Интегрированный логопедический досуг "Ловкие и любознательные искатели" (основная логопедическая задача - дифференциация звуков Л - ЛЬ)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Фролкина Светлана Александровна

Конспект совместной интегрированной деятельности в форме досуга учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей и детей подготовительной к школе группы "Ловкие и любознательные искатели".                                                                Досуг показан на окружном семинаре - практикуме для педагогов ЮВАО города Москвы 3 апреля 2013 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №264

ЮВОУО ДО ГОРОДА МОСКВЫ    

Конспект

совместной интегрированной деятельности в форме досуга                                            учителя-логопеда, педагога – психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей и детей подготовительной к школе группы    «Ловкие и любознательные искатели»      

Москва, апрель 2013 г.

 Интегрированный логопедический досуг «Ловкие и любознательные искатели»

(для детей подготовительной к школе группы)

Цель: развитие комуникативной компетенции у детей с нарушениями ОДА и речевыми недостатками.

Задачи:  - дифференциация звуков Л – ЛЬ;

                - активизация речевой деятельности детей;

                - закрепление правильного звукопроизношения;

                - развитие умения работать командой;

               - создание положительного эмоционального настроя.                                                                                                                                                                          

Реализация поставленных цели и задач достигается в процессе интеграции образовательных областей «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Познание», «Художественное творчество»; интеграции и координации деятельности специалистов (учителя - логопеда, педагога - психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей).

Подготовительная работа с детьми: лепка из глины предметов, в названии которых слышатся звуки Л и ЛЬ (образовательная область «Художественное творчество»); подготовка спектакля и выступления оркестра (образовательная область «Музыка»).

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГА.

Дети входят в зал, встают перед гостями, здороваются.

  1. Организационный момент.                                                                                     Игра «Цветная лента».                                                                              Логопедическая задача: образование уменьшительно-ласкательной формы имён детей.                            

 Задачи, реализуемые в процессе освоения образовательной области «Коммуникация»: развитие коммуникативных умений детей; формирование доброжелательного отношения друг к другу.                                                                                             Оборудование: разноцветная лента с липучками (цвета, в названии которых слышатся звуки Л и ЛЬ).                                                                                       Психолог: Давайте представим друг друга нашим гостям. А поможет нам вот эта лента. Она очень длинная и состоит из множества коротких цветных ленточек. Я буду разматывать длинную ленту, а вы беритесь за короткие ленточки.                                                                                              Скажите, какого цвета короткая ленточка, за которую вы держитесь.                                                                                               Ответы детей: Моя ленточка белого цвета. У меня зелёная ленточка.  Психолог:  А теперь сделаем из ленты кольцо. Вот как мы все объединились, все друг друга видим. Посмотрите на своего соседа слева и назовите его по имени ласково.                                                        Ответы детей: Машенька, Сашенька, Алиночка…                                            Психолог: Теперь наши гости знают, как вас зовут.

  1. Основная часть.                                                                                                             1. Показ детьми спектакля «Лягушата и лисята» (по сказке Г. Юдина «Лягушонок и лисёнок»).                                                                                     Логопедическая задача: развитие интонационной выразительности связной речи; погружение в тему досуга (текст насыщен словами со звуками Л – ЛЬ).                                                                                                         Задачи, реализуемые в процессе освоения образовательной области «Музыка»: развитие артистических и музыкальных способностей детей: внимания, воображения, умения создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики, интонации; отработка певческих навыков (дыхание, артикуляция, звуковедение); совершенствование пространственного ориентирования, умения двигаться по кругу парами.                                                                                                              Оборудование: декорации к спектаклю – болото, лес; поделки из глины (заранее сделанные детьми в совместной творческой деятельности с воспитателями); элементы костюмов (шапочки); музыкальное сопровождение.                                                                         Музыкальный руководитеь: Вот мы и познакомились. Уважаемые гости! Наши дети подготовили для вас небольшой спектакль «Лягушата и лисята». Предлагаем вам посмотреть спектакль и получить массу положительных эмоций.                                                                                            Дети надевают шапочки – элементы костюмов и показывают спектакль.                                                                                                                                2.  Введение в тему.                                                                                        Логопедическая задача: уточнение характеристики заданных звуков.              Задача, реализуемая в процессе освоения образовательной области  «Познание»: расширение кругозора детей.                                                                            Логопед: Мы увидели, какие вы талантливые. А сейчас я предлагаю вам стать искателями. Кто такие искатели?                                                      Ответы детей: Искатели – это те, кто что-то ищут.                                    Логопед: Вы сегодня будете искать звуки Л и ЛЬ. Но чтобы их найти, надо уточнить, что вы знаете об этих звуках.                                            Ответы детей:  Звук Л – согласный, звонкий, твёрдый, обозначается синим цветом. Звук ЛЬ – согласный, звонкий, мягкий, обозначается зелёным цветом.
  1. Деление на команды.                                                                                      Логопедические задачи: закрепление цветовых символов, обозначающих твёрдые и мягкие согласные звуки; развитие фонематического слуха.                                                                                        Задачи, реализуемые в процессе освоения образовательных областей «Коммуникация», «Социализация», «Познание»: формирование желания объединиться для совместного решения поставленной проблемы, воспитание доброжелательности, расширение кругозора.                                                                   Оборудование: синие и зелёные медали по количеству детей в непрозрачной коробочке.                                                                                 Логопед: Давайте разделимся на две команды: одна команда будет искать звук Л, а другая – звук ЛЬ. Разделиться на команды нам помогут медали. Как вы думаете, медали каких цветов находятся в этой коробочке?                                                                                                   Ответы детей:   Синего и зелёного.                                                       Логопед: По цвету медали вы поймёте, какой звук будете искать. А где расположится каждая команда, вы узнаете, если внимательно меня выслушаете. Одна команда сядет на лавочке около болота, а другая – на стульчиках возле леса.                                                                  Дети вытягивают  медали за ленточки и садятся на места.  Логопед:  Дорогие искатели звуков Л и ЛЬ! Любые поиски проходят успешно, если искатели ловкие и любознательные. А кого так называют -  ловкие?                                                                                      Ответы детей: Ловкие – это те, у кого всё получается быстро и хорошо, кто может найти выход из любой затруднительной ситуации.                                                                                                     Логопед: А кого называют  так - любознательные?                                 Ответы детей:  Любознательные любят знания, любят узнавать новое.                                                                                                              Логопед:  Предлагаю так и назвать команды: «Ловкие» и «Любознательные».  Какой звук будет искать команда  «Ловкие» и почему?                                                                                                          Ответы детей:  Команда «Ловкие» будет искать звук Л, потому что в слове  ловкие  слышится этот звук.                                                    Логопед:  Какой звук будет искать команда «Любознательные» и почему?                                                                                                                   Ответы детей:  Команда «Любознательные» будет искать звук ЛЬ, потому что в слове любознательные слышится этот звук.        Логопед: Вас сегодня ждут разнообразные конкурсные испытания. Итак, отправляемся на поиски звуков Л и ЛЬ!
  2. Конкурсные испытания.
  1. «Вспоминалочки» .                                                                                      Логопедическая задача: развитие вербальной памяти.                     Логопед:  Первое задание называется «Вспоминалочки».  Вспоминайте и называйте слова со своим звуком из спектакля «Лягушата и лисята».                                                                                                   Дети из каждой команды по очереди называют слова.        Логопед: Вы отлично справились с этим испытанием!
  2. «Ловишки».                                                                                           Логопедическая задача: упражнение в синтезе двух звуков в слог. Задачи, реализуемые в процессе освоения образовательной области «Физическая культура»: развитие ловкости, координации движений, упражнение в перебрасывании мяча снизу .                                                                                                     Оборудование: массажный мяч красного цвета (символизирует гласный звук).                                                                                                 Логопед:   Следующий конкурс называется «Ловишки».  Будем ловить мяч. Я буду каждому из вас бросать мяч и называть гласный звук. Вы присоединяйте этот гласный звук к звуку своей команды, называйте получившийся слог и бросайте мяч обратно. Мяч надо бросать двумя руками снизу.  Начинаем!  А!                                            Ответы детей:   Ла!   (Ля!)                                                                                Логопед: Вы замечательно выполнили это задание!      
  3. «Новоселье».                                                                                                   Логопедические задачи: упражнение в делении слов на слоги, в определении позиции звука в слове.                                                      Задачи, реализуемые в процессе освоения образовательной области «Познание»: расширение кругозора, поиск принципа выполнения задания.                                                                       Оборудование:  два магнитных мольберта, трёхэтажные плоскостные магнитные домики (синий и зелёный) с тремя прорезанными окошками на каждом этаже, картинки-магнитики, в названии которых слышатся звуки Л и ЛЬ (слова из одного, двух и трёх слогов; позиция звука – в начале, середине и конце слова).     Логопед: Следующий конкурс называется «Новоселье». А что такое новоселье?                                                                                                         Ответы детей:  Это переселение на новое место жительства, в новый дом.                                                                                                    Логопед: Как называют тех, кто заселяется в новый дом?                           Ответы детей: Новосёлы.                                                                         Логопед: Наши новосёлы – это картинки, в названии которых слышатся звуки Л и ЛЬ. Строители построили для них два дома. Сколько этажей в каждом доме?                                                                  Ответы детей: В каждом доме три этажа.                                          Логопед: Значит, это какие дома?                                                              Ответы детей: Это трёхэтажные дома.                                                          Логопед: Сколько окон на каждом этаже?                                                   Ответы детей: На каждом этаже три окна.                                                        Логопед: Как вы думаете, по каким правилам надо заселить жильцов в эти дома? (дети предлагают свои варианты)                                                                                                    Логопед: Вы будете подходить по одному игроку от каждой команды к столу, на котором лежат картинки. Надо выбрать картинку со своим звуком, по количеству слогов определить, на каком этаже будет жить картинка, а по месту звука в слове – где на этаже расположится картинка (в начале, середине или конце этажа).   Ответы детей:   В слове лук один слог, звук Л слышится в начале слова.                                                                                                               Логопед:  Вы молодцы!
  4. «Запевалочки».                                                                                 Логопедические задачи: развитие слухового внимания, вербальной памяти; упражнение в воспроизведении заданного ритмического рисунка.                                                                                                                         Задачи, реализуемые в процессе освоения образовательной области «Музыка»: развитие музыкальной памяти, чувства ритма, интонационной выразительности.                                                                                                Музыкальный руководитель: Следующий конкурс называется «Запевалочки». Я  буду исполнять песенки-чистоговорки. Команда должна чётко и выразительно повторить песенку со своим звуком и правильно передать ритм.                                                                    Чистоговорки:                                                                                                   Ля – ля – ля  - зелёные поля.                                                                         Ло – ло – ло  - от солнышка тепло.                                                                    Лы – лы, лы - лы – лы   - Мила вымыла полы.                                                           Лю – лю – лю,   лю – лю – лю   - малину летом я люблю.                                  Ла – ла – ла,   ла – ла – ла   - Клава в лодочке плыла.                                      Ле – ле,    ле – ле - ле - лежит линейка на столе.                                           Музыкальный руководитель: Вы восхитительно спели песенки!
  5. «Ласковые слова».                                                                                               Логопедическая задача: образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.                                                   Задача, реализуемая в процессе освоения образовательной области «Здоровье»: укрепление физического здоровья (массаж ладоней).  Оборудование: видеоряд анимационных картинок, массажные мячики синего и зелёного цветов.                                                                     Логопед: Для следующего испытания я приглашаю вас сесть перед экраном. Команда «Ловкие» сядет на лужайке около болота, а команда «Любознательные» - на полянке возле леса. Каждой команде я дам массажный мячик. «Ловкие» получают синий мячик, а «Любознательные» - зелёный. (логопед даёт мячики первым игрокам команд) Игрок, у которого в руках мячик, во время выполнения задания массирует свои ладони.                                             Конкурс называется «Ласковые слова». На экране будут появляться картинки. Игрок, у которого в руках массажный мячик, должен определить, в названии какой картинки слышится звук его команды, назвать ласково предмет, изображённый на картинке, и передать мячик следующему игроку.  Картинки будут сопровождаться звуком. Пока картинка звучит,  игроки думают. Когда звук прекратится, надо называть ласковое слово.                                                                                                                   Ответы детей в ходе выполнения задания:  Лягушечка. Колпачок. Лампочка. Колясочка. И т.д.                                                                   Логопед:  Какие вы все ласковые! Справились с заданием!
  6. «Выкладывание слов».                                                                                               Логопедическая задача: упражнение в выкладывании слов из заданного набора букв  в соответствии со звуковой схемой.      Задачи, реализуемые в процессе освоения образовательных областей «Коммуникация», «Социализация»: формирование умения договариваться между собой, слушать друг друга при решении поставленной проблемы.                                                 Оборудование: два одинаковых набора букв ( А  И  Л  П ), на экране: сначала схема слова, затем картинки – отгадки (пила, липа).               Логопед: Следующее испытание называется «Выкладывание слов».  Каждая команда получает конверт с одинаковым набором букв.  Из этих букв надо выложить слово.  Слова должны быть разные, но звуковая схема у этих слов одинаковая (на экране появляется схема). Команда «Ловкие» должна выложить слово, в котором слышится  звук Л, а команда «Любознательные» должна выложить слово, в котором слышиться звук ЛЬ.                                                                       (После выполнения задания логопед уточняет у детей значение выложенных слов и показывает картинки-отгадки.)                                  Логопед: Вы великолепно  выполнили это задание!
  7. «Следопыты».                                                                                                  Логопедические задачи:  упражнение в образовании притяжательных прилагательных; упражнение в определении наличия заданного звука в названии предмета, упражнение в использовании различных грамматических конструкций при составлении фраз.                                                                                           Задачи, реализуемые в процессе освоения образовательных областей «Познание», «Физическая культура», «Здоровье»: расширение кругозора, развитие ловкости, координации движений, равновесия, закрепление правильной осанки, профилактика косолапости.                                                                                              Оборудование: на столе лукошко с предметами, в названии которых слышатся звуки Л и ЛЬ, среди них несколько предметов, в названии которых не слышатся эти звуки; две ортопедические дорожки со следами (синяя и зелёная).                                                                                   Логопед: Следующее испытание называется «Следопыты». Следопыт – это кто?                                                                                            Ответы детей:  Следопыт – это тот, кто ищет по следам.                           Логопед: Что можно определить по следам?                                         Ответы детей:   По следам можно узнать,какой зверь здесь проходил.                                                                                                            Логопед:  Назовите животных, которые могут жить в нашем лесу. В названии этих животных должны слышаться звуки Л и ЛЬ.               Ответы детей:   Лось. Белка. Волк. Олень. Лиса.                                 Логопед: Чьи следы могут увидеть следопыты каждой команды?   Ответы детей:  Волчьи, лосиные, беличьи, лисьи, оленьи.   Инструктор по физической культуре: Вы будете следопытами. А искать по следам вам надо предметы со звуками Л и ЛЬ. Эти предметы находятся в лукошке, которое стоит на столе.                      Вы сейчас пойдёте по дорожкам со следами.  Мальчики, выберите для своих команд  дорожки нужного цвета и разложите их. Команды,  стройтесь перед своей дорожкой. По сигналу первые игроки команд начинают идти по следам, подходят к столу с лукошком, ищут в лукошке предмет, в названии которого слышится нужный звук, берут его, возвращаются и садятся. После этого в путь отправляются следующие игроки.  По дорожке надо идти, хорошо выворачивая стопы. Руки на поясе. Не забывайте держать спину.  Дети выполняют задание.                                                                             Логопед:  А теперь давайте проверим, как следопыты справились с этим испытанием. Называйте свой предмет и выделяйте голосом нужный звук.                                                                                                        Ответы детей:  Юла. Неваляшка. Флажок.  И т.д.                                               Логопед: Молодцы, все нашли предметы правильно. Пожалуйста, подумайте и скажите, для чего нужен ваш предмет.                                  Ответы детей:  Ключом открывают замок.    В блокноте можно рисовать и писать.  И т.д.  (дети кладут предметы обратно в лукошко)                                                                                                                 Логопед: Вы справились со всеми испытаниями, нашли звуки Л и ЛЬ. Вы очень умелые искатели!
  1. Выступление оркестра.                                                                               Логопедическая задача: называние музыкальных инструментов, в названии которых слышатся звуки Л и ЛЬ.                                                      Задачи, реализуемые в процессе освоения образовательной области «Музыка»: развитие умения передавать настроение мелодии в процессе игры на музыкальных инструментах; совершенствование чувства ритма.                                                                                                          Музыкальный руководитель:  Уважаемые гости!  Предлагаем вам послушать выступление нашего ансамбля музыкантов.(дети с музыкальными инструментами располагаются перед зрителями)  Музыканты, назовите, пожалуйста, свои музыкальные инструменты. Ответы детей: Металлофоны, ксилофоны, колокольчики.                   Музыкальный руководитель: Маша, объяви, пожалуйста, какое произведение вы будете исполнять.                                                            Маша:  Дмитрий Шостакович «Вальс – шутка».                                      Дети исполняют музыкальное произведение.
  1. Заключительная часть.                                                                                        Логопед: Дорогие дети! Вы сегодня славно потрудились и, конечно, заслужили награды. Медали у вас уже есть, а сейчас я вручу вам призы. Это школьные принадлежности, названия которых начинаются со звуков Л и ЛЬ. Отгадайте, какие призы вы получите?                                     Ответы детей:  Ластики и линейки.

Логопед вручает детям призы, дети прощаются с гостями и выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В. Тема." Дифференциация звуков К - Т"

Тема. Звуки К - Т.   Цель. Закрепить навыки четкого произношения звуков.   Задачи образовательные: 1.            Повторить характе...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з], [з’]»

Конспект логопедического  занятия в старшей  группе по  обучению  грамоте  «Дифференциация звуков  [з],[з’]»...

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Логопедический проект «Роль дидактических – логопедических игр и пособий , как средство автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме».

Данный проект предназначен для того, чтобы  путем специально подобранных и самостоятельно изготовленных  дидактических  игр и упражнений преодолеть у детей нарушения звукопроизношения, ...

Логопедический проект «Роль дидактических – логопедических игр и пособий , как средство автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме».

Дети дошкольного возраста овладевают речью в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели. В детском с...

Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков Л-Ль. Буква Л» в подготовительной к школе логопедической группе

Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте на тему "Дифференциация звуков Л-Ль.Буква Л"Цели:• Дифференциация звуков «Л-Ль»;• Ознакомление с буквой Л.Зада...

Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й». Буквы «Л», «Й» в подготовительной к школе логопедической группе.

Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте              на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й».  Буквы «Л», «Й...