Игра как средство познания себя
статья по логопедии по теме

Игры как средства познания себя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_statya_2.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство познания себя

Кузнецова Н.В., учитель – логопед

г. Астрахань, МБДОУ города Астрахани№85

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. В игре нет схем и правильных образцов, ничего не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребенку. Игра необходима ребенку, как воздух, как вода, как пища для ума и сердца, как действенный и творческий процесс, формирующий интерес ребенка, созидающий его личность.

Большое значение имеют игры, которые обогащают социальный опыт ребенка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Человек – самое сложное и не изученное до конца природное образование. Ребенку необходимо помочь найти достойное место в жизни и осознать свою личностную позицию, свое назначение в этом мире, почувствовать свою неповторимость, индивидуальность, значимость.

1. «Мир без тебя». Это упражнение позволяет каждому ребенку осознать собственную значимость в мире, среди людей. Проводится оно таким образом: дети образуют круг, в центре которого помещается один ребенок – ему и будут предназначаться слова-комплементы. Дети могут говорить самостоятельно, а могут и продолжить фразу, начатую взрослым: «Мир был бы без тебя неинтересен, потому что ты … (хорошо танцуешь, у тебя красивая улыбка, ты знаешь много разных игр и т. п.)». Именно так можно показать ребенку его значимость и самоценность в этом мире, в этой группе.

2. «Самый – самый». Дети называют имя того ребенка, у которого наиболее выражено то или иное хорошее качество, названное взрослым. Например: самый умный, самый ловкий, самый вежливый, самый любознательный, самый трудолюбивый, самый веселый, самый дружный и т. п. Положительная характеристика обязательна для каждого ребенка, так как помогает ему обратить на себя внимание и преумножить свои достоинства.

3. «Кто мы?»   Цель этой игры состоит в том, чтобы показать неоднозначность всего, что окружает ребенка. Спросите ребят: «А вы знаете, кто вы? Как вас дома называют мама и папа? В детском саду вы кто? А в больнице? А в школе кем будете? Когда по улице идете – кто? А если в транспорте едете? В магазине вас как называют? Кто я для своих детей? Кто я для ваших мам и пап?» После того, как дети ответят на вопросы, подведите итог: «Оказывается, один и тот же человек в разных местах называется по-разному».

НЕОБЫЧНЫЙ  ПЕШЕХОД

Кто по улице идет?

Необычный пешеход.

У него пятьсот имен:

На заводе слесарь он,                                                                  

В яслях он – родитель,

В кинотеатре – зритель,

А пришел на стадион -                                                                                                                              

И уже болельщик он.                                            

Он кому-то сын и внук,                                                                    

Для кого-то близкий друг.

Он – мечтатель в дни весны,                                                                  

Он – защитник в дни войны.                                                              

 И всегда, везде и всюду –          

Гражданин своей страны!

                                            Р. Сеф

4. «Кем я буду и каким?»  Эта игра-беседа посвящена будущему ребят, о котором они начинают мечтать уже в старшем дошкольном возрасте. Детям можно предложить следующие вопросы: «Кем вы станете, когда вырастите? Сколько профессий может освоить человек? От чего зависит название профессии? Зачем человеку нужна профессия? Какая профессия самая лучшая? Почему?»

           РАЗНЫЕ  ПРОФЕССИИ

         Самолетом правит … (летчик),

         Трактор водит … (тракторист),

         Электричку … (машинист),                                                      

         Стены выкрасил … (маляр),                                                      

         Доску выстрогал … (столяр),                              

         В доме свет провел … (монтер),                                                  

         В шахте трудится … (шахтер),

         В жаркой кузнице … (кузнец),

         За прилавком … (продавец),

         Кто все знает … (молодец)!

После прочтения стихотворения беседа может быть продолжена: «А может случиться так, что человек называет себя художником, а рисовать не умеет? Может ли быть и почему, что дворник не умеет подметать, продавец – считать, взвешивать?»

5. «Хочу быть …»  Эта игра позволяет ребятам осмыслить присущие человеку качества, свойства, черты характера, их необходимость, содержание, направленность. Детям предлагают различные свойства, характеристики, качества, например: сильный, красивый, быстрый, невидимый, толстый, высокий, железный, крикливый, способный, везучий и т. п.  Из этих качеств ребенок выбирает любое, понравившееся ему, и объясняет, почему он хотел бы стать таким и где это свойство может пригодиться. Например, ребенок говорит: «Я хочу быть невидимым, чтобы дикие звери в лесу меня не увидели, а я смог бы за ними наблюдать» и т. п.

                   ЖЕЛАНИЕ

                     Мне хочется в поле пожить

                     Красивой ромашкой.                                                                          

                     И хочется крепко дружить

                     Со слабой букашкой.                                                      

                     И чтобы друзей не менять,

                     Услышав мычанье.                                                                  

                     И чтобы корова меня

                     Не съела нечаянно.

                           Т. Собакин

Ценность лингвистических игр подобного характера заключается в том, что они всегда дают взрослым пищу для размышления. На основе детских ответов взрослый имеет возможность выявить уровень речевого (насколько богата, красочна и правильна речь ребенка), мыслительного (насколько логично выстроены события и аргументированы предполагаемые действия), эмоционального (степень включенности ребенка в воображаемые обстоятельства, насыщенность положительными или отрицательными эмоциями: страх, радость, грусть, недоумение и т. п., общая эмоциональная окраска сюжета) и духовного (нравственные ориентации и ценности ребенка, степень человеколюбия) развития детей.

                          Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное издание для родителей и педагогов. -

Ярославль.: «Академия развития», 2007.

2. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. вузов / Г. Р. Шашкина. - М. : Академия, 2005.

3. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения.- М., Высшая школа, 2009.

4. Алякринский Б.С. Общение и его проблемы. - М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как средство познания мира

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: ...

«Игра, как средство познания окружающего мира и развития речи у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к ж...

Игра как средство выражения себя

Взаимодействие игры и развития личности...

Проект "Интеллектуальные игры как средство познания мира математики"

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенден...

«Игра, как средство познания окружающего мира и развития речи у детей дошкольного возраста»

«Игра, как средство познания окружающего мира и развития речи у детей дошкольного возраста»  «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно...

«Подвижная игра как средство познания окружающего мира, себя и сверстников». Консультация для воспитателей и инструкторов по физической культуре.

В современной педагогике и в условиях ФГОС активно используют игру во всём её разнообразии. Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольника и поэтому рассматривается как школа воспитания. В ней свои...

Игра- как средство познания пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ с использованием вербальных и невербальных средств в общении.

Пространство является базисной категорией в познании ребенком окружающего его мира. Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформиров...