Автоматизация звука Р в словах и предложениях
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Костюкова Екатерина Андреевна

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_attestatsii.docx38.37 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звука Р в словах и предложениях

Программное содержание:

Цель: Автоматизация звука Р в словах и предложениях

Задачи:

Образовательные:

  1. Повторение и закрепление артикуляции звука Р;
  2. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
  3. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей.

Коррекционно-развивающие:

  1. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, пословицах и стихах;
  2. Развитие фонематического слуха и восприятия;
  3. Развитие диалогической речи на основе общения с логопедом в процессе работы;
  4. Развитие зрительного внимания и восприятия;
  5. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;
  6. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.

Воспитательные:

  1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
  2. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.
  3. Развитие интереса к познанию окружающего мира при использовании ИКТ.

Предварительная работа:

1. Постановка звука Р и его автоматизация в свободной речи детей;

2. Беседа с детьми на тему: «Космос» /кто был первым космонавтом, кто такие авиаторы, космические планеты/

3. Разучивание с детьми стихов, используя мнемотехнику;

4. Разучивание пословиц на тему «Космос»;

5. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.

Оборудование:

Стульчики, зеркала, подзорная труба, конверты с заданиями, цветные звездочки, аудиозапись, презентация.

Ход занятия.

Дети входят в зал под «космическую» музыку.

СЛАЙД 2

Логопед

- Здравствуйте, ребята, я – астроном. Я изучаю звезды, и космические планеты /смотрит в большую подзорную трубу

/«телескоп»/ в небо, и произносит  стихотворение/.

Астроном наморщил лоб,

Астроном – ученый.

Он на звезды в телескоп

Смотрит ночью темной.

Далеко они от дома,

К ним лететь сто тысяч лет.

Интересно астроному:

Есть там люди или нет?

- Ребята, а вы как думаете, есть люди на других планетах или нет?

/ответы детей/

- Почему бы нам самим не отправиться в космос и не узнать точный ответ на этот вопрос? Отправимся? /дети: – Да!/

- А на чем мы полетим в космос? /дети: — На ракете!/

- Какой первый звук в слове РАКЕТА?

- А есть этот звук в слове АСТРАНОМ?

- А в слове СКАФАНДР? /ответы детей/

- В словах, связанных с темой «Космос» очень часто встречается звук Р — этот звук самый сложный в произнесении. Так как мы отправляемся в космос перед вылетом нам нужно сделать артикуляционную гимнастику, чтобы наш язычок произносил четко и правильно все звуки:/Дети смотрят в зеркала и выполняют упражнения/

«ЗАБОРЧИК»

«ТРУБОЧКА»

«ЛОПАТКА»

«ЛОШАДКА»

«МОЛОТОЧЕК»

«ГРИБОК»

«ЗАВЕДЕМ МОТОР РАКЕТЫ» /р-р-р-…/

- Помогать передвигаться по Вселенной нам сегодня будет волшебный экран.

- Давайте наденем скафандр и отправимся в полет.

/Дети произносят слова стихотворения и имитируют одевание скафандра /

Мы скафандр надеваем

Чтобы в космос полететь

Много нового узнаем

Нужно только захотеть!

- Наш экипаж к полету готов. Проверим, все ли системы космического корабля работают.

Фонопедическое упражнение «Ракета»

Проверяем топливо

Дети произносят «ш-ш-ш…»

Открываем и закрываем люки

А-а, А-а, А-а…/дети произносят звук А низким и высоким голосом/

Проверяем радио

Дети произносят короткие и острые звуки У в разных регистрах. Логопед показывает высоту голоса рукой

Включаем двигатель

Произносят звук Р и вращают кулачками перед грудью

- Внимание! Внимание!

Отправляемся в полет!

/Звучит еле слышно мелодичная «космическая музыка»/

- Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.

СЛАЙД 3

Вокруг нашего солнца вращаются девять планет, а вот и первая планета Меркурий. Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты! /дети произносят слово МЕРКУРИЙ/

- Посмотрите, на планете нас встречает инопланетянин. Давайте у него спросим, есть люди на планете Меркурий или нет.

- Скажи, пожалуйста, живут люди в космосе или нет?

ИНОПЛОНЕТЯНИН: /голос за кадром или наложен на слайд презентации/

- Для того чтобы узнать ответ на этот вопрос вам нужно облететь все планеты солнечной системы и выполнить все задания, которые вы найдете в конвертах. Возьмите первый конверт.

Задание: Отгадайте загадки.

СЛАЙД 4,5,6

1.Что за птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд?

/ракета/

СЛАЙД 7,8,9

2. Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя …

/астроном/

СЛАЙД 10,11,12

3. Он вернулся из полета,

Ведь летать – его работа.

