картинки) двух собак (овчарки и таксы).

План занятия.

  1. Организационный момент. Логопед предлагает сесть на свое место тому из детей, кто назовет породу домашней собаки.
  2. Создание проблемной ситуации (чтение логопедом объявления о пропавшей собаке).  Логопед: « Случилось несчастье. Две мои знакомые девочки Маша и Лена потеряли собак. Вот фотографии собак». ( Логопед выставляет на предметную доску фотографии собак.)          « Лена написала объявление. Она волнуется, хорошо ли она написала. Сможем ли мы узнать её собаку? Я вам прочитаю объявление, а вы угадайте, какая из этих собак Ленина».
  3. « Объявление. Пропала маленькая собака чёрного цвета. Морда у собаки длинная. У собаки длинные висячие уши. Лапы короткие и толстые. Хвост длинный и тонкий».

Ознакомление детей с программой исследования и описания внешнего вида собаки.

  1. Логопед: « А как вы угадали, что именно это Ленина собака?» Логопед подводит детей к мысли о том что они узнали ее по цвету, по размеру, по описанию отдельных частей её туловища. Логопед: « Вспомните, что описывала Лена у своей собаки.» Логопед помогает детям вспомнить элементы наглядно-графического плана. После того, как дети вспомнили все элементы описания, логопед ставит на предметную доску наглядно-графический план.
  2. Ознакомление с семантикой новых слов. Логопед: « В объявлении было такое слово «висячие». Что же это за уши такие?» Логопед показывает детям картинку, на которой изображены пальто, шуба висящие на вешалке. Логопед: «Пальто висит. Шуба висит. Висячие уши. Вы слышите здесь похожие кусочки? Это начало слова «вис». А теперь так будем говорить про эти уши. Я начинаю, а вы договариваете». Логопед: « Вися…» Дети: «Чие.»  Логопед: «Поднимите руку, когда я правильно скажу. Туловище собаки покрыто перышками, пухом, шерстью. Когда мы гладим собаку, мы гладим ее по шерсти».
  3. Составление словосочетания с использованием наглядно-графического плана. Логопед: «Лена описала свою собаку. А собаки все разные. Они бывают большие, маленькие и средние. Я вам покажу собаку, а вы скажите какого она размера». Логопед показывает картинки собак, а дети описывают определенный элемент наглядно-графического плана. (Типа «большого размера, длинный хвост, висячие уши»).
  4. Составление предложения с противительным союзом «а». Логопед вызывает к доске ребенка. Логопед: « Я буду начинать рассказывать про одну собаку, а ты будешь продолжать про другую. У этой собаки уши висячие». Ребенок: «А у этой собаки уши стоячие». Потом дети составляют предложения сами. ( «Эта собака белая, а эта собака черная».)
  5. Итог занятия. Логопед дает дифференцированную оценку ответов детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно - коммуникационных технологий при формировании связной описательной речи старших дошкольников с ОНР.

Дошкольное детство - период, когда происходит общее развитие ребёнка и закладывается фундамент этого развития. Определённое направление развития получают все стороны психики ребёнка, но более интенсив...

Перспективный план работы по формированию навыков связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня

Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдается отставание в развитии связной речи. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, выполняет важную роль в процессе в...

Формирование навыков описательной речи у старших дошкольников с дизартрией.

Начальной ступенью в развитии навыков связной монологической речи является обучение дошкольников рассказам описательного цикла. Необходимость и значимость обучению дошкольников описательному рас...

«Формирование навыков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Сегодня каждый пятый взрослый  не понимает только что прочитанного им текста, причем тексты-то самые простые, банальные: инструкция к холодильнику, школьный параграф, неказистый рассказик....

Применение наглядного моделирования в логопедической работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В современой научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются...

«Формирование навыков описательной речи у дошкольников с ОНР с использованием метода наглядного моделирования»

Актуальность применения метода наглядного моделирования в обучении описательной речи...