"Перелётные птицы."
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по формированию лексико-грамматических категорий языка и активизации речевой деятельности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развиваем связную речь18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей логопедической группе

по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей.

Тема: «Перелётные птицы»

Цель: формирование лексико – грамматической стороны речи у детей и активизация речевой деятельности.

Задачи:

        Коррекционно-образовательные:

  1. Формировать номинативную лексику и предикативный словарь.
  2. Учить слышать и запоминать родственные слова.
  3. Закрепить понятие «предложение».
  4. Развивать навыки связного высказывания.

        Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать у детей навыки словообразования.
  2. Учить ориентироваться на листе бумаги.
  3. Развивать мимическую мускулатуру.
  4. Научить отражать вопросительную и восклицательную интонации в устной речи.
  5. Развивать координацию речи с движением.
  6. Развивать дыхание, общую и мелкую моторику.
  7. Учить выполнять простые команды, связанные с ориентацией в пространстве.
  8. Выполнять самомассаж лицевой мускулатуры.
  9. Совершенствовать психологическую базу речи.

        Коррекционно-воспитательное:

  1. Воспитывать чувство любви к птицам, доброту, отзывчивость.

Ход занятия

  1. Организационный момент

– Подготовили пальчики для массажа

Солнышко проснулось, лобика коснулось,

Носика коснулось, к щечкам прикоснулось.

Лучиками повело и погладило, и погладило.

Наши ручки потянулось, наши губки улыбнулись.

  1. – Ребята, назовите каких вы знаете перелетных птиц?

– Скажите ласково (выставляется картинка):

Соловей  соловушки

Журавль  журавушка

Лебедь  лебёдушка

– Как называются птенцы?

У скворца  скворчата

У грача  грачата

У кукушки  кукушата

– Кто как кричит?

Утка  кря  кря  она крякает

Ласточка  чиф  чиф  она кукует

Журавль  курлы  курлы  курлычет

  1. Физкультминутка

– Встаньте.

Снова солнце в небе улыбается,

Снег растаял, ручейки звенят.

И подснежник первый распускается

С юга птицы с песнями летят.

– Возьмите птичек, сделайте вдох через нос и подуйте на птичек так, чтобы они полетели. Садитесь

  1. – Положите перед собой рисунок.

– Назовите птиц, которые там нарисованы.

– Возьмите простой карандаш и соедините птичку с её домиком. Музыка.

– Положите карандаш и рисунок на угол стола.

  1. – Посмотрите на картинки.

– Кто это? Что это?

Витя, скворечник

– Составьте предложение

Витя сделал скворечник

– Положите ладошку на стол и с помощью пальчиков посчитайте количество слов. Выложите схему.

– Из чего состоит предложение?

– Схемы уберите в коробочку.

  1. – Ребята, посмотрите на картинку и послушайте рассказ:

Витя сделал скворечник.

В нем будет жить скворец и скворчиха.

Скоро у скворчихи появятся скворчата.

– Ответьте на вопросы:

– Что сделал Витя?

– Кто будет жить в скворечники?

– Кто появится у скворчихи?

– Назовите слова, близкие по звучанию и по значению, родственные слова.

Скворец – скворечник – скворчиха – скворчата

– Назовите родственные слова все вместе.

– Кто повторит один?

– Ребята, сейчас вы задайте мне вопросы по этой картинке.

  1. – Пройдите на ковёр.

Удивились, рассердились, улыбнулись.

Подмигнули правым, левым глазиком.

Спросите: К нам прилетели скворцы?

Обрадуйтесь: К нам прилетели скворцы!

  1. – Обнимите себя руками, если услышите название зимующих птиц. Помашите руками, если услышите название перелетных птиц.

        – У всех пятерки, молодцы,

        Летите по домам птенцы!

  1. – Внимательно послушайте узбекскую сказку «Аист и соловей»:

        Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в далёкой стране живёт старый мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему аиста и соловья.

        Аист так спешил, что вбежал к мудрецу в дом, не постучался в дверь и не поздоровался, а из всех сил крикнул:

        – Эй, старик! Ну-ка научи меня музыке.

        Но мудрец решил сначала…

        – Ребята, как вы думаете, что сначала решил мудрец?

        …Но мудрец решил сначала поучить аиста вежливости. Он вывел его на порог, постучал в дверь и сказал:

        – Нужно сделать вот так!

        – Всё ясно – обрадовался аист.

        – Это и есть музыка? И улетел.

        Соловей на маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучал в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.

        Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам.

        С тех пор скромный соловей стал лучшим в мире певцом.

        – Закройте глаза и послушайте пение птиц.

        – Ребята, какая птичка вам понравилась в этой сказке? Почему?

                       

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...

Презентация к занятию "Перелётные птицы. Кольцевание птиц."

С помощью этой презентации ребята узнают о некоторых перелётных птицах, познакомятся с методами изучения миграции птиц....

календарное планирование в подготовительной группе по теме: «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»

Календарное планирование в подготовительной группе по Теме недели:  «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»...

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

Берегите птиц. Материал и презентация на тему "Перелётные птицы"

В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их ин...

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».

Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...