Конспект НОД по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи по теме "Сад - огород. В гости к Ане"
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме

Иванова Алёна Михайловна

Тема: «Сад – огород. В гости к Ане».

Цель: Закреплять знания об овощах и фруктах.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

 - расширять словарь по теме;

 - закреплять обобщающие понятия «овощи», «фрукты»;

 - закреплять умения правильно употреблять в речи предлоги (над, под);

 - закреплять навык образования относительных прилагательных;

 - формировать навык составления предложений;

 - закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

 - учить вести диалог;

Коррекционно – развивающие:

 - развивать логическое мышление;

 - развивать мелкую моторику;

 - развивать диалогическую речь;

Коррекционно – воспитательные:

 - формировать интерес к занятию.

Демонстрационный материал: конверт, кукла, волшебная палочка, предметные картинки (морковь, яблоко, лук, банан, апельсин, картофель, помидор, огурец, грядка, дерево), мяч, картинки с грядками.

Раздаточный материал: предметные картинки (яблоко, груша, слива, банан, апельсин, виноград, лимон, помидор, огурец, картофель, морковка, редис, свекла, лук, репа), силуэты овощей и фруктов, цветные карандаши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sad-ogorod.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи

Тема: «Сад – огород. В гости к Ане».

Цель: Закреплять знания об овощах и фруктах.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

 - расширять словарь по теме;

 - закреплять обобщающие понятия «овощи», «фрукты»;

 - закреплять умения правильно употреблять в речи предлоги (над, под);

 - закреплять навык образования относительных прилагательных;

 - формировать навык составления предложений;

 - закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

 - учить вести диалог;

Коррекционно – развивающие:

 - развивать логическое мышление;

 - развивать мелкую моторику;

 - развивать диалогическую речь;

Коррекционно – воспитательные:

 - формировать интерес к занятию.

Демонстрационный материал: конверт, кукла, волшебная палочка, предметные картинки (морковь, яблоко, лук, банан, апельсин, картофель, помидор, огурец, грядка, дерево), мяч, картинки с грядками.

Раздаточный материал: предметные картинки (яблоко, груша, слива, банан, апельсин, виноград, лимон, помидор, огурец, картофель, морковка, редис, свекла, лук, репа), силуэты овощей и фруктов, цветные карандаши.

Ход занятия

I. Вводная часть (Организационный момент)

 - Здравствуйте, ребята. Посмотрите, нам кто – то прислал письмо. От кого же оно может быть?

Мимическая гимнастика.

 - Мы удивились, кто же это прислал нам письмо (дети удивленно поднимают брови). А, так оно от нашей старой знакомой Ани. Вы обрадовались? Покажите как (дети улыбаются). А теперь повторим еще раз:

Мы умеем улыбаться.              2 раза

Мы умеем удивляться.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

 - Ребята, Аня приглашает нас в гости. У ее бабушки выросли разные овощи и фрукты в саду и в огороде. Но она просит отгадать загадки, чтобы проверить знаете ли вы овощи и фрукты.

Загадки:

  1.  Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.

(Морковь)

  1. Я румяную Матрешку от подруг не оторву, Подожду, когда Матрешка упадет сама в траву. (Яблоко)
  2. Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а …

(Лук)

2. Лексико – грамматическая игра с мячом «Назови овощ, фрукт».

 - Ребята, а теперь давайте сядем на пол в круг. Я раздам вам картинки с изображениями фруктов и овощей. Никому пока не показывайте, что у вас там. Назови, что нарисовано на твоей картинке и спроси у соседа, прокатив ему мяч, что нарисовано у него.

Ребенок называет свою картинку, затем катит мяч другому: «У меня огурец, а что у тебя?». Игра проводится до тех пор, пока каждый из детей не назовет свое слово.

3. Игра «Вершки, корешки».

 - Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть. Ты смотри не зевай и задания выполняй.

 - Давайте разделимся на две команды. Посмотрите на доску. Там нарисовано две грядки и на столе лежат картинки. Первая команда посадит на свою грядку только те овощи, у которых съедобная часть растет под землей. А другая команда на свою грядку посадит овощи, у которых съедобная часть растет под землей.

 - Молодцы! В итоге, чего не осталось на столе? (овощей)

4. Игровое упражнение «Волшебник».

 - Ребята, а давайте представим, что мы волшебники, и мы будем превращать большие овощи в маленькие. Для этого нам понадобится волшебная палочка.

  - Это лимон. Я превращаю его в лимончик;

   - Это перец. Я превращаю его в …………….;

   - Это лук. Я превращаю его в ………………..;

   - Это слива. Я превращаю ее в …………… и т.д.

5. Игровое упражнение «Поваренок».

 - Ребята, Аня проголодалась. Давайте приготовим что - нибудь из овощей и фруктов.

 - Давайте приготовим вкусный обед.

  - Сварим суп из картофеля. Как называется суп?......

  - Сделаем запеканку из моркови. Как называется запеканка?.......

  - Сделаем салат из капусты. Какой получился салат?....

  - Приготовим икру из баклажанов. Как называется икра?....

  - Испечем пирог из яблок. Какой получится пирог?....

  - Выжмем сок из апельсинов. Как называется сок?........

6. Лексико – грамматическая игра «На дереве или на грядке?»

 - Ребята, давайте подумаем, где растет этот овощ (фрукт) и куда его нужно переместить, чтобы не было путаницы. Редис растет на грядке, а не на дереве (ветке) и т.д. (Дети должны рассказать, где растет тот или иной фрукт или овощ и прилепить его на место)

 - Где растут фрукты? А овощи?

7. Развитие мелкой моторики.

 - Ребята, пока мы были в огороде, прошел дождик. Посмотрите на картинки. (показываются картинки с силуэтами овощей и фруктов) Не кажется ли вам, что чего – то не хватает? Правильно. Наверно дождик смыл с них все краски. Давайте их раскрасим заново.

Закрашивание детьми силуэтов овощей и фруктов цветными карандашами.

III. Итог занятия.

 - Ребята, Аня очень рада, что мы зашли к ней в гости. Она прощается с нами и приглашает еще как – нибудь к ней в гости. Пойдем?

 - Итак, о чем мы сегодня говорили на занятии? Чем занимались, какие задания выполняли?

 - Где же растут овощи? А где фрукты?

Игра «Четвертый лишний»

Банан, яблоко, лук, апельсин.

Груша, картошка, помидор, огурец.

 Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”

В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход  к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Путешествие в царство диких животных"

Конспект занятия способствует закреплениию и активизации словарного запаса детей по теме: "Дикие животные", закреплению навыка образованию притяжательных прилагательных, словообразования, умения соста...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР по теме «Дикие животные» старшей логопедической группы

Цель занятия:  -закрепление знаний детей о диких животных наших лесов; -обогащение предметного и глагольного словаря, словаря признаков; -образование существительных с суффиксами -их-, -иц-; -упо...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

Тема. Составление рассказа по картине с проблемным сюжетом(Методика Ткаченко Т.А.)Картина «Зимние заботы» ( Ткаченко Т. А. «Картины с проблемным сюжетом»)...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группы с ОНР по теме «Дикие животные»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группыс ОНР по теме «Дикие животные»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы по теме " Зимушка-Зима".

Ход НОД 1. ОРГ. момент Логопед здоровуется с детьми и просит их встать в круг прослушать зимнююю распевку, по ходу распевки дети показывают руками различные вида зимней одежды( пуховик, шапк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей напраленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Путешествие пчелки"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитиюсвязной речи при изучении лексической темы "Насекомые"  в старшей группе компенсирующей нвправленности для де...