Статья: Новые возможности метода наглядного моделирования
статья по логопедии на тему

Пирожникова Татьяна Викторовна

 

Мне бы хотелось показать, как можно использовать метод наглядного моделирования при работе над характеристикой героя прослушанного, пересказанного или составленного рассказа.         

Характеризуя персонажей рассказов, дети моей группы опираются на очень подробные наводящие вопросы логопеда. Мне, в свою очередь, захотелось усилить роль самостоятельного моделирования плана высказывания, самостоятельного подбора лексики детьми. В очередной раз мне помог метод наглядного моделирования. Я постаралась смоделировать план ответа детей и разработала наглядные схемы, отражающие личностные качества человека.

         Моя работа по созданию наглядных схем состояла из нескольких этапов...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Пирожникова Татьяна Викторовна

МДОУ ДС КВ № 2 «Россияночка» г. Смоленск

elena.67reg@gmail.com

Новые возможности метода наглядного моделирования

Мне бы хотелось показать, как можно использовать метод наглядного моделирования при работе над характеристикой героя прослушанного, пересказанного или составленного рассказа.         

Характеризуя персонажей рассказов, дети моей группы опираются на очень подробные наводящие вопросы логопеда. Мне, в свою очередь, захотелось усилить роль самостоятельного моделирования плана высказывания, самостоятельного подбора лексики детьми. В очередной раз мне помог метод наглядного моделирования. Я постаралась смоделировать план ответа детей и разработала наглядные схемы, отражающие личностные качества человека.

        Моя работа по созданию наглядных схем состояла из нескольких этапов:

Первый этап.

Вместе с детьми мы проанализировали некоторые сказки и литературные произведения с целью выявить особенно значимые, яркие характеристики главных героев. Например: Золушка была трудолюбивой, а ее сестры ленивыми (сказка «Золушка»); Незнайка был глупым, а Знайка умным (рассказы Н.Носова о Незнайке); Красная Шапочка была доброй, а Волк злым (сказка «Красная Шапочка»); Галка была сообразительной, находчивой (рассказ Л.Толстого «Галка»); Лиса была хитрой, а Волк наивным, простодушным (сказка «Волк и лиса») и т. д.

Второй этап.

Усвоенные качества героев сказок и произведений художественной литературы я решила взять за основу будущей модели. Я поместила на карточки особенно яркие, в плане проявления внутренних качеств, фрагменты иллюстраций к литературным произведениям. Сзади для простоты использования карточек в работе я написала слова-качества, подходящие к данным изображениям.

Например, к карточке с изображением Мухи-Цокотухи из произведения К.Чуковского были подобраны слова: гостеприимный, приветливый, а также: нелюдимый, замкнутый. К карточке с изображением Галки из рассказа Л.Толстого были подобраны слова: умный, смекалистый, находчивый, сообразительный, а также слово глупый. 

Таким образом, я разработала 12 карточек, анализируя которые, дети могли подбирать слова-качества:

  • о возрасте героя,
  • о росте героя,
  • о его силе – слабости,
  • о трудолюбии – лени героя,
  • об умении заботиться друг о друге,
  • о настроении героя,
  • об его аккуратности – неопрятности,
  • о смелости – трусости героя,
  • о доброте – злости героя,
  • о разговорчивости – замкнутости героя,
  • о гостеприимстве – замкнутости героя,
  • об уме и смекалке героя.

Наглядные карточки (см.: Приложение 1) легко дешифровались детьми. Глядя на них, они легко могли воспроизвести главное качество, зашифрованное в карточке.

Кроме того, такие карточки очень помогли мне в работе по закреплению слов-синонимов и подборе слов-антонимов к личностным качествам героев произведений.

Третий этап.

Далее я решила превратить наглядные карточки с зашифрованными личностными качествами героев художественных произведений в модели.

К каждой карточке был придуман символ. Например, к карточке с изображением Дяди Степы из произведения С. Михалкова в качестве символа я предложила две стрелки разных размеров: большую и маленькую. К карточке с изображением Красной Шапочки и Волка из произведения      Ш. Перро – изображение красной шапочки и клыков волка и т.д.

Таким образом, воспринятый ранее детьми сенсорный материал был переведен на символический язык.

Получившаяся наглядная схема для анализа личностных качеств героев художественных произведений представлена в Приложении 2.

Четвертый этап.

На следующем этапе – работе с моделью – дети переносили смоделированное качество в новую обстановку, пытаясь с определенной стороны характеризовать героев новых литературных произведений.

Так, характеризуя главную героиню рассказа, составленного по сюжетной картине «Две подруги», дети, опираясь на наглядные схемы, дали следующую характеристику девочке: взрослая, высокая, трудолюбивая, заботливая, веселая, опрятная, добрая, находчивая.

В данном примере наглядные схемы помогли не только спланировать ответы детей, но и употребить названия качеств более осмысленно. Модели не являлись простой демонстративной наглядностью, несущей знания, которые можно взять сразу, они требовали различных операций логического мышления.

        Мне хотелось бы представить конспект занятия, где наглядная схема для анализа личностных качеств героев используется для характеристики членов своей семьи.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Пирожникова Татьяна Викторовна

МДОУ ДС КВ № 2 «Россияночка» г. Смоленск

elena.67reg@gmail.com

Приложение 2

Наглядная схема для анализа личностных качеств героев художественных произведений

                                                                                                                1. О возрасте.

        2. О росте.

        3. О силе.

        4. О трудолюбии.

        5. О заботливости друг о друге.

        6. О настроении.

        7. Об аккуратности.

        8. О смелости.

        9. О доброте.

        10. О разговорчивости.

        11. О гостеприимстве.

        12. Об уме и смекалке.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».

Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В работе представлены актуальность использования метода наглядного моделирования в работе стдетьми дошкольного возраста. Описаны теоретические аспекты и методические приемы. В качестве наглядного мате...

Обучение диалогической речи посредством игры «Словесные пазлы» (метод наглядного моделирования)

Учебный материал с презентацией и наглядным материалом поможет педагогам (и логопедам, и воспитателям) разнообразить виды работы по наглядному моделированию. Игра "Словесные пазлы" помогает детям осво...

СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель.Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, о...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"

*Копия печатного издания*Национальная (Всероссийская) научно-практическая конференция "Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации"Речевое развитие является ...

Статья "МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ"

*Копия печатного издания*XIII Международная научно-практическая конференция "Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы"https://elibrary.ru/item.asp?id=50237187Стат...