Конспект непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности Тема: « Звук и буква Ш (знакомство)»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Гафарова Марина Борисовна

Весь материал соответствует возрасту воспитанников и замыслу, отразил не только структурную, но и смысловую связанность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gafarova_m.b.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

 в группе компенсирующей направленности

Тема: « Звук и буква Ш (знакомство)»

Группа детей по структуре речевого дефекта: ОНР (III год обучения)

Возраст воспитанников (подготовительная к школе группа 6-7 лет)

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Тип НОД: уточнение приобретенных знаний.

Цель: упражнение в правильном произношении звука в слогах, в словах и предложениях

Коррекционно-образовательные задачи:

- Уточнить артикуляцию звука Ш;

- Закрепить правильное произношение звука Ш;

- Упражнять определять позицию звука «Ш» в словах;

- Продолжать формировать навык звукового анализа

- Познакомить с буквой Ш.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развивать диалогическую речь (умение отвечать на вопросы педагога полным ответом); слухового внимания, общей, тонкой моторики, координации речи с движением;  внимание, память, мышление, мелкую моторику, графические навыки.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Интеграция образовательных областей:  социально-коммуникативное развитие,  познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Предварительная работа:

артикуляционные упражнения;

дыхательные упражнения;

постановка звука [ш];

игры и упражнения на развитие фонематического слуха;

Планируемый результат: уточнить и закрепить правильную артикуляцию звука Ш, определение позиции звука Ш в словах, продолжать формировать навык звукового анализа слова.

Оборудование:  набор предметных картинок со звуком «ш»,  коробки с буквами, карточки-маркеры позиции звука в слове, тетради логопедических заданий, пеналы, карточка с буквой Ш, магнитики, мольберт.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед звонит в колокольчик, дети заходят в группу, встают в круг

Логопед :                   Колокольчик озорной

Ты ребят в кружок построй,

Собрались ребята в круг,

Слева друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, а сейчас я предлагаю немного размяться и настроиться на работу. Закончите предложения, повторяя за мной движения с мячиком  (су – джок):

- Наступила …зима        

- Выпал белый …снег

- Деревья стоят…голые

- На улице очень … холодно

- Люди надели … теплую одежду

- Дети катаются … с горки

- Ночь стала … длиннее

- День стал… короче

- Скоро праздник …Новый год

2.Упражнение «Вспомни и ответь».

Логопед: Хорошо, садитесь на свои места. Ребята,  давайте вспомним - на какие две группы делятся речевые звуки?

 Дети: Гласные и согласные

Логопед: Чем они отличаются?

Дети гласные можно петь, а согласные нет, т.к. есть преграда

Логопед: Каким цветом обозначаются гласные звуки?

Дети: красным цветом

Логопед: Каким цветом обозначаются согласные звуки?

Дети: синим и зеленым цветом

3.Упражнение «Звук „Ш"».

Логопед: Ребята, сейчас работать будут ваши уши. Я  буду называть картинку, а вы  слушайте внимательно. Какой звук вы услышите в каждом слове. И тогда вы сможете угадать, с каким же новым звуком  мы сегодня познакомимся.

Логопед: Правильно! Это звук Ш – при произношении звука Ш губы округлены, зубы заборчиком, немного разомкнуты; язык широкий, чашечкой, за верхними зубами; воздушная струя тёплая (символы).

дети произносят  звук хором и индивидуально.

Логопед: Ребята, давайте посмотрим, где живет звук [ш], и какой он?

Находим звук Ш в ленте букв, знакомимся с характеристикой звука (согласный, твердый, глухой).

На что похожа бука Ш?

4. «Поймай звук Ш»

 Логопед: Дети хлопните в ладоши, когда  услышите звук «Ш» - ш, п, к, ш...; ша, па, ка, шу...; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш…

5. Упражнение «Повтори, не ошибись».

Логопед: Ребята, давайте поиграем. Я называю слоги, а вы повторите, не ошибитесь ша-шо-шу; шо-шу-ши; шу-ши-шэ; аш-ош-уш; ош-уш-иш;  аш-ош-уш.

Молодцы!

6. Упражнение «Где звук?»

позиция звука в начале, середине и в конце слова

Логопед: ребята, это задание «Птичка», но на доске. Вы  по очереди выходите к доске, называть картинку, определяя, где слышится звук «Ш» в слове, и прикрепляете магнитик в окошко.

7. Физкультминутка «Кошка»

Вот окошко распахнулось,

(руки в стороны)

Вышла кошка на карниз.

Посмотрела кошка вверх,

Посмотрела кошка вниз,

Вот налево повернулась,

Проводила взглядом мух,

(голова к плечам)

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

8. Упражнение «Наш, наша, наше, наши»

Логопед: Следующее упражнение называть слова со словами наш, наша, наше, наши (Наша каша, наши шашки, наш шалаш и т.д.)

9. Упражнение «Придумай предложение».

Логопед: Молодцы, с этим заданием справились, а теперь давайте придумаем два предложения со словом шашки и кошка. Дети придумывают предложение, два человека выходят к доске и составляют схему предложения.

10. Пальчиковая гимнастика с карандашами «Тишина»

Тихо в доме, спит малыш.

 Под полом скребется мышь,

Если кошечку позвать,

Мышь не будет нам мешать.

11. Работа в тетради логопедических заданий.

Логопед: ребята, посмотрите на доску, как правильно мы будем писать букву Ш. Открываем тетради, приступаем к работе написать большую и маленькую буквы Ш

Буква Ш с тремя шипами —

Не хватай ее руками.

12. Упражнение «Составь схему».

Предложить детям составить слово «каша», «мышата» и звуковой анализ слова.

13.  Итог занятия.

Логопед: Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? Какой он?

Ребята, а сейчас я предлагаю вам оценить занятие. пожалуйста, если вам было скучно на занятии, то поставьте человечка на 1ую ступеньку, если было какое-то трудное задание, с которым вы не справились, поставьте человечка на вторую ступеньку, а если вам занятие понравилось и вы справились со всеми заданиями, вам не было трудно, то поставьте своего человечка на самую верхнюю ступеньку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование для детей 1мл.гр.по развитию речи,программа "Детство"

Перспективное планирование по развитию речи .Можно использовать в своей работе с детьми 1 мл.гр....

"Перспективное планирование для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи".

Перспективное планирование логопедических занятий для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего и подготовительного дошкольного возраста....

«ВОСПИТЫВАЕМ МАЛЕНЬКОГО ГРАЖДАНИНА» (перспективное планирование для детей старшего дошкольного возраста)

Дошкольный возраст, как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, ценностного отношения к Родине, воспитание основ гражданств...

Перспективное планирование обучения детей второй младшей группы трудовым навыкам

Данная разработка помогает воспитателю спланировать трудовую деятельность с детьми второй младшей группы в течении учебного года...