Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Тема. Составление рассказа по картине с проблемным сюжетом

(Методика Ткаченко Т.А.)

Картина «Зимние заботы» ( Ткаченко Т. А. «Картины с проблемным сюжетом»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvitie_rechi.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ    Детский сад №51  г. Электросталь.

Конспект НОД

по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи  

Тема. Составление рассказа по картине с проблемным сюжетом

(Методика Ткаченко Т.А.)

Картина «Зимние заботы» ( Ткаченко Т. А. «Картины с проблемным сюжетом»)

Подготовила и провела:

Воспитатель высшей

 квалификационной категории:  

Зубкова Т.Ю

г. Электросталь

2015

 

 

Цели.

 1.  Учить детей составлять рассказ по картине с проблемным сюжетом по данному плану;

 2.  Активизировать словарный запас детей;

 3.  Совершенствовать умение подбирать  определения к существительным;

 4.  Учить преобразовывать деформированную фразу, составлять и использовать в речи  сложноподчиненные предложения с союзом  потому что;       

 5. Развивать  чувство ритма, чувство рифмы;

 6.  Совершенствование общей и мелкой моторики, согласование движений с речью.

 7.  Воспитывать слуховое внимание, умение слушать ответы сверстников,  воспитывать чувство уважения к их мнению.

Оборудование. Снежок на канате, снежинка на палочке, магнитофон.

Ход занятия

 

 Организационный момент.

-- У зимы есть очень много друзей. Давайте назовем их!

Дети встают в кружок и передают мяч.

Подбор «зимних» слов: снег, метель, лед, сосулька, снеговик, снежный комочек, лед, льдинка, дед Мороз, коньки, санки и т.п.

1. Дидактическая игра «Подберите признаки»

 --А вот подружка Зимы- снежинка. Подставляйте ладошки. Кому снежинка на ладошку опустится- тот скажет  какая может быть Зима.

Зима (какая?)—снежная, холодная, долгожданная, морозная, долгая, вьюжная, белая и т.п.

Восп: --Почему зиму называют белой?

Дети:-- Зиму называют белой потому что идет снег.

Восп: --Верно, белый снег покрывает все вокруг, будто покрывалом.
            --А вот еще один друг зимы – снежок.

Дети встают в кружок, держат в руках канат (связанный в круг) с нанизанным на него снежком. Назвав признак, ребенок перемещает снежок к следующему ребенку

Снег (какой?) -- белый, летящий, мокрый, липкий, тающий, холодный, серый и т.п.

Восп:-- Молодцы. Вы подобрали много слов о снеге.

 Дети садятся на стулья.

2. Игра «Доскажи словечко».

Восп: –Ребята, вы любите стихи?  Их пишут поэты. Мы сейчас на какое-то время превратимся в поэтов, научимся составлять предложения с зимними словами.

  Дети называют недостающее слово и на доске появляется соответствующая картинка.

           * Вот на ветках, посмотри,                                                 

              С красной грудкой … (снегири).     

           * Словно в сказке, как во сне,

              Землю всю украсил… (снег).

           * На снегу дрожит бедняжка-

              Одинокая… (дворняжка).

           * У собачки мерзнет грудка

              Будет ей из снега… (будка).

           * Мы скатали снежный ком                                          

              Станет ком… (снеговиком).      

                                                                           

3. Беседа по картине.

– Картина «Зимние заботы» Ткаченко Т.А.

 

В.: -- Посмотрите внимательно. Какое время года изображено на картине? Действительно ли на улице зима? Почему вы так решили?

Дети:- На улице зима, потому что деревья стоят голые.

             На улице зима, потому что дети одеты в зимнюю одежду.

             На улице зима , потому что  на домах, на земле лежит снег.

В.:-- А вам нравится когда выпадает много снега? Почему?

Дети:-- Нравится. Потому что можно играть в снежки, кататься на санках, лепить снеговика.

В.:-- Я думаю, что и этим ребятам нравится снег. Они даже слепили снеговика. А чем они сейчас заняты?

Дети:--Они лепят домик.

В:--А что это за домик? Он такой маленький…

Дети:-- Это домик для собаки—будка, конура.

В:--Как вы думаете, у этой собаки есть дом, хозяин или она бездомная? Почему вы так решили?

Дети: --Наверно, она бездомная, потому что она очень грустная, одинокая.

В:--А как собака могла стать бездомной?

Дети:-- Ее могли выгнать плохие  хозяева. Она могла потеряться.

