Цикл сказок для развития артикуляционной моторики
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

 

      Коррекционная работа сложный процесс и поэтому учитель-логопед должен иметь не только теоретический багаж знаний, но и творческий потенциал.

     В своей работе я столкнулась с проблемой недостаточного внимания у детей на логопедических занятиях. С целью повышения внимания и активизации детей в ходе коррекционно-развивающих занятий, был разработан цикл  логопедических сказок для формирования артикуляционной базы. Разработанные типы упражнений, направлены на такое положение органов артикуляции, при котором звучание близко к акустическому эффекту нормированного звука. Упражнения даны для всех групп нарушенных звуков в определенной последовательности и объединены единым сюжетом. С детьми разучивается комплекс артикуляционной гимнастики под названием: “Язычок и его друзья”. Разучивание артикуляционной гимнастики сопровождается показом картинок.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика. Звук С.

  1. “Улыбка” -     Растянуть губы в улыбке.
  2. “Заборчик” -  Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.
  3. “Желобок” -   Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и  воздух.
  4. “Красим нижний заборчик” - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево - вправо.
  5. “Непослушный язычок”  -  Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
  6. “Приклеим язычок” - Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.
  7. “Горка”-  Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

Артикуляционная гимнастика выполняется 1-2 раза в день,

перед зеркалом не менее пяти минут.

Артикуляционная гимнастика. Звук З.

  1. “Улыбка” - Растянуть губы в улыбке.
  2. “Заборчик”  - Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.
  3. “Желобок” - Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.
  4. “Красим нижний заборчик” - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
  5. “Непослушный язычок” - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
  6. “Приклеим язычок” -  Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.
  7. “Горка” - Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.
  8. “Колокольчик” - Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Артикуляционная гимнастика выполняется 1-2 раза в день,

перед зеркалом не менее пяти минут.

 

Артикуляционная гимнастика. Звук Ш

  1. “Дудочка” - С напряжением вытянуть вперед губы.
  2. “Кружочек” - Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.
  3. “Непослушный язычок” - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
  4. “Лопатка” - Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
  5. “Качели” - Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
  6. “Болтушка” - Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
  7. “Чашечка” - Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
  8. “Красим верхний заборчик” - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево - вправо.
  9. “Красим потолок” - Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади - вперед.

Артикуляционная гимнастика выполняется 1-2 раза в день,

перед зеркалом не менее пяти минут.

Артикуляционная гимнастика. Звук Ж.

  1. “Дудочка” - С напряжением вытянуть вперед губы.
  2. “Кружочек” - Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.
  3. “Непослушный язычок” - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
  4. “Лопатка” - Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
  5. “Качели” - Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
  6. “Болтушка” - Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
  7. “Чашечка” - Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
  8. “Красим верхний заборчик” - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
  9. “Красим потолок” - Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
  10. “Колокольчик” - Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Артикуляционная гимнастика выполняется 1-2 раза в день,

перед зеркалом не менее пяти минут.

Артикуляционная гимнастика. Звук Л.

  1. “Окошко” - Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.
  2. “Качели” - Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
  3. “Болтушка” - Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
  4. “Чашечка” - Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
  5. “Красим верхний заборчик” - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
  6. “Красим потолок” - Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
  7. “Непослушный язычок” - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
  8. “Иголочка” - Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).
  9. “Колокольчик” - Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Артикуляционная гимнастика выполняется 1-2 раза в день,

перед зеркалом не менее пяти минут.



Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«Взаимодействие участников коррекционного процесса»

       

      Организация взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя - логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается закреплением этих навыков. Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов у воспитанников в работе с воспитателями необходимо использовать:

  • ведение тетради взаимодействия специалистов с рекомендациями и заданиями;
  • логопедизация режимных моментов и занятий;
  • проведение систематических упражнений для развития дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики;
  • проведение занятий по математике, познавательному развитию, художественно-творческой деятельности,  интегрируя логопедические цели.

