Развитие коммуникации с помощью пальчиковых игр, у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии по теме

Кунчий Марина Леонидовна

 

      Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то чаще всего задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук,  точнее – от пальцев.

     Предлагаю вниманию коллег игры и упражнения, способствующие развитию  коммуникативной сферы, а так же мелкой моторики.

  Эти игры могут сопровождаться стихотворным текстом, а могут и обходиться без него. В некоторых играх можно отработать звукоподражание детей животным, слуховое внимание, скорость реакции, умение сотрудничать и конечно же общаться со взрослыми и другими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ КОММУНИКАЦИЯ

(конспект выступления)

тема: Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр, у детей дошкольного возраста

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев»

В.А. Сухомлинский

      Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то чаще всего задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук,  точнее – от пальцев.

     Предлагаю вниманию коллег игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

  Эти игры могут сопровождаться стихотворным текстом, а могут и обходиться без него. В некоторых играх можно отработать звукоподражание детей животным, слуховое внимание, скорость реакции, умение сотрудничать и конечно же общаться со взрослыми и другими детьми.

  -  Предлагаю педагогам ненадолго превратиться в детей и поучаствовать в играх.  Давайте поиграем…

Раз, два, три, четыре, жили мыши на квартире

Все вы знаете считалочку: «Раз, два, три, четыре, жили мыши на квартире. Чай пили, чашки били, по-турецки говорили: «Чаби-чиляби, чиляби-чаби-чаби».

А пальчики-мальчики умеют обыгрывать эту считалочку. Хотите научиться? Повторяйте за мной.

  1. Раз (хлопок в ладоши).
  1. Два (левая рука — перед лицом, ладонь смотрит вправо; правая рука зажата в кулак, упирающийся в ладонь левой руки; локоть правой руки на уровне плеча).
  1. Три (хлопок в ладоши).

•        Четыре (правая рука — перед
лицом, ладонь смотрит влево; левая
рука зажата в кулак, упирающийся в
ладонь правой руки; локоть левой
руки на уровне плеча).

•        Жили (хлопок в ладоши).

•        Мыши (кулачок правой руки
упирается в ладонь левой).

•        На (хлопок в ладоши).

  1. Квартире (кулачок левой руки упирается в ладонь правой).
  2. Чай пили (кисти обеих рук соединены боковыми сторонами, собраны в чашечку).
  3. Чашки били (ладони резко расходятся в разные стороны, лицевая сторона смотрит вниз).
  1. По-турецки говорили  (руки скре-

щиваются до локтя плавными, волнообразными движениями кистей).

  1. Чаби(соприкасаются подушечки больших и указательных пальцев обеих рук один раз).
  2. Чиляби(встречаются подушечки больших и средних пальцев один раз).
  3. Челяби(встречаются подушечки большых и безымянных пальцев один раз).
  4. Чаби-чаби(встречаются подушечки больших пальцев и мизинцев обеих кистей рук два раза).

Примечание. Движения руками выполнять в достаточном напряжении. Во время соединения подушечек пальцев четко проговаривать слова «чаби-чиляби, чиляби-чаби-чаби».

Поздоровайтесь с гномом Кешей

Пальцы, которые не работают, сжаты в кулак. При рукопожатии ребенок должен сказать вежливые, ласковые слова, что обычно говорят при встрече: «Доброе утро, милый Кеша»; «Дорогой Кеша, как поживаешь?»; «Здоров ли ты, Кеша?»; «Приятно встретиться, Кеша» и т. д.

  1. Посмотрите: кто пришел? (Показать тряпичную игрушку, например гнома Кешу.)

Он хочет с вами поздороваться. Руки у него маленькие, слабые. Кеша с каждым хочет поздороваться. Пожмите ему правую руку своим большим пальцем и мизинцем правой руки.   Остальные   пальцы:   указательный, средний и безымянный — подушечками прижмите к ладони.

А теперь большим и мизинцем левой руки пожмите гному левую руку, не забывайте сказать ему доброе, ласковое слово либо поприветствовать его.

Утята

У меня в руке волшебная кисточка, и сейчас она превратит ваши пальчики в утят. Средний палец — утка-папа, у папы голос низкий. Безымянный палец — утка-мама, у мамы голос нежный. Мизинец — это утенок, у утенка голос высокий, пронзительный, тонкий.

Как утка-папа кричит? Басом: «Кря, кря».

А утка-мама? Нежно: «Кря, кря, кря».

А утенок? Пищит: «Кря, кря, кря».

  1. Указательные пальцы свернули в колечко и положили в ложбинку больших пальцев. Подушечки средних пальцев и больших соприкасаются. Так крякает утка-папа громко, зычно: «Кря, кря, кря».
  2. При соединении подушечек безымянных пальцев и больших — крякает утка-мама («Кря, кря, кря»).

 А когда работают подушечки мизинцев и больших пальцев, крякает утенок: «Кря, кря, кря, кря, кря, кря» (быстро, тоненьким, пискливым го-лоском).

Выгляни в окошко

Пальцы сжаты в кулаки.

Кулаки — это домики, в которых живут Иваны. У домиков по три окна: третье — верхнее, расположено между указательными и средними пальцами. Второе — среднее, расположено между средними и безымянными пальцами. Первое — нижнее, между безымянными и мизинцами. Какое окно я назову, в то и выглянут ваши Иваны.

•        Среднее (дети хлопают три раза, за это время они должны представить,
где расположено это окно, в которое
выглянет Иван, после чего сразу
приводят пальцы рук в нужное поло
жение, а именно: подушечки больших
пальцев обеих рук выглядывают
между первыми фалангами средних и безымянных пальцев, все пальцы собраны в кулак).

На сигналы «нижнее, верхнее» пальцы детей занимают соответствующие положения.

Поймай рыбку за хвостик

Дети, встаньте в круг. Рассчитайтесь на 1—2-й. Кто из вас получил номер

1 — рыбак; дети под номером 2 — рыбки. Повернитесь лицом друг к другу. Руки согнуты в локтях, соединены пальцы и ладони. Все дружно говорим:

•        Рыбак сидит на берегу и ловит
рыбок в сеть свою
(ладони и пальцы
плотно прижаты).

  1. Раз, два, три (дети, выполняющие роль рыбки, делают скользящие движения вниз по кистям рук рыбаков до ладоней, на мгновение замирают).
  2. Лови (дети-рыбки резкими, скользящими движениями вниз по ладоням убирают пальцы-хвостики, а дети-рыбаки сгибают пальцы на обеих руках, пытаясь поймать рыбку за хвостик, т. е. за кончики пальцев; затем они меняются ролями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»

Развитие ребенка  теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...

Развитие детской речи через пальчиковые игры у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте основной вид деятельности –это игра. Большой опыт накапливается ребенком в игре. В процессе игры дошкольник черпает представления, которые он связывает со словом. Самыми си...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

«Развиваем речь с помощью пальчиковых игр у детей младшего возраста»

laquo;Развиваем речь с помощью пальчиковых игр у детей младшего возраста»...

Вебинар "Развитие мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера"

Вебинар "Развитие мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера"...

КОНСПЕКТ НОД ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РИСОВАНИЕ «ЗАЙЧИКУ НА ПОМОЩЬ» 3 СМЕШАННАЯ ГРУППА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С 3 ДО 5 ЛЕТ.

Ход занятия:Организационный момент.В группу вбегает испуганный зайчик и прячется под столом. Оглядывается и видит детей.Зайчик: Вы не видели волка?Дети: Нет.Зайчик: Фух (потирает лоб) еле удрал&helli...

Семинар-практикум для педагогов " Развитие познавательных способностей с помощью ТРИЗ технологий у детей дошкольного возраста"

Презентация иллюстритует игры и методы ТРИЗ используемые в работе с детьимми среднего возраста...