Профилактика дисграфии.
статья по логопедии по теме

В действительности существует множество игр и упражнений, формирующих и развивающих когнитивные способности ребёнка. Моя задача заключалась в том, чтобы выбрать для использования те из них, которые бы были эффективны и интересны детям, но в то же время гармонично вписывались в канву коррекционной работы в рамках тех требований и того материала, которые рекомендованы программой коррекционного обучения дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_roditeley_prof._disgrafii.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

ДИСГРАФИЯ - частичное расстройство письма, основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок, не связанных с применением грамматических правил.

Проблема нарушения письма у детей в настоящее время становится все более актуальной и злободневной. Дисграфия  является серьезной социальной проблемой, так как от уровня грамотности граждан зависит благосостояние государства, его научный и культурный потенциал.

Поэтому так важно раннее выявление и  профилактика дисграфии, которые нужно начинать уже в дошкольном возрасте.

Профилактика дисграфии

Акустическая дисграфия, в основе, которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, приводящие к частым заменам на письме соответствующих букв. Например, если ребёнок не дифференцирует на слух звуки П и Б, то он будет постоянно колебаться при выборе букв в процессе письма (БОЛОТО или ПОЛОТО? ПОЖА или БОЖА)? Что связано с не различением им на слух соответствующих звонких и глухих согласных звуков.

Для преодоления этого вида дисграфии существует единственно надёжный путь — воспитание чёткой слуховой дифференциации не различаемых на слух звуков. Пока это не достигнуто, ребёнок будет продолжать писать наугад. Поэтому необходимо любыми способами довести до его сознания разницу в звучании звуков путём возможно более яркого её подчёркивания. Для этой цели на первом этапе удобнее всего отождествить эти звуки со звуками окружающей природы. Например, звук Ш напоминает шум леса, а Ж — жужжание жука. Обращается внимание и на то, что первый из этих звуков произносится шёпотом, а второй — с участием голоса. Ребёнку предоставляется возможность многократного прослушивания этих звучаний — до достижения их полного различения. После этого дифференцируются речевые звуки Ш и Ж, которые сразу связываются с буквами.

Для профилактики этого вида дисграфии я использую следующие игры:

«ЗАМОК»

Цель: Развивать фонематический слух.

Закрепить правильное произношение звуков Ж и Ш. Развивать память, мышление, внимание.

В дальнейшем ребёнку предлагаются самые разнообразные упражнения, направленные на различение названных звуков.

Например:

  • раскладывание под буквами Ш и Ж картинок, в названиях которых содержатся соответствующие звуки (типа ШАПКА, ШАРФ, ЖИЛЕТ, ЖАКЕТ, ШУБА, ЛАНДЫШ, ПОЖАР);
  • называние ребёнком слов со звуками Ш и Ж;
  • показ буквы Ш или Ж в ответ на произносимое взрослым слово с соответствующим звуком;
  • называние ребёнком пропущенной в слове буквы Ш или Ж (КО...КА, КО...А, ЛО...ЕЧКА, ДУ..., ПО...АР); в дальнейшем подобные упражнения проводятся и в письменной форме.

«Логопедическое лото»

Цель: Развивать фонематический слух.

Учить правильно произносить звуки. Изучать звуко-буквенный анализ слова. Развивать внимание, память, мышление.

Должное внимание следует уделять и специальным упражнениям в фонематическом анализе слов, включающих не дифференцируемые ребёнком звуки. Например, ему предлагается определить, перед каким звуком (или после какого звука) слышится в слове Ш или Ж; предлагается придумать слово, в котором звук Ш (или Ж) находится на первом (втором, третьем или последнем) месте и т.п.

всегда будет сомнительно, надо ли писать мягкий знак в словах типа ДЕНЬ и ДЕНЬКИ и какая буква (А или Я) должна быть написана, например, после Л в слове ЛАМПА. То же самое и со звонкими и глухими согласными. Если ребёнок не различает их на слух, то он не сможет овладеть правилом правописания «сомнительных согласных» в конце и в середине слов (в словах типа ГРИБ и ГРИБКИ), а также правилом правописания многих приставок (в словах типа РАЗБЕЖАЛСЯ и РАСПИСАЛСЯ). Даже изменив слово ГРИБ таким образом, чтобы сомнительная согласная была ясно слышна (ГРИБЫ), ребёнок всё равно не избавится от сомнений при его написании, поскольку он не сможет уловить никакой разницы в звучаниях ГРИБЫ и ГРИПЫ.

«Светофорчики»

Цель: 1. Развивать фонематический слух

2. Закреплять понятие звук (гласный, согласный - твердый, мягкий)

Вся проводимая с ребёнком работа по слуховой дифференциации звуков обязательно должна сопровождаться письменными упражнениями. Это могут быть предупредительные диктовки, запись придуманных ребёнком слов с дифференцируемыми звуками, вставка пропущенных «сомнительных» букв и т.п. Все эти упражнения окончательно закрепят навык безошибочного различения звуков и правильного выбора букв, что и будет свидетельствовать о преодолении данного вида дисграфии.

