Открытое логопедическое занятие
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Трифонова Ирина Юрьевна

Открытое логопедическое занятие на тему "Автоматизация звука Л в словах и предложениях". На материале лексической темы "Цветы" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cvety_zvuk_l.doc63.5 КБ
Microsoft Office document icon kartinki_k_zagadkam.doc860 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук «Л». Мир цветов».

Этап: автоматизация звука «Л» в словах, фразе, тексте.

Цель: закреплять правильное произношение звука «Л» в словах, фразе, тексте.

Задачи:

• Образовательные:

- формирование практических умений и навыков пользоваться фонетически чистой, грамматически правильной речью;

- формирование кинестетического образа звука «Л» (ощущения положения органов артикуляции) ;

- уточнение и расширение словарного запаса по теме «Цветы».

• Коррекционно-развивающие:

- устранение дефектного произношения звука «Л», автоматизация звука в словах, предложениях;

- развитие силы выдыхаемой воздушной струи;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие общей моторики и координации движений.

• Коррекционно-воспитательные:

- воспитание любви, бережного отношения в природе (цветам) ;

- воспитание заботливости к окружающим.

Методы и приёмы:

- упражнение;

- игровое упражнение;

- дидактическая игра;

- художественное слово;

- словесное пояснение;

- игра малой подвижности

Оборудование:

Мультимедио проектор, 2 корзинки, синяя и зеленая салфетки, мяч; картинки цветов (гладиолус, подсолнух, фиалка, ландыш, тюльпан, одуванчик), пчелки из тонкой бумаги, карточки – отгадки, игровое поле, карточки с изображением фиалки.

Предварительная работа:

- разучивание игры для развития слухового внимания «Поймай звук»;

- знакомство с комплексом артикуляционной гимнастики «Волшебные карточки»;

- расширение знаний по лексической теме «Цветы».

Ход занятия

I. Организационный момент

Дети заходят в зал. Логопед обращает внимание на гостей.

Логопед: Сегодня мы совершим путешествие в одну прекрасную страну. Куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (цветы)

Логопед: Я предлагаю отправиться в интересное и познавательное путешествие в Мир цветов и звуков. (СЛАЙД 1)

Тихонечко садимся.

2. Артикуляция и характеристика звука «Л».

Логопед: Здесь живут не только цветы, но и звуки. Мы сегодня продолжим упражняться в произнесении звука «Л». (СЛАЙД)

Скажите, что делают губы (в улыбке). (СЛАЙД)

Где находится кончик языка (вверху за верхними зубами).(СЛАЙД)

 - Звук «Л» согласный или гласный? (согласный) Как ты узнал, что он согласный? (плохо поется, воздух встречает преграду)

Звук Л звонкий или глухой? (звонкий) Почему ты так думаешь? (голосок работает)

3. Артикуляционная гимнастика:

Логопед: Давайте подготовим наши язычки к путешествию.(СЛАЙД)

Лепестки цветов бывают разного цвета, и наши волшебные картинки тоже разноцветные. Они нам помогут потренировать наши язычки.

Упражнения: «Обезьянка», «Маятник», «Маляр», «Лошадка»,

4. Слуховое внимание, фонематический слух.

Логопед: Скажите, как называют человека, который

- пчел разводит (пчеловод)

- птиц разводит (птицевод)

- овощи разводит (овощевод)

- цветы разводит (цветовод) .(СЛАЙД)

Послушайте, какое несчастье случилось с одним из них:

Жил один цветовод, он развел огород,

Приготовил старательно клумбы,

Он принес чемодан, полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна, и взошли семена –

И на клумбах, засеянных густо,

Пионгладиолусы росли, одуванлилии росли,

Подсолнухландыш, фиалмак…

Логопед: Ребята, назовите семена каких цветов у него перепутались. (пион, колокольчик, одуванчик, лилия, подсолнух, ландыш, фиалка, мак). В каких названиях цветов есть звук Л?

5. Игра «Найди нужные цветы»

Логопед: В природе существует много цветов. Я буду называть цветы, а вы, услышав название со звуком «Л», должны хлопнуть в ладоши.

Логопед называет цветы: мак, ландыш, роза, фиалка, пион, одуванчик, гладиолус, незабудка, гвоздика, подсолнух (дети, услышав название цветка со звуком «Л», хлопают в ладоши) .

6. Игра «Соберём букеты»

Логопед: У меня есть цветы и две корзины. Помогите составить из них букеты.

Логопед: Я предлагаю выбрать цветы, в названиях которых звук Л мягкий и положить их в корзину с зеленой салфеткой, а с твердым звуком Л положить в корзину с синей салфеткой

в зеленую – василек, тюльпан, тюльпан;

в синюю - ландыш, фиалка, подсолнух.

Логопед: А почему пион не поставили в вазу? (нет звука «Л»)

7. Игра «Помогите пчеле».

Логопед: Как сказано в загадке, цветы пчел медом угощают. Положите перед собой карточки, и посадите на цветы пчел.

- Где сидит пчела? (ответы детей полным предложением: «Пчела сидит на фиалке, гладиолусе, подсолнухе, ландыше») .

Логопед: Помогите пчелке взлететь, подуйте на нее. Не забывайте, как правильно дуть, следите за щеками (дети несколько раз выполняют задание). – Скажите, где сидела пчела, пока не улетела? (каждый ребенок составляет предложение, используя глагол в прошедшем времени: «Пчела сидела на фиалке, подсолнухе, ландыше, гладиолусе»,

8. Игра «Что нужно?»

Дети рассказывают стихотворение, сопровождая движениями:

Что нужно, чтоб вырос красивым цветок,

Чтоб крепким высоким стал стебелек,

Чтобы бутончик раскрылся,

Чтобы пышнее цветок распустился?

Землю лопатой нужно взрыхлить.

Семечко бережно посадить.

Что семечку нужно, чтоб прорасти?

Дождичку нужно почаще идти.

Семечко чистой водички напьется

И стебелек через землю пробьется.

9. Игра «Закончи предложение»

Логопед: Если цветы растут на лугу, как мы назовем цветы? Закончите предложение (луговые) .

В лесу растут цветы (лесные) .

В поле растут цветы… (полевые) .

В саду растут цветы… (садовые) .

В теплице растут цветы… (тепличные) .

11.  Игра «Отгадай загадку»

Логопед: Я буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать. У вас есть подсказки. Если отгадаете правильно, кладете карточку на игровое поле, перевернув изображением вниз.

• Кто такая? Каши зачерпнет и отправит в рот. (ложка)

• Ножек четыре, шляпок одна,

Нужен, коль станет обедать семья (стол)

• Вафельное и полосатое, гладкое и лохматое,

Всегда под рукою – что это такое? (полотенце)

• Всех на свете обшивает, что сошьет – не надевает. (иголка)

• Самый бойкий я рабочий в мастерской,

Колочу я что есть мочи день-деньской. (молоток)

• Прежде, чем его мы съели, все наплакаться успели. (лук)

• Колкую, зеленую срубили топором.

Колкая, зеленая к нам приходит в дом. (елка)

• Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (белка)

• Серовато, зубовато, по полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (волк)

• Круглое, румяное, я расту на ветке:

Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)

• Очень много силы в нем, ростом он почти что с дом.

У него огромный нос, будто нос лет тыщу рос. (слон)

• Этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса,

Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем. (велосипед)

Логопед обращает внимание детей на то, что в итоге у них получилось изображение цветка, вспоминают его название (фиалка). Предлагает послушать стихотворение о фиалке и проговорить его:

На солнечной опушке фиалка расцвела,

Лиловенькие ушки тихонько подняла.

Логопед: В природе фиалок осталось мало, поэтому их рвать нельзя. Пусть они растут, цветут и всех радуют.

О чем мечтает цветовод?

В его мечтах весь мир цветет.

И люди, глядя на цветы, становятся добрей.

Пусть эти славные мечты исполнятся скорей. (Е. Серова)

III. Итог.

Логопед предлагает детям вспомнить, что делали на занятии, что вызвало затруднение, что было интересно. Дарит детям на память изображение фиалки со стихотворением. Дети прощаются с гостями.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...

Открытое логопедическое занятие "Логопедическая олимпиада"

Цели: развивать интерес у детей к спорту. Расширение и обогащение  представлений о зимних видах спорта, систематизировать знания о данных видах спорта, совершенствование связной речи, словарного ...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе Тема: «Осень»

Образовательная область: речевое развитиеВид деятельности: непосредственно -образовательнаяВозрастная группа: старший дошкольный возрастЦель: обобщение представлений о характерных признаках осени.Прог...