Развитие воображения.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Власова Лидия Вадимовна

Значение развития воображения у детей. Примеры заданий, речевого материала на развитие воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voobrazhenie.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развития воображения.

Воображение дает нам уникальную возможность вырваться за пределы реального мира, создать совершенные новые объекты. Эти объекты могут нам так понравиться, что мы захотим воссоздать их в реальном мире. Так рождаются мечты и возникают планы их осуществления. Воображение позволяет представлять возможные ситуации общения с другими людьми, наши будущие поступки, их последствия и реакцию на них окружающих. Именно оно дает нам возможность предугадать варианты будущего.

Хорошо развитое воображение – это воображение, которым можно управлять и использовать его возможности для достижения своих целей. Воображение необходимо не только изобретателям, ученым, писателям, художникам, но даже спортсменам, которые могут прокручивать свои достижения в уме, тем самым лучше исполнять сложные задачи. Люди с неразвитым воображением, которым трудно вообразить окружающий мир иным, преобразить действительность, представить себе что-то необычное, скучны и шаблонны в своих фантазиях, а значит, и в жизни.

Воображение различается по яркости образов. Воображение может отличаться широтой, т.е. тем, насколько широко, на сколь разные области оно может распространяться. Возможности высокого развития яркости и широты воображения даны от рождения каждому, но не у всех, к сожалению, они реализуются. Это зависит от условий жизни, от родительского воспитания. Самый лучший возраст для развития воображения - это от 2 до 12 лет. Именно в этом возрасте важно создать благоприятные условия для развития воображения и научить ребенка управлять им.

Воображение может создавать новые объекты благодаря неожиданному соединению обычных представлений. Это называется агглютинацией. Этот способ, который заключается в том, что в одном объекте как бы склеиваются части совершенно разных объектов. Так появились кентавры, избушка на курьих ножках, ручка-указка, танк-амфибия.

Воображение получает новые объекты, преобразовывая уже известные: уменьшая или увеличивая. Такой способ создания новых образов называется гиперболизация.

Оригинальные творческие продукты получаются и тогда, когда человек способен взглянуть на обыденные предметы с новой неожиданной точки зрения, когда человек обладает умением рассматривать ситуацию с самых необычных сторон.

Развитие воображения связано с умением создавать спонтанные образы, слыша тему следовать за буйством своего воображения.

Развитию воображения помогают упражнения, в которых взаимодействуют одновременно несколько органов чувств. Особенно если они неожиданно переплетаются. Многочисленные исследования доказали, что воображению помогает музыка. Поэтому при выполнении заданий и упражнений на воображение неплохо включить какую-нибудь музыку. Психологи рекомендуют, к примеру, Моцарта.

Детям нужно, чтобы взрослые их похвалили за стремление что-нибудь придумать, изобрести. Обращаясь к вам, ребенок ждет эмоциональной поддержки. Он мечтает, чтобы вы оценили его идеи. И ваша похвала чрезвычайно ему важна. Она даст ему уверенность в своих силах, которую он пронесет через всю свою жизнь. Биографические исследования свидетельствуют, что родители выдающихся творческих личностей создавали им в детстве атмосферу уверенности в себе.

Детство – время сказок, придуманных историй и вымышленных героев. Именно в этот период формируется очень важное для будущей взрослой жизни качество – творческое воображение – основа открытий и талантов, гарантия успеха и радости в жизни.

Глобальные изменения в обществе выдвигают на первый план умение предвидеть развитие ситуации, умение выбирать верный путь к успеху в изменяющихся условиях, не пугаясь, а используя их. Живое воображение прекрасно поможет в этом. В школе для глубокого понимания учебного материала детям понадобиться воображение, т.е. умение воссоздать в голове изучаемые явления.

На логопедических занятиях предлагаю следующие виды заданий:

Детям предлагается подумать и закончить предложение.

Когда мне хорошо...

Когда мне плохо...

Когда мне грустно...

Когда мне весело... .

Когда я сержусь....

Когда я боюсь...

Когда я люблю...

Когда я гуляю по лесу чувствую...

Все люди смеялись и радовались, когда....

Детям предлагается подумать и ответить на вопрос «На кого ты похож?»

На какой цветочек ты похож?

На какое дерево ты похож?

На какую птицу ты похож?

На какого зверька ты похож?

На какой ветерок ты похож?

Детям предлагается: прослушать небылицу; ответить на вопросы (что неправильно?, что перепутано?); придумать свои небылицы.

Лает кошка из лукошка.

На сосне растёт картошка.

Море по небу летит .

Волки съели аппетит.

Проползла змеёю луковица,

Получилась... перепутанница.

Я слышал, как стрекотали кузнечики и шипели мыши.

Зимой часто идут дожди.

Ваня летом купается в речке и катается на лыжах.

Детям предлагается придумать загадки.«В загадках часто один предмет сравнивается с другим. С чем сравнивается Земля?

- Огромная, но не гора.

Круглая, но не мяч.

Кружится, но не юла».

Предлагается детям подумать над следующими предложениями и закончить их. «Если бы я...»

Если бы я была великаном, то…

Если бы я была ветром, то…

Если бы я была звездой, то…

Если бы я была облаком, то…

Если бы я была морем, то…

Если бы я была лесом, то…

Если бы я оказалась на луне, то…

Если бы я жила в прекрасном замке, то…

Если бы я была невидимкой, то…

Если бы я была самым лучшим врачом, то…

Если бы я была изобретателем, то…

Если бы я была доброй волшебницей, то…

Предлагается придумать конец сказки.

Кошка и мышка.

         Встретились кошка и мышка. Мышка скорее юркнула в норку. Кошка захотела её съесть мышку. Она начала выманивать мышку...

        

Мышка Элис.

         В одном городе, на одной улице, в квартире жила мышка Эллис. В один прекрасный день Эллис завтракала сыром. Эллис посмотрела наверх и увидела маленького паучка, который ….

Забавный денёк.

         Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды ….

Оранжевый красавец.

         Девочка сняла кожуру с апельсина и увидела, как много в нём долек. Она спросила: «Апельсин, почему ты весь из долек?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности

Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...

Консультация для педагогов. Игра - средство развития творческой личности дошкольника. Игры на развития воображения ребенка.

Развивая воображение ребенка педагоги часто делают упор на образовательную область "Художественное развитие". Данный материал содержит несколько игр, которые развивая воображение, способствуют также р...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (развитие познавательной активности, развитие воображения и творческой личности) по теме «Хлеб и хлебобулочные изделия» (старший дошкольный возраст

Материал содержит конспект образовательной деятельности по теме "Познание". Затрагиваются несколько образовательных областей. Познавательная теятельность плавно перетекает в продуктивную деятельность....

Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста

Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста...

План работы по самообразованию. 2018-2019 год Художественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованию.  2018-2019 годХудожественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие воображения у дошкольников с задержкой психического развития

Рекомендации для родителей. Как заниматься с ребенком дома....

Программа развитие воображения и творческих способностей старшего дошкольного возраста ««Не скучай - воображение включай!»»

Программа развитие воображения и творческих способностей старшего дошкольного возраста ««Не скучай - воображение включай!»» разработана на основе ФГОС общеобразовательной программы дошкольного образ...