"Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей с ОНР, как фактор успешного обучения в школе"
презентация к уроку по логопедии по теме

Тутушева Елена Васильевна

Презентация на тему "Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей с ОНР, как фактор успешного обучения в школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление к презентации579.92 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Тема: «Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей с ОНР, как фактор успешного обучения в школе»

2 слайд

Сделать серьезное занятие для ребенка   занимательным   —   вот задача первоначального обучения.

К.Д.Ушинский

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ДОКЛАДА

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантией получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения преимущественно в компенсирующих логопедических группах дошкольных образовательных учреждений.  Развивая речь и умственные способности детей с различными отклонениями в развитии, учитель-логопед способствует переходу данной категории детей в массовые образовательные учреждения.

 Одним из основных  этапов формирования грамматически правильной  устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников.

3 слайд

ДИСГРАФИЯ-ЭТО ЧАСТИЧНОЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, оно тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

В дошкольном возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая проявится у детей с началом школьного обучения в случае непринятия соответствующих профилактических мер. Можно говорить о следующих ПРЕДПОСЫЛКИ ДИСГРАФИИ

4 слайд

1. Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков: твердых – мягких; звонких – глухих, свистящих – шипящих, а также звуков [р], [й], [л]. Это явная предпосылка акустической дисграфии, поскольку фонемы каждой группы недифференцируемые на слух, в дальнейшем взаимозаменяются на письме.

2. Наличие полных звуковых замен в устной речи (в основном вышеперечисленных групп фонем) неправильное проговаривание слов в процессе письма в период обучения грамоте неизбежно приводит к соответствующим буквенным заменам.

3. Несформированность простейших видов фонематического анализа слов, доступных детям дошкольного возраста. В.К. Орфинская к таким видам анализа относит следующие:

- узнавание звука на фоне слова;

- выделение ударного гласного из начала слова и конечного согласного из конца слова;

- определение примерного места звука в слове.

4.Несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Это затрудняет ребенку дифференциацию сходных по начертанию букв в процессе овладения грамотой, что приводит к оптической дисграфии.

5.Несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования, что проявляется в неправильном употреблении ребенком окончаний слов в устной речи. Это приводит к аграмматической дисграфии

Если вышеперечисленные предпосылки письма не сформированы, то при обучении грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при запоминании начертаний букв, соотнесении буквы с соответствующим звуком, определении порядка следования букв при записи слова. Эти проблемы и приводят к появлению дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил. В дальнейшем к этим ошибкам неизбежно добавятся и грамматические ошибки (таким детям сложнее усваивать правила).

Таким образом, неизбежность появления у детей всех основных видов дисграфии можно безошибочно предсказать уже в старшем дошкольном возрасте, а значит, что нужно сделать все возможное для того, чтобы ликвидировать ее предпосылки еще до начала обучения ребенка грамоте.

Слайд 5

Главные разделы работы по предупреждению и устранению предпосылок:

- воспитание слуховой дифференциации звуков речи;

- устранение звуковых замен в устной речи;

- воспитание простейших видов фонематического анализа слов;

- развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;

-формирование грамматических систем словоизменения и словообразования;

-обогащение словарного запаса.

?????Коррекционные задачи по предупреждению дисграфии и совершенствованию навыков чтения у детей с нарушениями речи

1развитие конструктивного праксиса

2совершенствование зрительно-пространственного восприятия

3развитие тактильных ощущений

Слайд 6

Профилактика дислексии и дисграфии — актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения чтения и письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для письма.

Важными условиями предупреждения дислексии и дисграфии являются раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия.

Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны осуществляться комплексно.

Основные направления логопедической работы:

  1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
  2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).
  3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
  4. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений  по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.
  5. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Слайд 7

В настоящее время педагоги пришли к выводу, что профилактику дисграфии нужно проводить как можно раньше, с того момента, когда ребёнок только начинает знакомиться с графическим изображением букв.

     Буквы (графемы) являются графическим обозначением обобщённых звуков (фонем) нашей речи, поэтому ознакомление с ними возможно только после предварительной тренировки в выделении звука, уточнении его произношения и различения его в сочетаниях с другими звуками, т. е. когда учащиеся начнут осознавать не отдельные звуки речи, а обобщённые – фонемы.

Каждая буква должна быть тщательно и всесторонне изучена, что предполагает:

восприятие общей формы буквы;

изучение состава буквы (её элементов и их расположения);

сравнение буквы с другими уже знакомыми детям графемами.

В работе  с детьми с ОВЗ веду огромную коррекционную работу по профилактике дисграфии и дислексии у детей (чтобы прийдя в 1-й класс у них не было трудностей с письмом и чтением, к сожалению, это очень часто бывает.)

Хочу предложить вам ряд занимательных упражнений (может вы все их давно и знаете, тогда просто напомню., которые я использую на занятиях по обучению грамоте.

Слайд 8

Прежде, чем приступить к игровым упражнениям по различению буквы проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве "Муха", «Поле чудес»

 

После данной подготовки, когда дети усвоили понятия "верх", "низ", "право", "лево"

Слайд 9

предлагаем диктанты для рисования орнаментов и букв (далее дети штрихуют букву)

Это задание очень концентрирует внимание и развивает зрительно - пространственное восприятие. 

Лучше запомнить зрительный образ буквы, а значит избежать в дальнейшем определённых ошибок при письме и чтении,  ребёнку помогает совершение действий с этой буквой. Осуществлять манипуляции с буквами позволяют такие игры, как:

-«Кто внимательнее» (назвать из предложенных букв те, которые смотрят вправо, влево, прямо;  перепечатать буквы, которые состоят из 1 элемента (о,с), 2-х (у,г,з), 3-х элементов.

Затем предлагаем другие упражнения.

Слайд 10

«Буква сломалась»

Слайд 11

-«Зачеркни неправильную букву»

Узнать и соотнести букву, написанную разным шрифтом, стилизованную.

Слайд 12-13

Определить и показать буквы, спрятанные в геометрических фигурах.

Нахождение букв в геометрических фигурах. Например,  в  квадрате, перечёркнутом крест накрест,  предлагается отыскать «спрятавшиеся» буквы О, У, И, М, П, Г, Т, С, Р, Л, Х,  и т.д. Чтобы легче увидеть букву, дети  выкладывают контур из палочек

Слайд 14

Узнать и назвать буквы на зашумленном фоне

зашумленные буквы, наложенные друг на друга, буквы спрятанные за предметами.

 

   

Слайд 15

Приемы помогающие лучше запомнить зрительный образ буквы

СЛАЙД16-17

-развитие конструктивного праксиса
«Живая буква»

- Часто при изучении новой буквы с дошкольниками  использую игру «Живая буква» (в которой с помощью поз и движений дети должны показать букву. Кроме того «живые» буквы могут объединятся в слова)

Слайд 18-19

Моделирование букв из палочек, пуговиц, спичек

Слайд 20

Игра «Ожившие буквы» Букы из разных материалов

СЛАЙД 21

Для того чтобы ребёнок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом.

Развитие тактильных ощущений

«Угадай подаренную букву

Слайд 22

«УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

СЛАЙД 23- 24

«На что похожа буква»

Игры на развитие зрительного гнозиса

СЛАЙД 25-29

Определение пространственного расположения предметов
«Кто находится справа, кто слева ото льва?» (можно сделать по темам), «Кто где находится?» и др.

Зашумленные картинки

  

Ориентировка на листе

  • «Графические диктанты» – Нарисуй в центре листа треугольник , справа от него нарисуй круг, слева от треугольника – ромб и т.д. (сверху, снизу)
  • Ориентировка на листе в клеточку: «Нарисуй такую же фигуру», «Графические диктанты в клеточку», «Зеркало» (дорисуй другую половинку).

Слайд 30-Составь слово

Слайд 31 Звуковой поезд,

 Слайд 32  Волшебные тучки,

 Слайд 33-34 ИГРА КУБИКИ,

Слайд35 Умный ёжик

Слайд 36-37 Обучение грамоте элемент

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 ОЖИДАЕМЫЕ Результаты        

Натренированные таким образом дети, имеющие общее недоразвитие речи, смогут свободно ориентироваться в звуковом составе слова.

И в школе  смогут записать его правильно: не пропуская и не вставляя букв и слогов, не меняя их местами.

                    Коррекционная работа по профилактике дисграфии также оказывает благотворное влияние на развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания.

Таким образом, систематически проводимая работа по профилактике дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи, позволяет надеяться, что дети,  выпущенные из детского сада не будут испытывать серьёзных трудностей  в овладении школьной программой и отставать от сверстников имеющих нормальное речевое развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР, как фактор успешного обучения в школе"

Статья о результатах проделанной работы по профилактике нарушения письменной речи у детей подготовительной группы...

Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе

Оказать помощь родителям в формировании самостоятельности у детей при подготовке к школе...

«Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста как залог успешного обучения в школе»

Современная школа предъявляет высокие требования к уровню знаний, умений и навыков дошкольников, поступающих в школу. Некоторые  авторы (Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, Е.Я. Панько, Е.Е. Кравцова...

Консультация «Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе»

laquo;Формирование самостоятельности удетей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе»...

Индивидуальная работа с родителями «Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе»

Индивидуальная работа с родителями«Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе»...

Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе

Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе...