Формирование у детей основ гражданственности на логопедических занятиях
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Власова Лидия Вадимовна

Статья на тему "Формирование у детей основ гражданственности на логопедических занятиях". Основные принципы и направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdanstv.doc20 КБ

Предварительный просмотр:

        «Формирование у детей основ гражданственности на логопедических занятиях»

        Воспитание гражданина является залогом развития государства. Гражданская активность личности не только обеспечивает процветание общества, но и определяет социальное поведение самой личности .  Сущность понятия «гражданственность»  состоит в способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу.

        Однако не стоит рассчитывать на то, что гражданская активность развивается у ребенка спонтанно – она требует системы специальных педагогических воздействий.  Гражданственность формируется в процессе усвоения нравственных и правовых норм сознания, развития чувств и поведения, т.е. в ходе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздействия ДОУ, семьи, социального окружения, а также в результате самовоспитания. Эту работу необходимо начинать со старшего дошкольного возраста, когда происходит становление мировоззрения личности, у детей появляется интерес к своему окружению, к ближайшим и доступным объектам культуры. Кроме того, это возраст наибольшей восприимчивости к внешним воздействиям, дети пытаются всему подражать, отличаются особой эмоциональной отзывчивостью.

        В понятие  гражданственности входит несколько компонентов: патриотизм, гражданские права и обязанности, межнациональная толерантность. Именно эти характеристиками определяются педагогические условия воспитания гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

        1. Детям еще не доступны понятия «государство», «общество», «Родина», но они уже испытывают чувство привязанности к привычной среде обитания, интересуются родственниками, культурой своей местности, включаются

в бытовую деятельность своего народа. Вот почему базой для развития гражданской активности детей дошкольного возраста является культура родного края, а содержанием – «патриотическое воспитание».

         В рамках патриотического воспитания я на логопедических занятиях для пересказов стараюсь использовать тексты Ушинского, Толстого, адаптированные рассказы русских и советских писателей. Лейтмотивом этих рассказов является воспитание в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности (совершение добрых дел и поступков, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность,толерантность). Эти рассказы приобщают к истокам национальной  культуры, воспитывают духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувства сопричастности

к ней.

        При прохождении таких лексических тем, как «Профессии», «Город», «Детский сад», «Семья», «Хлеб» обсуждаю, разговариваю с детьми о их привязанности и любви  к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; говорим о важности и уважении к труду людей разных профессий.  А так как наличие конкретного образа для подражания является условием для самопознания, для личностной идентификации дошкольника, стараюсь    опираться на конкретные образы людей, событий.

       

         2. При взаимодействии с детьми по формированию начала созидательного отношения к общечеловеческим ценностям  использую следующие виды деятельности :

 - Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребёнка, удовлетворяет разнообразные потребности ребёнка в эмоциональной близости

с взрослым, в его поддержке и оценке.

- Игровая деятельность – даёт ребёнку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребёнка появляется уверенность в собственных силах, в способности  получать реальный результат.

- Исследовательская деятельность – даёт возможность ребёнку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений

- Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребёнка в определённый период, помогает ориентировать в окружающем мире.

- Наблюдение – обогащает опыт ребёнка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

- Конструктивная – даёт возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

        3. В рамках формирования элементарных знаний о правах человека, правового сознания  (права и обязанности) воспитываю у детей серьёзное отношение к занятиям, к выполнению домашних заданий, используя приемы поощрения. Кроме того, по возможности, предоставляю  право самому ребенку выбрать последовательность заданий, стихотворение для заучивания, текст для пересказа и т.д.

Работу по развитию гражданской культуры считаю очень важной  с детьми дошкольного  возраста, когда происходит становление мировоззрения личности, у детей появляется интерес к своему окружению, к ближайшим и доступным объектам культуры. Кроме того, это возраст наибольшей восприимчивости к внешним воздействиям, когда дети пытаются всему подражать, отличаясь особой эмоциональной отзывчивостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями по вопросам формирования у детей основ безопасности.

Сообщение на педагогическом совете. (Из опыта работы)...

ПЛАН БЕСЕДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ.

План беседы по формированию у детей основ здорового образа жизни в старшей и подготовительнойк школе группе. Знакомство со строением тела человека, закрепление правил личной гигиены, чтение стихов о з...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития каждого ребенка, являются приоритетными направлениями в педагогической работе. ...

Взаимодействие с родителями по вопросам формирования у детей основ безопасности

Безопасность- зто не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных жизненных ситуациях....

Конспект занятия по формированию у детей основ правового сознания во второй младшей группе.

Цель: развитие у детей основ правового сознания; максимально способствовать социальной адаптации ребенка при помощи формирования основ правовых знаний.Задачи:1) Формировать представление о правах...

Сценарий открытого занятия: «Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности. Посторонние предметы».

Формирование и закрепление у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, на улице и в транспорте, об их необходимости для человека, о правилах пол...

Конспект занятия по формированию у детей основ правового сознания во второй младшей группе

Цель: развитие у детей основ правового сознания; максимально способствовать социальной адаптации ребенка посредством формирования основ правовых знаний.Задачи:1) Формировать представление о ...