В:--Подумайте: что бы могла сказать собачка детям, если бы умела говорить?

Дети (жалобно):-- Ребята, мне так холодно! Спрячьте меня, пожалуйста, чтобы я могла согреться и накормите.  

 Ответы 2-3 детей.

В:--А что сказали ребята, когда увидели замерзшую собаку?

Дети:-- Ребята сказали: «Ой, какая несчастная собачка. Нам так жалко ее. Давайте накормим ее и  построим ей домик из снега.»

Ответы 2-3 детей.

В.:-- От чего спасет  такой  снежный домик?

Дети: --Снежный домик спасет от сильного ветра, от вьюги, от падающего снега.

В.:-- Из чего еще можно сделать будку?

Дети:--Будку можно сделать из кирпичей, из веток, из металла, из песка и т.п.

В.:--  Чем могла окончиться встреча детей и собаки?

Дети:--Дети могли оставить собаку жить в своем дворе и ухаживали за ней.

             Во двор мог прийти хозяин собаки и найти ее.

             Кто-то из детей мог взять собачку к себе домой.

В:--Как бы вы назвали эту картину?

Дети:-- «Зимние забавы», «Случай во дворе», «Зимние заботы» и т.п.

4. Динамическая пауза. В кругу.

    Координация речи с движением. Развитие общих речевых навыков.

                                              Снеговик.

Давай, дружок, смелей, дружок,         Дети идут по кругу друг за другом,

Кати по снегу свой снежок.                 изображая, что они катят перед собой снежок.

Он превратился в толстый ком,               Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком.

И станет ком снеговиком.                    «Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера.

Его улыбка так светла!                             Показывают руками на лице улыбку.

Два глаза, шляпа, нос, метла.             Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой,   

                                                                  показывают нос, встают прямо, держат

                                                                           воображаемую метлу.

5. Игра «Падают слова».

Воспитатель  бросает ребенку снежок и произносит ряд слов. Ребенок составляет из слов предложение и возвращает снежок.

- Снега, дворе, во, выпало, много.        ---      Во дворе выпало много снега.

- Дети, слепить, снеговик, большой.  ---       Дети слепили большого снеговика.

- Сидеть, высоко, ворона, дерево, на.       ---       Ворона сидит высоко на дереве.

- Собака, грустная, дорога, идет, по.          ---       По дороге идет грустная собака.

- Дети, лепить, снег, будка, из.                    ---       Дети слепили будку из снега.

- Собака, найти, хозяин, свою.                     ---      Хозяин нашел свою собаку.

- Зима, холодная, снежная, наступить.     ---      Наступила холодная, снежная зима.

6.Слушаем  рассказ.

Воспитатель читает рассказ.

 «    Был воскресный зимний день. Трое друзей:  Сережа. Витя и Андрей – вышли во двор на прогулку.  Ребята решили слепить снеговика и стали катать комки из снега. Снег был липким, хорошо лепился и скоро посреди двора появился снеговик с красной морковкой вместо носа.

       Вдруг под деревом ребята заметили маленькую серую собачку. У нее была гладкая шерсть. Совсем не спасавшая от мороза. Бедная маленькая дворняжка дрожала от холода и поднимала то одну, то другую лапку. Она грустно смотрела на детей, как будто хотела сказать:   «Помогите мне!»

        Сережа первым предложил построить домик для бедняки.  Ребята быстро слепили будку из снега:  сделали ровные стены, покатую крышу, маленький полукруглый вход.  Когда постройка была готова и друзья уже собирались поселить в нее собачку, раздался крик:   «Тишка! Тишка! Ко мне!»   Всем сразу стала очень весело и было совсем не жалко напрасного труда.»

7. Словарная работа.

Воспитатель разбирает с детьми незнакомые слова:

  - воскресный день,

  -  дворняжка.

  -  покатая крыша,

   -  полукруглый вход.

8.  Пересказываем рассказ.

Дети рассказывают рассказ по три человека:  один начинает, другой продолжает, а третий заканчивает.

11. Итог занятия.

Восп.:     какая проблема была в рассказе?  И как она разрешилась?

 Дети:     ответ.

В:-- Вы придумали очень интересные рассказы. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»

Конспект образовательной деятельности по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт» разработан с ...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «На полянке»

лексико-грамматическое формирование средств языка и развитие связной речи...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «На полянке»

лексико-грамматическое формирование средств языка и развития связной речи...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект НОД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи в логопедической группе.

Конспект НОД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи в логопедической группе....