Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематических нарушений.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического нарушения. Автоматизация{ С} в прямых слогах и в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_nov_no1.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико- фонематических нарушений речи  с учеником 1-а класса Николаевым Максимом.

Тема: Автоматизация звука [с] в прямых слогах и словах

Цель: закреплять правильное произношение звука  [с].

Задачи:  Коррекционно-образовательные

        

  1. совершенствовать навык произнесения  звука  [с];
  2. развитие речевой моторики: совершенствование плавного выдоха и направления воздушной струи.
  3. закрепление правильного артикуляционного уклада органов речи при произнесении звука
  4. развивать фонематические процессы: слуховое восприятие, внимание, память.
  5. развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление);
  6. развивать тонкие движения пальцев рук;

Воспитательные:

1 Воспитание интереса к учебному процессу.

2 Воспитание усидчивости и внимания.

3 Воспитание умения действовать по инструкции.

Оборудование:

Картинка или игрушка СОВЫ,  карточки – «снежинки» со слогами,

предметные картинки,  массажный мяч, счетные палочки для пальчиковой гимнастики,

фишки, для оценки работы на занятии.

                                                                   ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

               Здравствуй. Садись.

 Отгадай загадку-

Хлопья белые летят,  Тихо падают, кружат.

Стало всё кругом бело.  Чем дорожки замело? (Снег.)

- Правильно! Показ иллюстрации.

С какого звука начинается слово Снег? (С)

- Отгадай загадку.

Был простой, обычный дом,     Что же изменилось в нем?

Появилось украшенье –   Людям всем на удивленье:

Хрупкая и странная     Бахрома стеклянная.  (Сосулька).

- Какой первый звук в слове «сосулька»? ([с]). Какой третий? ([с]).

- Как ты думаешь, чем сегодня мы будем заниматься? (учиться правильно, произносить звук [с]).

- Молодец! А помогать нам будет…Отгадай загадку…

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива.

Всю ночь летает, мышей добывает. (Сова).   Показ картинки.

- Какой первый звук в слове «сова»? (с).

- Расскажи нашей гостье, как правильно должны работать наши помощники – губы, зубы, язык и воздух. (Губы в улыбке, зубы сближены, язык лежит внизу за зубами, воздух идет холодный посередине язычка).

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ для закрепления звука:

Упражнения: “Трубочка”,” Улыбка”, “Лопатка”,” Заборчик”, “Горка”.

- Давай покажем умной сове, как дует холодный ветер в ее лесу.

«Дует холодный ветер»

Цель: развивать умение произносить звук [с] изолированно.

Инструкция:

- Подули холодным ветром. Теперь ты подуй, какой у тебя ветер получился?

«Ветер дует сильно – слабо»

Цель: развивать умение произносить звук [с] изолированно,  с разной степенью  громкости.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗОЛИРОВАННОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ.

-Покажи сове, как дует легкий ветерок, а как - сильный.

- На полях, лугах, крышах домов лежит снег. Зимой дует холодный ветер вот так: [с-с-с-с]- покажите.  

- И  сдувает снежинки с домов,  с деревьев.

  1. Сообщение темы занятия. Основная часть.

Цель: развивать навык произнесения звука [с] в прямых слогах.

«Сюрприз».

Цель: плавно и незаметно перейти к основной теме занятия.

- Ветер дул так сильно, что к нам прилетели снежинки.

- Посмотри на них.  Снежинки  не простые – на них написаны слоги. Прочитай их для умной совы.

са-са-са           со-со-со         су-су-су            сы-сы-сы

СА-СА-СА- ОСА

СО-СО-СО- КОЛЕСО

СУ-СУ-СУ – МУХА НА НОСУ

СЫ-СЫ-СЫ- ЛИСЫ

 «Падают снежинки»

Цель: автоматизация звука [с] в прямых слогах. Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением пальцев рук. Развитие памяти, внимания.

А сейчас мы будем произносить слоги, написанные на карточках столько раз, сколько покажет кубик.

Речевой материал:

Мотивация: за правильно выполненное задание,  получает награду – фишку.

- Молодец возьми фишку

- Следующие упражнение: “Лепим снежки”.

- Давай, слепим снежки, покажем сове, какие мы умелые. Возьми мяч.

( Берет массажный мяч).

Цель: автоматизация звука [с] в прямых слогах. Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением пальцев рук. Развитие памяти, внимания.

Метод: словесное игровое упражнение.

- Ты будешь произносить слоги, написанные на карточках и одновременно лепить снежок.

Речевой материал:

Са-со-су-сы                    Со-су-сы-са                    Су-сы-са-со

Сы-са-со-су                    Са-со-су-сы

Критерии: правильно произнесенный звук и сочетание звуков.

Мотивация: за правильно выполненное задание, получает награду – фишку.

- Из снежков мы сможем слепить снежную бабу.

«Катаем снежную бабу»

Цель: автоматизация звука [с] в прямых слогах. Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением пальцев рук. Выделение ударного слога. Развитие памяти, внимания.

  1. А сейчас ты будешь катать из снежков снежную бабу. Надо произносить слоги, написанные на карточках, выделяя ударный слог и одновременно катая руками “комки из снега” Возьми массажный мяч.

Речевой материал:

Са-са;   са-са;   са-са-са;   са-са-са;   са-са-са.

Сы-сы;  сы-сы;   сы-сы-сы;    сы-сы-сы;    сы-сы-сы.

Са-со-су-сы!;     сы-са-со-су?

Ты немного устал, умная сова предлагает тебе немного поиграть.

                                               Физкультминутка

Цель: Снятия усталости, напряжение.

Имитация движений под музыку. ( имитирует движения).

Скажи каким животным мы подражали? (смешным ежатам, смешным лягушатам).

Молодец. Умной Сове очень понравилось, как ты занимался. Она предлагает тебе поиграть еще  в одну игру.

Пальчиковая гимнастика

«Сложи снежинку»

Цель: развитие тонких движений пальцев рук.

Задачи: координировать речь с движением, снять усталость, напряжение.

Метод: игровое упражнение.

Инструкция:

- Посмотри какие красивые снежинки. Попробуй выложить снежинки из палочек, и сосчитать, сколько палочек понадобилось.

- Что будем выкладывать? Ответ.

- Из чего будем выкладывать снежинки? Ответ. Выполняет задание.

- Умная сова посмотрела на твои красивые снежинки, и решила дать еще по одной фишке.

3.  Закрепление учебного материала.

Цель: развить навык автоматизированного произнесения звука [с] в словах со  слогами са-со-су-сы.

Задачи: осуществлять контроль над качеством усвоения материала; трансформировать часть знаний в навык.

 «Эхо»

Цель: развить навык автоматизированного произнесения звука [с] в словах со  слогами са-со-су-сы.

- В лесу все слова повторяет эхо. Давай для нашей гостьи покажем, что и у нас тоже есть  эхо.

- Повторяй за мной слова.

Речевой материал:

А теперь назови и разложи картинки под слогами:

СА

СО

СУ

СЫ

сани

сок

суп

сыр

Речевой материал:

        Сад, сам, сани, санки, сайгак, сайка, сапоги, садовник, садовод,

Сын, сытый, сыпь, сыск. сынок,  сыскать, сыт, сыпать. косы, весы, самокат.

Сом, сон, Соня, сова, совет, соединить, сосед, сосуд, сода, сок ,сосна, сосулька, собака, сопка,  сотня.

Суп, сумка, суббота, судоходный, суматоха, суховей суд, судно, сук, сундук,   суметь.

Игра “ ОДИН –МНОГО”

А сейчас мы поиграем. Я назову тебе предмет один, а ты мне много.

Сок- соки. Суп - …, сыр -….., сад- …, сапог -…,самокат- …, коса -…., сова- …, сумка - ….,сосна- …., сундук -…., сопка -…

Повтори за мной предложения.

САНИ ЕДУТ САМИ

СОНЯ ПЬЕТ СОК

САНЯ ЕСТ СУП

МЫШИ ЛЮБЯТ СЫР

4. Итог занятия.

Цель: подвести итоги, то есть определить результативность занятия.

  1. Игра «Да - нет».

Цель: контроль над усвоением материала.

- Когда мы произносим звук [с] губы в улыбке? Да.

- На что похож язык? На горку.

- Воздушная струя теплая или холодная? Холодная

2) Оценка достижений на занятии под руководством логопеда.

Цель: определить степень усвоения учащимися материала по теме «Автоматизация звука [с]».

Инструкция:

- Посмотри, сколько правильных ответов ты сегодня дал, сосчитайте фишки.

Ответ.

Критерии: материал усвоен, если фишек 9 и больше.

3)Оценка эмоционального состояния.

Цель: выявить эмоциональный отклик на занятие.

- Тебе понравилось занятие?

-  Было интересно?

- Какие задания тебе запомнились?

- Если ты со всеми заданиями справился, то нарисуй веселую мордочку. Если не совсеми -  печальную.

- Спасибо  большое!

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Логопедическая тема: Анализ и синтез на уровне слогов, слов и предложений....

«Л-ЛЬ» Конспект занятия по коррекции фонетико - фонематических нарушений речи.

Конспект  занятия по коррекции фонетико - фонематических нарушений речи.   Тема: Автоматизация звуков [л, ль] в прямых слогах и словах. Цель: Закреплять правильное произношени...

Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у ребенка 6 лет с элементами логопедической ритмики

Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у ребенка 6 лет с элементами логопедической ритмикиТема: Звук «Ш»Цель: Постановка звука «Ш». Изучение лексическ...

Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи с ребенком 6 лет с использованием природных материалов

Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи с ребенком 6 лет с использованием природных материаловТема:  Звук «С»Цель: Постановка звука « С»Задачи:Раз...

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями.

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями...

Конспект подгруппового занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста (5 - 6 лет) Тема: «В гости к нам пришёл мишка»

Конспект  подгруппового занятия   по коррекции  фонетико-фонематического  недоразвития  речи  у детей  дошкольного  возраста (5 - 6 лет)...