Всех, кто в воздухе, ребята,

Называют …

/авиатор/

/Дети произносят отгадку, определяют местоположения звука Р в слове, а волшебный экран показывает им – правильно они ответили или нет /

СЛАЙД 13

Логопед

- Отправляемся дальше!

/звучит музыка/

- Мы приближаемся к удивительной  планете, которая называется Венера. Она сплошь затянута облаками. Здесь настолько жарко, что можно испечь пироги за две минуты. Давайте произнесем это слово и запомним его.

/Дети произносят слово Венера, выходят из корабля и находят конверт с заданием/

Задание: «Скажи наоборот»

Враг – друг

Зло — …

Вражда — …

Печаль — …

Ярко — …

Улетать — …

СЛАЙД 14

Логопед

- Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше!/звучит музыка/

СЛАЙД 15

- Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда давайте произнесем ее название и запомним его.

/дети произносят слово МАРС/

- Нас встречают Марсиане. Дети, давайте спросим у них: «Живут люди на планете Марс или нет?»/Дети задают вопрос/

Марсианин

- Нам скучно, поиграйте с нами!/голос за кадром/

Физминутка

Мы ногами – топ-топ,

Мы руками – хлоп-хлоп.

Движения выполняются по содержанию текста

Мы глазами – миг-миг

Руки на поясе, моргаем глазами

Мы плечами – чик-чик

Руки на поясе, плечи вверх-вниз

Раз – сюда, два – туда,

Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч.

Движения выполняются по содержанию текста

Раз-два, раз-два,

Дальше нам лететь пора!

Стоят на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.

Марсианин

- Ребята, на Марсе людей нет!/ голос за кадром/

СЛАЙД 16

Логопед

- Ребята, отправляемся в полет! Впереди нас ждет встреча с другими планетами. /Дети занимают свои места, тихо звучит космическая музыка/

- А вы знаете, кто был первым космонавтом?/ответы детей/

Да, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю.А.Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики…

Из центра управления получен сигнал: Приближаемся к планете Юпитер, над которой повисла угроза, ей нужно помочь удержаться во Вселенной! А для этого нужно выполнить задание.

Задание: Поменяйте первый звук в слове на звук Р, чтобы получилось новое слово.

Хобот – робот

Танец — …

Забота — …

Мычать — …

Пугать — …

Макеты — …

СЛАЙД 17

Логопед

- Из центра получено сообщение, что угроза миновала, а теперь пора нам отправляться  дальше!/звучит космическая музыка/

- Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к планете Сатурн. Обратите внимание — эту планету окружают кольца, давайте произнесем название планеты и запомним его.

/Детипроизносят слово САТУРН, выходят из корабля и находят конверт с заданием/

Задание: Нужно выучить стихотворение.

Гагарин

СЛАЙД 18

Летит, летит ракета

СЛАЙД 19

Вокруг земного света,

СЛАЙД 20
А в ней сидит Гагарин-

СЛАЙД 21

Простой Российский парень!

СЛАЙД 22

/опираясь на слайд, сначала логопед произносит стихотворение, затем вместе с детьми, а затем, дети произносят его самостоятельно/

СЛАЙД 23

Логопед

- Отправляемся в полет!/звучит космическая музыка/

Впереди нас ждет планета Уран. Она находится далеко от солнца и на ней очень холодно. Произнесите это слово и постарайтесь запомнить. А вот и она!/Дети находят конверт с заданием/

Задание: Расскажите, пословицы со звуком Р. /Дети читают пословицы/

  • Без топора избы не срубишь.
  • Без труда добра не бывает.
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • Кто в радости живет того кручина не берет.
  • Терпенье горы разрушает.
  • У хорошего мастера всякий инструмент остер.

и т.д.

СЛАЙД 24

Логопед

- Ребята, нам нужно спешить, осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и Плутон. /Дети продолжают полет, звучит космическая музыка/ эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть

посылаем им запрос: Есть ли люди на ваших планетах?/логопед посылает запрос/

- Пришел ответ, но его надо расшифровать!

Дидактическая игра «Составь предложение»

Корабль, на, летит, космический, Луна.

Яркие, небо, большие, на, звезды.

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планета.

Люди, Земля, планета, на, живут.

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.

/Дети расшифровывают сообщение с планет Нептун и Плутон/

СЛАЙД 25

Логопед

- Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим?

Эта планета – любимый наш дом,

На ней мы с рожденья до смерти живем.

Планета прекрасна: моря, океаны.

Цветы и деревья там, разные страны,

И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!

/Дети отвечают – Земля! Звучит космическая музыка/

- Ребята, мы так и не получили ответ на наш вопрос: живут люди в космосе или нет? А вы как думаете? /Ответы детей/

- Вы облетели все планеты солнечной системы, кому какая планета больше запомнилась и почему? /Ответы детей/

СЛАЙД 26

- Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля.

СЛАЙД 27

- Наш корабль благополучно приземлился!/Дети выходят из ракеты и находят еще один конверт/

В конверте записка от инопланетянина: «Ребята, вы большие молодцы, т.к. справились со всеми заданиями! К большому сожалению, в космосе люди не живут! Дарю вам на память звездочки:

Кому сегодняшнее путешествие понравилось – возьмет красную звездочку, а кому сегодня было трудно – возьмет  синею звездочку»./Дети делают выбор и объясняют его/.

Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях

Программное содержание:

Цель: Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях

Задачи:

Образовательные:

  1. Повторение и закрепление артикуляции звука Ш;
  2. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
  3. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей.

Коррекционно-развивающие:

  1. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, пословицах и стихах;
  2. Развитие фонематического слуха и восприятия;
  3. Развитие диалогической речи на основе общения с логопедом в процессе работы;
  4. Развитие зрительного внимания и восприятия;
  5. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;

Воспитательные:

  1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
  2. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.
  3. Развитие интереса к познанию окружающего мира при использовании ИКТ.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация POWER POINT

Ход занятия.

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята.

Каждый день всегда, везде:

На занятиях, в игре

Верно, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию. Садитесь.

 2.Артикуляционная гимнастика.

Ребята, я вам расскажу сказку о Веселом язычке. Слайд 1

Дети выполняют артикуляционные упражнения.

 3. Знакомство с темой.

Давайте вспомним как произносится звук «Ш» Слайд 2

Что происходит с губами, зубами, как расположен язык?

Куда направлена струя воздуха?

На что похож звук «Ш»? Слайд 3

 4. Развитие фонематического слуха.

Ребята давайте подарим Мише предметы, в названии которых слышится звук «Ш».Слайд 4.

 5. Автоматизация изолированного произношения звука «Ш»

Д/И «Змейка» Слайд 5

Змейка шипит пока ползёт по тропинке.

3 варианта сложности (увеличение длины тропинки – увеличение длительности произношения звука)

 6. Автоматизация произношения звука «Ш» в слогах

Игра «Альпинист» Слайд 6

Поднимаемся на гору и спускаемся с горы. Тяжело подниматься вверх (произносим слог ша протяжно). Легко спускаться вниз (произносим слог шу легко).

Игра «Кораблики» слайд 7

Кораблики с гласными буквами подплывают к острову с буквой «Ш», образуя слоги.

Игра «Произнеси по- разному» слайд 8

Дети произносят слоги с различной интонацией: удивленно, грустно, весело.

 Физминутка

Шуршат на дереве листы

Шуршат на дереве листы, (Руки вверх, потянулись.)

Шуршат осенние кусты, (Руки опустили. Присели.)

Шуршит камыш, (Встали, наклоны туловища влево-вправо.)

И дождь шуршит (Шаги на месте.)

А ты садись и не шурши, (Сели на места.)

И все красиво говори.

7. Автоматизация произношения звука «Ш» в словах.

Игра «Помоги змейке попасть домой» слайд 9

Змея («песенка змеи» - Ш) ползет по дорожке к своему домику. Каждый раз путь змее преграждает предмет (шапка, шуба, шкаф, шило, шайба, шина), название которого начинается на звук Ш. Ребенок должен правильно произнести название предмета, чтобы он исчез с дорожки и позволил змее двигаться дальше.

Игра «Рифмы» слайды 10 - 15

Дети подбирают рифмы к заданным словам, правильно произнося звук «Ш»

Игра «Посчитай игрушки» слайд 16

8. Автоматизация произношения звука «Ш» в предложениях и связной речи.

Пересказ рассказа «Живая шляпа» слайд 17

9. итог занятия

– А какой звук мы сегодня повторяли?

– Правильно, звук [ш].

– А какой это звук?

– Это твердый, глухой, согласный звук.

– Чем мы еще занимались на уроке?

– Понравился ли вам урок?

– До свидания.

 

Постановка звука «Р». Автоматизация звука в слогах, словах, чистоговорках

Цель: формирование навыка правильного произношения в звукосочетаниях - тр, - др.

Задачи:

Дидактические:

  1. Отрабатывать умение правильно выполнять упражнения по артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастикам, чтобы сформировать правильный артикуляционный уклад для звука "р".
  2. Вырабатывать навык правильного произношения звукосочетаний - тр, - др в слогах, словах, удерживая кончик языка вверху.

Коррекционные:

  1. Коррекция мелкой моторики, фонематического слуха.
  2. Развитие мимической моторики, нормализация мышечного тонуса лица путем самомассажа.

Воспитательные:

  1. Воспитание мотивации путем игровых моментов.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, собака, язычок - логовичок, возд. шарик, су - джок, картинки - эмоции, солнышко, туча, дождь, молния, д. игры: ромашка, "поднимись по лесенке", " найди ключ", " подбери ключик к замочку", сундучок с угощеньем, дерево с дроздом.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришел пес. А вы попробуйте угадать, как его зовут? В его имени есть звук Р. Я назову клички животных, а вы внимательно слушайте: Полкан, Жучка, Пальма, Дружок (Дружок)

Сегодня на занятии мы отправимся в гости к дрозду, который живет на дереве в лесу. А кто будет хорошо заниматься, тот получит сладкий приз от дрозда.

Кто издает звук над которым мы сегодня будем работать (собака, тигр)

Правильно вы догадались мы будем учиться произносит звук Р в сочетаниях -тр, - др.

  1. Гимнастика для язычка. 

А как мы найдем дорогу к дрозду? Нам поможет язычок - логовичок. Чтобы он указал нам путь, мы должны выполнить гимнастику для язычка.

1. Блинчик. Слайд №1

2.Чашечка. Слайд №2

3. Лошадка. Слайд №3

4. Грибок. Слайд №4

5. Гармошка. Слайд №5

6. Вкусное варенье. Слайд №6

3. Дыхательная гимнастика.

Полетим на воздушном шаре. Подуем, чтобы он полетел.

Сделаем вдох и плавный медленный выдох.

Упр. Для щек:

Надуем щечки, как шарик.

Шарик сдулся (втянули щечки)

4. Автоматизация звука Р в слогах

  1. Заведем моторчик. (др.)

Нашей собачке было весело и она запела песенку, давайте повторим:

тра, тра, тра, 
тро, тро, тро, 
тру, тру, тру, 
Мотор гудит сильно, споем громко. дра, дро, дры, дру. 
А теперь споем тихо. тра, тро, тры, тру.

2. Машина заглохла, помогите ее починить. Выберите те ключи, где есть звук "Р". (на ключах картинки с сочетаниями -др,-тр.)

3. Дорожка.

Поедем по дорожке. Надо выбрать ту дорожку, где есть картинки со звуком "Р".

Вот мы добрались до цветочка. Давайте немного отдохнем. Слайд №7

  1. Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся. (туловище влево - вправо) Больше спать не захотел. (туловище вперед - назад) Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется. Бабочка кружит и вьется. (покружиться).

8. Автоматизация звука Р в словах

1. Собрать ромашку, назвав картинки (картинки: стручок, трон, трава, дрова, драка, дракон). Дети собирают ромашку, нанизывая лепестки на шнурок.

13. Собрать пирамидку.

Тра, тра, тра - в детский сад идем с утра.
Тро, тро, тро - в садик ехали в метро.
Тры, тры, тры - в сказках гномики хитры.
Дро, дро, дро - у нас новое ведро.
Тра, тра, тра - мы сидели у костра.

Вот мы и добрались до дерева. Кто здесь живет? (дрозд).

Но чтобы к нему попасть, надо собрать пирамидку из квадратов и назвать цвет. (синий квадрат:)

14. Найти ключ от ларца.

Дрозд нам приготовил угощенье, но вот беда, перепутал ключи от ларца.

Помогите найти нужный ключ. Дети подбирают ключ к ларцу, в ларце-конфеты.

Поблагодарим за угощенье, наше путешествие подошло к концу.

15. Итог:

Понравилось вам занятие? Что понравилось в путешествии? Как вы думаете, за что угостил вас дрозд? Вы хорошо занимались на занятии. Правильно проговаривали звук Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш – в словах и предложениях.

Занятие является индивидуальным, проводится на этапе автоматизации звука (ш)....

Автоматизация звука "Л" в словах и предложениях.

Уточнить знания правильной артикуляции звука «Л»;Уточнить произношение изолированного звука «Л»;Закрепить четкое произношение звука «Л» в слогах, словах, предложениях;Развивать слуховое снимание;Разви...

Автоматизация звука /з/ в словах и предложениях. Лексическая тема: « В гости к сказке».

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы ...

Презентация «Автоматизация звука р в словах и предложениях» и конспект логопедической НОД

Аннотация – Презентация  предназначена для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста, а именно – для автоматизации сонорного звука Р в словах и предложениях.  Смена слайдов на...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях.

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях. ...

Индивидуальное занятие "Автоматизация звука "Л" в словах и предложениях. Путешествие в страну звука "Л".

Занятие по автоматизации звука [Л] проходит в занимательной форме -  путешествия. Ребёнок путешествует по стране звука "Л" вместе с пчёлкой Стеллой. Для Стеллы  ребёнок на протяжении в...