Приемы коррекционной работы по автоматизации звука [Р].
методическая разработка по логопедии на тему
Предлагаемые игровые приемы предназначены в основном для автоматизации изолированных и закрепления правильного произношения поставленных звуков в слогах и словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_korrekcionnoy_raboty_po_avtomatizacii_zvukar.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедиче-
ского воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
- увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Предлагаемые игровые приемы по закреплению правильного произношения звуков проверены многолетней практикой. Они предназначены в основном для автоматизации изолированных и закрепления правильного произношения поставленных звуков в слогах и словах.
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. Использование же следующих игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах, словах.
Некоторые игровые приемы автоматизации звуков
«Кто дольше?»
Ребенок и логопед соревнуются в правильном и длительном произношении звука («тигр рычит – рррррр» и т.д.). Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, кружочком и т.д.).
«Модели» - Называется звук в звуковом ряду, ребенок показывает модель артикуляции звука []; - составление слогового ряда (используются символы гласных); - придумывание слов со слогом, написанным при помощи модели звука [].
«Пальчики здороваются»
Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.
«Кнопочки» Ребенок проговаривает слог (слово), нажимая пальчиком на «кнопочку». Сколько кнопочек – столько повторов.
«Ступеньки» Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог.
«Поплывем на катере»
Вариант 1: Игра используется для автоматизации изолированного звука []. Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [], ведет пальцем по реке. В результате он должен «доплыть» до конца реки. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути. Вариант 2: Используется игрушка – киндер «катер». Ребенок «плывет» по реке, делая остановки возле картинок, называя их.
«Ромашка»
Вариант 1: Логопед рисует крупную ромашку, в центре которой пишет «Р». На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор, эр и т.д. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте. Вариант 2: Используются отдельные детали ромашки – сердцевина с буквой Р (или модель) и лепестки. Дети выбирают из картинок слова со звуком [р] и выкладывают на лепестках, четко проговаривая звук.
«Повтори для тигра»
На столе выставляются игрушки. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов). Логопед подыгрывает ребенку: Как тигренку понравилось! Жираф не расслышал, повтори-ка еще раз! и т.д.
«Кто больше?»
Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т.д.). За каждое правильное произнесение звука или слога логопед и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников.
- Скажи столько раз слог ЛА, сколько игрушек (киндер-сюрпризы рассыпаны на столе)
- Выбери львят (дельфинов, крокодильчиков и др.) и скажи столько же раз слог. Надо говорить правильно, тогда львята попадут в Африку.
«Давай проверим!»
При выполнении домашнего задания ребенок должен каждый правильно произнесенный звук или слог отмечать в тетради каким-либо знаком (крестиком, галочкой). По количеству знаков, проставленных в тетради, логопед проверяет и отмечает старательность и усердие ребенкака. Дома такое задание выполняется под контролем родителей.
«Маленькие ножки бежали по дорожке…»
Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы - это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.
«Говорящие руки»
Иногда ребенку долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Предположим, что речь идет об автоматизации звука [р]. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [р], а правую - [а]. Давай попробуем! Логопед берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение [р] с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить [а]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: р - а, р - а. Постепенно пауза между [р] и [а] сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.
Варианты:
- загибать поочередно пальцы и произносить слоги: указательный – РА, средний – РО, безымянный – РЫ,
мизинец – РУ.
-сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги.
-поставить ладони на стол, сжимать и разжимать пальцы, произнося слоги.
-произносить слоги, надавливая подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.
«Телеграмма»
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Логопед, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит, телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия.
«Тучка и зонтик» (капельки), «Поезд» (вагончики), «Дом» (этажи) Обучение слоговому анализу. Разложить картинки по количеству слогов в словах.
«Звуковая птичка» Из набора картинок надо выбрать слова с заданным звуком и положить к соответствующей детали «птички» («голова» - звук в начале слова, «туловище» - звук в середине слова, «хвост» - звук в конце слова).
«Замочек» Логопед произносит слова, ребенок повторяет их, когда произносится слово, например, «РЫСЬ», надо закрыть ротик на замок.
«Шарики» Ребенок называет слова, привязанные к шарикам столько раз, сколько написано на шарике (цифры).
«Я любуюсь», «Я поймал (ла)…», «Я мечтаю о…» - используются картинки или киндер – сюрпризы. Ребенок составляет предложения – Я любуюсь тигром. Я поймал рака. Я мечтаю о кенгуру.
«Я нашел…» Используется «сухой бассейн» (наполнитель – горох, рис), в котором спрятаны мелкие игрушки, картинки. Ребенок выбирает картинки(киндер-сюрпризы) и составляет предложение – Я нашел, например, ракету.
«Магазин» Используются картинки мальчика и девочки. Дать имя девочке и мальчику и сказать, зачем они пошли в магазин (набор картинок): Рома пошел за барабаном.
«Подарок» Собрать подарок для Буратино, Тигра, выбрав картинки или киндер – сюрпризы со звуком [р].
«Слева-справа» Разложить картинки с автоматизируемым звуком в две кучки и проговаривать: Слева ракета, а справа – рыба и т.д.
Закрепление знания цвета:
- Скажи столько раз слог, сколько красных карандашей (синих, желтых, зеленых).
- Выбери красные квадраты и скажи столько же раз слог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по автоматизации звуков в процессе коррекционной работы с детьми-логопатами, имеющими стёртую дизартрию.
Статья посвящена одной из актуальных проблем современной логопедии -преодолению недостатков устной речи при дизартриях у детей дошкольного возраста. Проблема обусловлена как значительной распрос...
Игровые приёмы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:1) пробудить в ребёнке желание самому активно у...
Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков на индивидуальных логопедических занятиях
В данной публикации обобщен опыт работы по совершенствованию приемов по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи на индивидуальных логопедических занятиях в группе компенсирующей направленности...
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
Развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного произношения;Развитие навыка восприятия многоступенчатой инструкции педагога...
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: « Весело играем , звук Л мы закрепляем» (использование игровых приемов в работе по автоматизации звуков)
1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].Продолжать учить правильно произносить звук [л] в прямых слогах. 3. Учить определять наличие и место звука [л]...
Конспект индивидуального коррекционного логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в связной речи с использованием метафорических ассоциативных карт и приемов литотерапии».
Особенностью представленного индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л в связной речи является:- использование приемов литотерапии (лечение камнями). Применение литотерапии в ло...
Использование игровых приемов в работе над автоматизацией звуков с дошкольниками
Автоматизация поставленных звуков – важный, но и в тоже время утомительный процесс для ребенка, требующий многократного повторения за учителем-логопедом одного и того же упражнения. Чтобы л...
Комментарии
Спасибо за интересную
Спасибо за интересную информацию