Конспект игрового занятия по формированию фонематической функции речи "Парусная регата"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Голева Екатерина Борисовна

Занятие , в котором дети в форме игры - сосязания упражняются в звуковом анализе и синтезе, учатся работать в коллективе, получают позитивные эмоции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровое занятие в подготовительной группе

 «Парусная регата»

Составила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР д/с №3 Белоглинского района»

Голева Е.Б.

Тема: Звуки С,Ш

Цель:

1. Дифференциация С-Ш на слух и в произношении.

2. Формирование фонематического восприятия.

3. Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слова.

4. Упражнение в образовании и употреблении приставочных глаголов.

5. Закрепление пассивного словаря по теме «Море».

Оборудование: макеты парусных яхт , флажки, игрушки со звуками С, Ш в названии, головные уборы для детей с отличительными знаками команд, металлические баночки , наполненные песком, ракушками, камешками, мультимедиа – установка, ПК, ЗУА, призы.

 

                                           Ход занятия:

1. Оргмомент. Психогимнастика.

Логопед: Ребята, посмотрите на небо. Скажите, светит ли там солнышко? Нам хорошо, тепло, покажите, как вам тепло и хорошо на солнышке. А теперь подул ветер, стало зябко, прохладно, изобразите, как вам стало холодно. Но вот в небе опять появилось солнышко, погода, подходящая для прогулки.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, мы с вами построили две яхты, на которых сегодня отправимся в плавание.(Уточняется значение слова «яхта»).  Поскольку наши судна парусные, без ветра они не поплывут. Нужно изобразить вначале холодный ветер: с-с-с, а теперь теплый : ш-ш-ш. Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш.

3. Уточнение артикуляции, характеристика звуков С, Ш.

Логопед: Скажите, где находится язык, когда мы произносим звук С? Какой это звук, гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий? (Ответы детей). А теперь послушайте, я произнесу звук Ш.  Какой это звук? (Дети характеризуют звук Ш).

4. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков.

Логопед: Предлагаю совершить прогулку по морю. Давайте как-то назовем наши яхты. Придумайте название со звуком С в начале слова. (Дети придумывают слова на звук С). Я тоже придумала слово на звук С: «салют». (Уточнение значения слова).Если вы не против, одна яхта будет называться «Салют».И, конечно , нужно придумать название другой яхты. Предлагайте ваши варианты названий на звук Ш. (Дети придумывают слова на звук Ш). Молодцы, а я предлагаю назвать яхту «Штурвал». Что такое «штурвал»? (Уточнение значения слова). Какой первый звук в слове «салют»? Верно, С. А в слове «штурвал»? (Звук Ш). Обозначим наши яхты буквами С и Ш.

И чтобы  не было скучно, давайте устроим соревнование. Кто знает, как называется соревнование, в котором участвуют яхты?

( Регата. Уточнение значения слова.) Для того, чтобы провести регату, нам нужно разделиться на команды. На яхте «Салют» отправятся в плавание……, а на яхте «Штурвал»…(называет имена детей).

Чье же судно первым придет к финишу? (Дети надевают головные уборы с отличительными знаками команд, выбирают  капитанов).

  • Логопед: Первый этап состязаний – разминка. Команды внимательно слушают аудиозапись и определяют, что звучит?( Детям предлагается определить на слух шум моря и крик чаек. Отгадавшая команда получает флажок, который прикрепляется к парусу.)
  • Логопед: Следующее задание – определить, какое же под нами дно. Какое дно, если на дне песок? А если ракушки? Камни?(Отвечают дети: «песчаное», «ракушечное», «каменистое». Далее логопед демонстрирует одинаковые металлические баночки , в которые насыпан песок, ракушки и камешки, затем встряхивает их, издавая определенный звук и предлагает на слух определить, что в баночках. Команды угадывают, что в баночках, поочередно).

5. Дифференциация С-Ш.

  • Логопед: Следующий конкурс –  «Спасатели»

( Раскладывает на полу различные предметы со звуками С и Ш в названии).

Команда яхты«Салют» «спасает» предметы со звуком С в названии, а команда корабля «Штурвал» - со звуком Ш. Кто скорее и правильнее выполнит задание, тот получит очередной флажок.

6. Звуковой анализ слов.

  • Логопед: Следующий конкурс – конкурс капитанов. Их задача, используя компьютер, разместить новых пассажиров по каютам. Кто знает, что такое «каюта»? (Уточнение значения слова).

 (Капитаны определяют место звука в словах и соответственно положению с помощью компьютерной «мыши» размещают картинки. Все участники, наблюдают за выполнением задания. Капитан, выполнивший задание верно – получает флажок.)

7. Физкультминутка. Упражнение в образовании и употреблении приставочных глаголов.

