Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Путешествие в весенний лес».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

 

Аннотация: Данный материал поможет обогатить словарь дошкольников, совершенствовать грамматический строй речи, учить детей не допускать ошибок при словоизменении и словообразовании, развивать психические процессы: мышление память, внимание; уточнить  представления о сезонных изменениях в природе в весенний период.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект лексико-грамматического занятия в старшей  логопедической группе для детей с ОНР.  

Тема: «Путешествие в весенний лес».

Цель: активизировать словарный запас по теме «Весна»; формировать грамматически правильную речь; развивать моторику, внимание, память, мышление.

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. расширение и уточнение  представлений, знаний о сезонных изменениях в природе в весенний период;
  2. уточнение и расширение словаря по теме «Весна» (весенние признаки);
  3. совершенствование грамматического строя речи ( употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов, окончаний существительных в Р.п.);

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. развитие  речевой активности, фонематических представлений, связной речи, мышления, логики, памяти, воображения, общей   моторики; развитие  логоритмических движений.

Коррекционно-воспитательные задача:

  1. воспитание любви и бережного отношения к природе;
  2. доброжелательного отношения друг к другу, сотрудничества.

Оборудование:

  1. лента-ручей,
  2. «туча с каплями»,
  3. магнитофон,
  4. аудиозапись звуков в лесу
  5. письмо с заданиями
  6. мультимедийная установка с картинками трех весенних месяцев
  7. пеньки
  8. игрушка «солнышко»

Предварительная работа:

  1. разучивание физкультминутки «К нам весна шагает»;
  2. рассматривание картин из альбома «Мир природы. Весна»

Организационный момент

 (Дошкольники  заходят в зал, встают в полукруг).

-Наше занятие мне хотелось бы начать с загадки. Внимательно послушайте и попробуйте отгадать.

1.Загадка о весне

 Приходит с добром

  Веет теплом,

Светом солнечным полна

А зовут ее … (весна).

-Молодцы, правильно отгадали загадку.

-  А мы с вами знаем признаки весны? Тогда поиграем в интересную игру

2.«Хлопни в ладоши, если услышишь слово о весне».

(Логопед перечисляет признаки,  дети хлопают на признак весны: теплое солнце, синее небо, желтые листья, сильные морозы, майский дождь, проталины, снежный буран, сосульки, сбор урожая, ледоход, ручьи,  ледоход на речке.

-Молодцы, какие вы сегодня внимательные.  

-Вы любите путешествовать, хотите побывать в весеннем лесу? Как мы сможем добраться до леса? (ответы детей)

-Послушайте внимательно стихотворение: о ком или о чем оно?

3.Чтение стихотворения о ручье

Ручеек бежит по лесенке

По ступенькам ледяным

И весны живые песенки

Звонко скачут вслед за ним.

(ответы детей)

-Очень хорошо, давайте превратимся в ручеек, и быстро доберемся до леса. Поможет нам в этом лента, мы подойдем, возьмем ее правой рукой и побежим змейкой. (включается аудиозапись ручья и дети змейкой бегут до полянки в весеннем лесу).

-Вот мы и в лесу. Дети, посмотрите как красиво в лесу весной. Что мы с вами увидели в лесу  на полянке? (ответы детей)

-Ой, посмотрите, на небе появилась темная туча и пошел дождь. Из тучи капают капли. Возьмем по одной и рассмотрим, что отражается в них? В чем секрет капелек? (картинки). Давайте встанем в круг  и расскажем, что на каждой капле изображено. Свои предложения будем начинать со слова «Весной…». (Ответы детей).

4.Упражнение «Что бывает весной?»

-Отлично, а  когда много капель падает на землю, во что они превращаются? (в лужи). Сейчас мы капельки положим так, чтобы у нас получилась лужица.

(дети выложили из капель лужицу).

-Нам пора идти дальше, а на пути у нас - ручей бежит. Перешагнуть его, преодолеть препятствие мы сможем только в том случае, если назовем  весенние  признаки. Дети перечисляют признаки и перешагивают через «ручей».

5.Игра «Назови весенний признак».

- Быстро вы преодолели препятствие. Молодцы.

-Давайте отдохнем, присядем на пеньки и послушаем, что услышим в лесу весной?

6.Прослушивание аудиозаписи с последующим обсуждением.

-Ой, посмотрите дети, а под елкой что-то белеет. Это письмо. Написано: «Детям старшей группы д/сада «Улыбка»». Значит оно для нас интересно, а от кого?