«Необычные цветы»

Цель: 1. Автоматизация звуков в словах, словосочетаниях и предложениях.

  1. Развитие фонематического слуха, слогового анализа.
  2. Развитие зрительного внимания.
  3. Активизация и обогащение словаря.

Оборудование: карты с изображением цветов, лепестки с предметными картинками, буквы.

Найти картинки на заданный звук и положить их в цветок.

  • Найти картинки на заданный звук, составить из них цветок, придумать слова к ним, которые отвечают на вопросы «Какой? Какая? Какие?», составить с этими словами предложения.
  • Дается ребёнку 3 цветка. В первый цветок нужно отобрать такие предметы, в названии которых звук стоит первым, во второй цветок - звук стоит в середине слова, в третий - в конце слов.

Работая над преодолением акустической дисграфии, особое внимание надо обратить на воспитание слуховой дифференциации твёрдых-мягких и звонких-глухих согласных. Отсутствие такой дифференциации не только приводит к буквенным заменам на письме, но и препятствует усвоению целого ряда грамматических правил. В частности, ребёнок, не дифференцирующий на слух мягкие и твёрдые согласные, не сможет овладеть правилами обозначения мягкости согласных на письме — для него

«Елочки»

Цель: 1 .Автоматизация звуков в словах, словосочетаниях и предложениях.

  1. Развитие фонематического слуха, слогового анализа.
  2. Развитие зрительного внимания.
  3. Обогащение словаря.

Оборудование: изображения елочек, предметные картинки, буквы.

  • Найти картинки на заданный звук и положить их на елочку.
  • Найти картинки на заданный звук, украсить ими елочку, придумать слова к ним, которые отвечают на вопросы «Какой? Какая? Какие?», составить с этими словами предложения.
  • Дается ребёнку 3 елочки. В первую елочку нужно украсить такими предметами, в названии которых звук стоит первым, вторую елочку - звук стоит в середине слова, третью - в конце слов.

Оптическая дисграфия связана с трудностью усвоения ребёнком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему «похожими». Корни этих трудностей чаще всего уходят в дошкольный возраст и связаны с несформированностью зрительно-пространственных представлений. Так, если ребёнок не научился в своё время отличать длинную ленту от короткой, то ему будет трудно заметить, что у письменной буквы п палочка короткая, тогда как у р — длинная; если он не усвоил, что предметы могут располагаться слева и справа друг от друга и т.п., то ему будет трудно понять, что овал у буквы Ю располагается справа, а не слева. Все это не может не затруднить усвоение ребёнком начертаний букв.

        Для преодоления оптической дисграфии необходимо развитие у ребёнка зрительно-пространственных представлений, что даст ему возможность заметить различия в начертании смешиваемых им букв.

Работу по формированию пространственных представлений следует начинать с формирования ориентировки ребёнка в собственном теле, а также с речевого обозначения правой, а затем левой сторон тела. Среди всех речевых обозначений пространства понятия «правое» и «левое» являются наименее чувственно подкреплёнными, весьма отвлечёнными. Подобная абстрактность значительно затрудняет усвоение данных словесных категорий в онтогенезе, требует высокой степени осознанности пространственных представлений. Это умение является важной предпосылкой для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка следует уделять достаточное количество времени, проводя занятия в виде различных игр и упражнений.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно использовать следующие упражнения:

1.        Показать правую руку, затем левую. Если ребёнок не может назвать левую руку, взрослый называет её сам, а ребёнок повторяет.

2.        Поднять правую (левую) руку, показать предмет левой (правой) рукой,
взять предмет правой (левой) рукой.

После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступать к различению других частей тела: ног, глаз, ушей. После этого

можно предложить детям более сложные задания: показать правой рукой левый глаз, показать левой рукой правую ногу и т.д.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве.

1 .Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку, т.е. к самому себе: «Покажи, какой предмет находится справа (слева) от тебя», «Положи книгу справа (слева) от тебя». Если ребёнок затрудняется в выполнении этого задания, уточняется, справа, это значит ближе к правой руке, а слева - ближе к левой руке.

2. Определение пространственных отношений между двумя-тремя предметами или изображениями.

Предлагается взять правой рукой карандаш и положить её возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить её возле левой руки. Ребёнок должен определить, где находится карандаш по отношению к тетради справа или слева. Затем то же задание выполняется с тремя предметами. После этого детям предлагается выполнять задание по инструкции: «Положи книгу перед собой, справа от неё положи карандаш, слева - тетрадь». После этого от операций с предметами следует переходить к уточнению пространственного расположения фигур и букв.

  1. Положить букву справа или слева от вертикальной линии.
  2. Положить квадрат, справа от него кружок, слева от квадрата крестик.
  3. Нарисовать по речевой инструкции точку, ниже крестик, слева от крестика точку.
  4. Определить правую и левую стороны предмета, пространственные соотношения элементов графических изображений, букв.
  5. Срисовать фигуру по образцу (по памяти).
  6. Сложить из палочек фигуру по образцу (по памяти).

Упражнять детей в использовании навыка ориентировки в пространстве и использовании понятий «верх», «низ», «право», «лево» можно в процессе игры «Путешествие» (по лексическим темам «Путешествие зайца, кошки, ласточки, мухи, Красной шапочки и т.д.)

Перед каждым ребенком лист бумаги с квадратной сеткой, состоящей из 9 ячеек. Аналогичная сетка на магнитной доске. В центральной ячейке фишка. Педагог называет различные вариант передвижения (количество шагов и направление), дети перемещают фишку. Результаты перемещения сравниваются и анализируются и анализируются ошибки. Затем можно предложить детям воспроизвести движение по памяти.

Усложнённым вариантом игры является мысленное перемещение фишки по предъявленной сетке.

На третьем этапе дети, не глядя на сетку, осуществляют перемещение фишки по представлению с закрытыми глазами. Они определяют путь и называют конечный пункт, используя понятия верхний, нижний, правый, левый.

 «Муха»

Цель: 1. Развивать слуховое и зрительное внимание.

  1. Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку: усвоение понятий «верх», «низ», «право», «лево».
  2. Формировать образное мышление.

Оборудование: лист расчерченный на несколько квадратов, фишка.

«Коврики»

Цель: 1. Развивать мелкую моторику, воображение, зрительное внимание.

2. Подготавливать детей к ориентировке на плоскости.

 «Тарелочки»

Цель: 1. Развитие целостного восприятия.

  1. Развитие зрительного внимания и воображения.
  2. Развитие логического мышления.

Оборудование: кружки бумаги с узором разрезанные на несколько частей.

Ошибки на письме при оптической дисграфии чаще всего выражаются в следующем:

  1. Замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов и ш, ц и щ, п и т, л и м) или похожих, но по-разному располженных в пространстве элементов и д ,ш и т).
  1. Недописывание элементов букв (   вместо У).

3.«Зеркальное» изображение букв     вместо 3,   вместо Ю, и т.п.)

 «Изографы»

Цель: 1. Развивать образное мышление, воображение.

  1. Учить находить в схематичном рисунке предметов буквы, составлять из них слова.
  2. Формировать навыки чтения.

В процессе непосредственной работы над различением букв широко используются такие приёмы:

• узнавание букв, наложенных друг на друга;

  • складывание букв из составляющих их элементов;
  • «переделка» одной буквы в другую (например, и в ш или в ц, в в . п в /и);
  • вылепливание смешиваемых букв из пластилина;
  • письмо смешиваемых букв в воздухе (опора на более сохранный в данном случае двигательный анализатор);
  • вырезывание букв из бумаги или картона;
  • обводка контуров букв;
  • узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве («перевёрнутых», «положенных на бок» и пр.);

• узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные заглавные, строчные, стилизованные);

Все эти виды упражнений преследуют одну и туже цель: привлечь внимание ребёнка к особенностям начертания сходных букв, к имеющимся в них различиям и тем самым помочь ему усвоить правильное их написание. Когда это будет обеспечено, для существования оптической дисграфии больше не останется места. Очень важно провести достаточное количество письменных упражнений в правильном написании букв.

В действительности существует множество игр и упражнений, формирующих и развивающих когнитивные способности ребёнка. Моя задача заключалась в том, чтобы выбрать для использования те из них, которые бы были эффективны и интересны детям, но в то же время гармонично вписывались в канву коррекционной работы в рамках тех требований и того материала, которые рекомендованы программой коррекционного обучения дошкольников.

Профилактика дислексии и дисграфии это эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств.

В коррекционном детском саду, который посещают дети с нарушением развития фонологической системы, безусловно показано проведение работы по раннему выявлению предрасположенности к нарушению письменной речи, а также по предотвращению этих нарушений.

Конечно же основная работа должна быть направлена на коррекцию нарушений устной речи, но наряду с этим следует не менее последовательно корректировать, формировать и развивать те психические функции, которые лежат в основе навыков чтения и письма, т.е. являются функциональным базисом письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для вас, родители! Профилактика дисграфии.Учимся рассказывать о буквах по схемам - пиктограммам.

Уважаемые родители! Если ваш ребенок путает буквы, то вам пригодится занимательная таблица, которую хочу предложить вашему вниманию. Рассказывая по ней, ребенок запоминает буквы и учится их сравнивать...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...

Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР

Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овлад...

Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.

Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры....

Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...

Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников

В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...

Консультация по теме "Игры для профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР"

Предложенные игры помогают сформироватьу детей зрительное, слуховое внимание, способствуют совершенствованию нпавыков звукового и слогового анализа....