Логопед: Что-то солнышко начало припекать, не хотите ли охладиться в воде? Давайте искупаемся в море. Ныряем на счет три. Раз, два, три! (Дети имитируют прыжок в воду.) От борта мы (от)плыли, по морю (по)плыли. Вспоминайте способы плавания. Плывем брасом, кролем, на спине, «по-собачьи». Возвращаемся на судна. До борта мы (до)плыли, к своим яхтам  (при)плыли. Забирайтесь на борт, берите полотенца, вытритесь хорошенько , продолжим наше путешествие. (Дети имитируют процесс).

8. Различение слов, близких по звуко-слоговому составу.

(Звучит фонограмма «Шторм».)

  • Логопед: Ребята, вы слышите, что-то море расшумелось. По-моему, кто-то сейчас появится из водной стихии. (Под музыку появляется девочка в костюме Золотой Рыбки, танцует).

 Рыбка: Здравствуйте, ребята, я – покровительница всей водной стихии – Золотая Рыбка. К вам я приплыла за помощью. В моем царстве- беда, перепутались звуки в словах. Поможете мне разобраться, навести порядок ? (Дети отвечают). Тогда возьмите письмо и разберитесь, что же не так в этих стихах? (Логопед читает рифмовки, дети угадывают «перепутанные»  слова. Команды участвуют по очереди.)

Говорят один рыбак

В море выловил башмак

Но зато ему потом

На крючок попался …ДОМ (СОМ).

Сом, конечно, знаем сами,

Рыба с длинными УШАМИ (УСАМИ).

Но рыбак не унимался

И ему ФАЗАН (САЗАН) попался.

Сел он в ЮБКУ (ШЛЮПКУ) и айда – по реке туда-сюда.

Тут   ПОДУШКИ (ЛЯГУШКИ) за ним поскакали

«Почему нас с собою не взяли?!»

Порыбачил и  потом

На МЕШОЧКЕ (ПЕСОЧКЕ) на речном

Долго наш рыбак лежал,

Загорал и отдыхал.

Логопед: Уважаемая Рыбка, мы очень рады, что помогли вам, и чтобы еще сильнее улучшить ваше настроение, мы скажем вам добрые слова. Ребята, если я скажу слово: «доброта», угадайте, какая Рыбка? Доброта -(Добрая). Если я скажу: «ласка»? (Ласковая). «Веселье» - (веселая); «ум» - (умная); «сила» - (сильная); «ловкость» - (ловкая).

Рыбка: Спасибо вам, ребята на добром слове, а мне пора возвращаться в пучину морскую, меня там ждут дела. До свидания!

9. Фонематический синтез.

  • Логопед: А наша регата продолжается, и следующий этап соревнований – встреча с морскими и речными жителями. Они изображены на этих картинках, назовите их. (Картинки на экране). Кто живет в море? В реке? Они подготовили для нашей регаты головоломки. Возьмите первые звуки из слов и составьте из этих звуков слово.

  1. Сом, окунь,  карась. (СОК).

  2. Морж, акула, краб. (МАК).

(Команда, выполнившая задание верно, получает флажок.)

10. Дифференциация С-Ш в скороговорках.

  • Логопед: И последнее задание – скороговорки:

Скороговорка для команды корабля «Салют»:

«В сплошной тиши у шалаша я слышу шорох камыша

Для команды корабля «Штурвал»:

«Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.»

(Скороговорки проговариваются хором, индивидуально несколькими детьми.)

11. Итог занятия.

   Ребята, давайте подведем итоги нашей гонки. Чья же яхта прибыла к финишу первой? Для этого нам нужно сосчитать флажки. (Победившая команда, равно как и проигравшая получает призы). Сегодня вы правильно отвечали на вопросы, хорошо думали, поэтому справились со всеми заданиями.

                               

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие по формированию фонематических представлений

Цель:  Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза слов со звуками «с – с\'».Задачи:•Развитие речевого слуха, фонематического восприятия. Развитие звукового анализа и синтеза слов. З...

Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений и аппликации. (старшая группа) Тема: «Цветик- семицветик»

Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений и аппликации. (старшая группа) Тема:  «Цветик- семицветик»...

Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе по сказке «Гуси-лебеди»

Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе по сказке «Гуси-лебеди»...

Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема: «В мире математики»

Цель:·        Закрепить представление детей о последовательности чисел в пределах 10·        Упражнять в счете до 10·...

Конспект подгруппового занятия по формированию фонематических представлений на логопункте (подготовительная группа) Тема: «Дифференциация звуков [р] и [л]»

Материал данного конспекта по дифференциации сонорных звуков и описанные в нем пособия, будут полезны как для логопедов логопедических пунктов, так и логопедических групп для детей, имеющих различные ...

Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Письма Королевы Математики»

Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Письма Королевы Математики»...

Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе по сказке "Гуси-лебеди"

Игровое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы...