Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков на индивидуальных логопедических занятиях
статья по логопедии (старшая группа)

Лобарева Надежда Ивановна

В данной публикации обобщен опыт работы по совершенствованию приемов по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи на индивидуальных логопедических занятиях в группе компенсирующей направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков на индивидуальных логопедических занятиях

Коррекционная работа над звукопроизношением у детей состоит из следующих этапов: развитие артикуляционной моторики;

отработка правильного произношения изолированных звуков; автоматизация звуков; дифференциация звуков.

  На всех этапах рекомендуется развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух, навыки звукового анализа, корректировать грамматическую сторону речи; включать упражнения на профилактику нарушения зрения, т.е. то, что подготовит ребенка к школе и поможет в дальнейшем ему хорошо учиться.

Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Достижению результата могут способствовать следующие условия работы:

•  максимальное насыщение речевого материала изучаемым звуком  ;

•  использование ритма и рифмы (рифмованный речевой материал способствует более продуктивной автоматизации звуков);

•  занимательно-игровой характер речевых упражнений, повышающий речевую мотивацию детей;

• разнообразие речевых упражнений: слоговые цепочки, ряды слов, близких по звучанию, чистоговорки, словосочетания и предложения, содержащие изучаемый звук; считалки; скороговорки; рассказы; дидактические речевые игры; коррекционно-развивающие упражнения.

• сопровождение воспроизведения речевого материала действиями с предметами, пальчиковой гимнастикой, рисованием, движениями, игровыми действиями.

На этапе закрепления правильного произношения изолированного звука использую следующие игры (персонажи игр меняются в зависимости от закрепляемого звука):

Добавь любимый звук тигра (жука, куклы Сони, и т.д.)

Ребенок добавляет звук в конце слова: Вот дедушка Его…р. Он несёт топо…р.

Игры-шагалки.

Ребенок шагает пальчиками по столу (по палочкам из строительного материала, по нарисованным ступенькам, по мостику из ракушек) и произносит закрепляемый звук.

Тихо, громко и наоборот

Звук произносится с различной громкостью с одновременным усилением и расслаблением сжатых в кулак кистей рук, медленным поднятием и опусканием рук или любыми другими упражнениями.

Путаница.

Ребенок проводит пальчиком только по заданной дорожке (например, по жёлтой дорожке, по которой ползет змея) и несколько раз произносит автоматизируемый звук ш.

Построй башню.

Произношение звука сопровождается выстраиванием башни из кубиков или конструктора (на каждый звук кладётся кирпичик.)

Мобильная игра с предметами (название игры зависит от используемого материала)

Используется любой счетный материал (грибочки («Соберем грибы в корзинку»), пластмассовые рыбки «Аквариум» и т.д.). За каждое правильное произнесение звука логопед и ребенок берут себе по одной фигурке.  

Научи Незнайку.

Логопед берет игрушку (или пальчиковую куклу) и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок произносит звук, логопед озвучивает игрушку.

Поедем, полетим, поплывём.

Логопед рисуют машину, от которой идёт извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке.  Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода; для [з] - комара; для [ж] - жука и т.д.

Рисуем забор.

Ребенок произносит звуки и рисует забор.

На этапе закрепления правильного произношения звука в слогах дети испытывают определённые трудности, так как слоги лишены смысла, и отдельный слог не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания.  

Использование следующих игровых приемов поможет эффективно провести этап закрепления правильного произношения звука в слогах.

Пальчики здороваются.

Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.

Шагай по дорожке.

На столе разложены картинки. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу к лежащей там картинке, произнося на каждый «шаг» первый слог в названии этой картинки.

Щелбанчики

 Ребёнок делает «щелбанчики» поочередно пальцами правой руки и произносит слоги.

Забьём гол в ворота.

Забивает мяч (ватный шарик) в ворота, произнося слоги.

Дойди до окна.

Ребенок стоит, руки на поясе. Логопед предлагает ему дойти по комнате до окна, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов.  

Прокати мяч.

Логопед предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.

Песенка.

Ребенок поет знакомую песенку, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком.

Эхо.

Ребенок повторить слоги и серии слогов. Упражнение хорошо развивает память и слоговую структуру речи. Затем ребенок сам придумает и назовет слоги для логопеда.

Игра «Доскажи словечко».

По картинкам (или без опоры на картинки) ребенок добавляет недостающий слог: Мы положим в салат красный поми…дор.

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. Задания обычно требуют многократного повторения. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и увлекательную игру. Игра позволяет выполнить основную задачу: закрепить правильное произношение звука , но в то же время сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более интересных задач – «придумай», «запомни», «найди».  

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбираются слова – названия картинок. Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно ). Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков в словах происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Вот несколько удачных и часто используемых игр на этапе автоматизации звука в слове.

Рыболов.

 - «Поймай» картинку удочкой, как рыбак ловит рыбу, назови её. Переверни картинки. Вспомни их названия.

Добавь слово.

Добавь слово, немного изменяя его:

На ветке сидит…сорока. Покорми длиннохвостую …сороку. Мы любуемся красивой…сорокой и т.д.

Запомни, повтори.

Ребенок должен запомнить и повторить по памяти несколько слов ( с опорой на картинки или на слух).

Отгадай загадку.

Загадки развивают логическое мышление и расширяют кругозор. Если есть картинки с изображением отгадок, ребенку гораздо легче будет разгадать загадку. Используем ноутбук.

 - Отгадай загадку. Если ты правильно угадаешь, на экране появится отгадка.

Игры-путешествия

Путешествие по группе.

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы в группе, в названии которых спрятался нужный звук. Можно называть слова по очереди.

 Путешествие в зоопарк

Ребёнок называет слова с закрепляемым звуком, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф. Игры-путешествия и игры-прогулки могут быть в лес, на море, в деревню и т.д.

Закреплять звуки в словах можно на лексическом материале. Таким образом, будет осуществляться неразрывная связь автоматизации поставленных звуков с усвоением словаря и навыков словообразования. Используются игры: «Один-много», «Назови части целого», «Подбери признак» и др.  

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности.  Самыми многофункциональными  и интересными я считаю следующие игры:

Чего не стало?

Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

Что изменилось?

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

Что лишнее?

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Чем похожи и чем отличаются.

Сравнение предметов с опорой на картинки или игрушки.

Почемучка.

Логопед задает детям вопрос и дает образец ответа. Дети повторяют ответ. На следующий вопрос они должны ответить самостоятельно. Ответы детей следует сопровождать показом предметных картинок.

- Почему кошка бегает? — Потому что у кошки лапки.

- Почему мышка слышит? — Потому что у мышки ушки.

- Почему Маше тепло? — Потому что у Маши шубка.

 Чего не бывает?

Не бывает самолета без хвоста. Не бывает весов без стрелки. Не бывает стула без спинки. Не бывает сосны без ствола. Не бывает снежинки без снега. Не бывает светофора без света. Не бывает абрикоса без косточки. Не бывает капусты без листьев.

Из чего сделан предмет?

Скамейка сделана из досок. Стакан сделан из стекла. Снеговик сделан из снега. Свечка сделана из воска. Слоник сделан из пластилина. Постройка сделана из песка. Колбаса сделана из мяса. Бусы сделаны из пластмассы. Слойка сделана из теста. Сахар сделан из свеклы. Сок сделан из ананаса. Салат сделан из капусты.

Найди ошибку.

Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он сообразительный.

Найди ошибки художника (с использованием картинки-нелепицы).

На этом этапе также эффективен прием сопровождения проговаривания речевого материала движениями пальцев рук.

Волшебная веревочка.

Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

Лабиринт.

По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.

Су-джок.

Ребенок прокатывает колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.

Выложи предложение.

Из спичек, счетных палочек ребенок выкладывает сюжет предложения, чистоговорки и проговаривает речевой материал.

На этапе автоматизации звуков в стихах и чистоговорках необходимо учитывать, что интересный материал воспринимается лучше. С этой целью необходимо каждому заданию придать эмоциональную окраску, воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. Для этого заучиваем стихи со смешным, понятным ребенку сюжетом. Он слышит выразительную речь, заражаясь эмоциями, старается сказать также. Лучше выбрать те, которые понравились ребенку. Используем :

стихи,

чистоговорки,

считалки,

дразнилки,

песенки.

Сочиняем потешки (с опорой на картинки)

Ваня шел, шел, шел  

И картошку нашел.

На этапе автоматизации звука в связной речи также используем разнообразный, интересный для детей речевой материал. Виды работы:

диалоги,

работа по картинкам-нелепицам,

пересказ текста,

пересказ текста по ролям,

пересказ текста по опорным картинкам,

пересказ  по тексту и картинкам,

составление описательного рассказа,

работа с деформированным текстом,

составление текста по картине,

составление текста по серии сюжетных картин,

сочинение текста по предложенному началу и т. д.

Таким образомсовершенствование приемов работы по автоматизации звуков путем использования специальных игр и упражнений позволяет решить сразу несколько задач:

- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

- повысить познавательную активность и работоспособность детей;

- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам.

Автоматизация звуков пройдет более успешно, если ребенок сам захочет заниматься. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребенка, отвечают его интересам, увлечениям. Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники на этапе автоматизации звуков при проведении индивидуальных логопедических занятий.

Специально разработанные игры с использованием приемов мнемотехники, применяемые при автоматизауии звуков у детей старшего дошкольного возраста....

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука (Р) в работе с ребенком 6-7 лет

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука (Р) в работе с ребенком 6-7 лет...

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: « Весело играем , звук Л мы закрепляем» (использование игровых приемов в работе по автоматизации звуков)

1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].Продолжать учить правильно произносить звук [л] в прямых слогах.   3. Учить определять наличие и место звука [л]...

Звук "З". Автоматизация звука. Конспект индивидуального логопедического занятия.

Конспект ОД по автоматизации звука "З".  Для проведения ОД используется карта - обобщенная модель логопедического занятия. Ребенок вместе с куклой Зоей отправится в путешествие и побыва...

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению на этапе автоматизации для ребенка с ОНР (III уровень). “Автоматизация звука Р”.

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению на этапе автоматизации для ребенка с ОНР (III уровень).“Автоматизация звука Р”....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Рекомендовано использовать при осуществлении работы по взаимодействию с воспитателями группы по проблеме формирования речевого общения у дошкольников....