Читает: Мы- три весенних месяца, очень рады, что вы пришли в гости к нам. А вы знаете, как нас зовут? (ответы детей). Мы очень хотим узнать, что вы знаете о нас. Мы приготовили вам три задания, если  вы  справитесь с заданиями, то вас ждет сюрприз в конце путешествия по весеннему лесу.

7.Задания весенних месяцев

Первое задание: посмотрите на наш волшебный экран и расскажите, какой весенний месяц изображен и почему вы так решили.(На мультимедиа появляется картинка  первого месяца весны - марта. Дети рассматривают и называют месяц и почему они так решили:  (В марте- капель, сосульки, дни становятся длиннее, солнце -теплое, снег- темный серый, на реке- лед тонкий, на проталинах -подснежники вырастают, небо- синее, в конце марта прилетает грач. Апрель- лед становится ломким, тает, начинается ледоход, просыпается медведь, на лужайках- травка появляется. Май- идут первые дожди, появляется радуга, расцветают деревья, прилетают соловьи, кукушка кукует, просыпаются насекомые).

-Молодцы, справились с первым заданием весенних месяцев.

        Второе задание : поиграйте в игры ,которые вам приготовила Весна- красная «Один и много», «Скажи правильно», «Отгадай загадку о весне»

Игра «Один-много».

(логопед называет слова, а дети говорят слово во множественном числе):

 проталина, а много-..(проталин),

капля, а много- ..(капель),

капель, а много-…(капелей),

сосулька, а много-…(сосулек)

лужа, а много-… (луж)

скворец, а много-… (скворцов)

Игра «Скажи правильно»

-Порхают птички или лисички?

-Тает снежинка или слезинка?

-Журчат грачи или ручьи?

-Набухают почки или листочки?

-Молодцы, правильно исправили ошибки.

-А теперь отгадаем загадки, а то весна может не наступить в этом году.

Тает снежок

Ожил лужок,

День прибывает

Когда это бывает?   (Весной).

Бегут, звенят

В речку хотят. (Ручьи)

Желтый мяч на голубом платке катался,

Людям улыбался. (Солнце).

Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька).

-Молодцы, все задания Весны  выполнили.

-А сейчас немного отдохнем. 

 Физминутка «К нам весна шагает…»

К нам весна шагает,     (пальцами правой руки шагаем по левой руке)

Быстрыми шагами.      (пальцы левой руки шагают по правой руке)

И сугробы тают,           (волнообразные движения руками, приседая на корточки)

Под ее ногами.  

Черные проталины,

На полях видны.             ( ладони «чашечкой» параллельно друг другу)

Видно очень теплые

Ноги у весны.                   (шагают на месте).    

-А  теперь третье, последнее задание от весенних братцев- месяцев.

Третье задание( читает):

-Мы спрятали от вас один предмет. Это теплое, яркое и ласковое…Что это, дети?

(Солнце)

(Достает игрушку солнце).

Поиграйте с солнышком в его любимую игру «Назови ласково».

(Логопед передает в кругу солнце, называет слово, а ребенок, у которого солнышко- называет это слово «ласково».

Лед-…(ледок)

Сосулька-…(сосулечка)

Подснежник- (подснежничек)

Ручей-…(ручеек) и т.д.

(Пока дети играют в игру,  на стене импровизированную  тучку перевернули  на другую сторону, там изображено солнце).

-Посмотрите, пока мы были в лесу, из-за тучи выглянуло солнышко. Это наверное и есть сюрприз наших братцев- весенних месяцев.

Читает письмо: «За то, что вы правильно выполнили задания наши, мы разогнали тучки и солнышко-игрушку мы дарим вам в память о весеннем путешествии в лес».

-Пришла пора прощаться с весенним лесом.

А как мы сюда попали? (Превратились в ручеек.) Опять превратимся в ручей.

-Ну вот мы и в группе.

Итог занятия:

-Где побывали?

-Что узнали?

-В какие игры играли?

-Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме "Путешествие в весенний лес"

Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошклольников старшей группы о сезонных изменениях в природе весной. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-развивающие ц...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме: «Дары осени»

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме: «Дары осени»...

КОНСПЕКТ сюжетного логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР по теме "Дикие животные средней полосы России"

Тема: “Дикие животные средней полосы России”. Цель: Активизация речемыслительной деятельности дошкольников, развитие интереса к окружающему миру.Задачи: Коррекционно-образовательныеПознакомить де...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.Тема: «Транспорт»Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.Задачи: - уточнение ...

Игровое занятие в старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Почта»: «Кто стучится в дверь ко мне?»

В данном конспекте идёт закрепление знаний о профессии почтальона, о работе почтового отделения. В ходе занятия дети упражняются в согласовании притяжательных местоимений, числительных  с существ...