 Взаимосвязь специалистов, особенно логопеда с педагогами, заключается в логопедизации режимных моментов и занятий. Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывали умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в учебную, игровую, трудовую деятельность), в содержание других занятий (математику, развитие речи и ознакомление с окружающим), а также в режимные моменты. Так, например, воспитатели в повседневной жизни систематически развивают у детей мелкую моторику и артикуляционный аппарат. Эта работа проводится в виде «Сказок о Весёлом язычке», пальчиковой гимнастики, народных игр. Связи логопедии с математикой осуществляются педагогами не только на занятиях, но и в повседневной жизни. В процессе ознакомления с математикой важно отрабатывать лексические и грамматические категории (согласование в роде, числе, падеже), величинные понятия (высокий-низкий, длинный-короткий, узкий-широкий), которые как показывает практика, очень часто довольно слабо дифференцируются детьми и обозначаются зачастую однозначно (большой-маленький). Слабым звеном являются и временные понятия (быстро-медленно, дети смешивают и такие понятия как сегодня-вчера-завтра, дни недели, месяцы, времена года). Нарушена и ориентировка в пространстве (выше-ниже, перед-за, под-над, справа-слева, между, из-за, из-под), что затрудняет освоение предложно-падежных конструкций. Счет, счетные операции, решение задач помогают детям овладеть согласованием числительных с существительными в роде, числе.

Организация взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, прослушивание которых способствует нормализации засыпания, пробуждения; способствует созданию музыкального фона в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности, что ведет к минимуму поведенческие и организационные проблемы, значительно повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы. На логоритмических занятиях совершенствуются общая и мелкая моторика (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).

     На музыкальных занятиях обеспечивается преемственность усвоения музыкального, двигательного и речевого материалов с учётов вида речевой патологии. В процессе совместной работы составляется план, проводятся серии занятий, в процессе которых используются:

  • музыкальные произведения различных жанров;
  • логоритмические упражнения;
  • упражнения на развитие координации между движением и словом;
  • игры и упражнения на развитие дыхания;
  • игры и упражнения на развитие просодической стороны речи (темп, сила голоса, выразительность).
  • упражнения на развитие мимических движений

     Интегрированные связи  учителя-логопеда и инструктора по     физической культуре.

     Обследование детей, имеющих речевую патологию, показывает наличие  у них особенностей в состоянии двигательной сферы:

  • недостаточная координация сложных движений;
  • моторная неловкость, неточность;
  • отставание от заданного темпа выполнения движений;
  • нарушение плавности  и амплитуды выполняемых движений.

     Совместное обсуждение результатов первичной диагностики позволяет наметить перспективный план коррекционнообразовательной работы на занятиях по физической культуре, который включает следующие задачи:

  • постановка правильного дыхания, увеличение жизненной емкости лёгких (разделение носового и ротового дыхания, отработка нижнего диафрагмального дыхания);
  • развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой (пальцы рук);
  • расширение и обогащение лексического запаса.

Взаимодействие с семьёй

Работу по взаимодействию детского сада и семьи педагоги выстраивают в процессе личностного ориентированного общения. Содержательной основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка группы, полученные в результате обследования в начале учебного года. Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребёнка группы; сформировать у родителей желание помогать своему ребёнку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) малыша.

Работа по взаимодействию с родителями воспитанников группы включает в себя следующие мероприятия.

Индивидуальные встречи с родителями.

Первая встреча планируется в начале учебного года. Цель: донести до родителей результаты обследования речевого развития ребёнка; заручиться их поддержкой в последующей работе. Беседы проводятся с каждой семьёй отдельно (индивидуально). В процессе беседы с родителями логопед тактично рассказывает о сильных и слабых сторонах речевого развития ребёнка, просит близких поделиться своими наблюдениями за речью малыша),что радует, что огорчает, а также разрабатывается план совместных действий по развитию речи на ближайшее время, даются конкретные рекомендации и задания родителям для их ребёнка.

В последующем встречи проводятся в установленном порядке. Частота встреч зависит от уровня речевого развития ребёнка, от его последующих успехов или проблем. Встречи – беседы с родителями планируются  в среднем один раз в два месяца. В случае необходимости (по желанию родителей или педагогов) проводятся промежуточные встречи- консультации.

Каждая встреча (кроме первой) включает в себя: констатацию динамики речевого развития ребёнка (с чем он справился, что ещё вызывает трудности); обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка; корректировку плана совместной деятельности по развитию речи ребёнка (если есть необходимость); рекомендации и задания родителям ребёнка; назначение примерной даты следующей встречи.

Участие родителей в речевых традициях группы:                                                                          «Копилка слов».

Традиция по расширению, закреплению и конкретизации словаря начинается в детском саду. Постепенно к этой работе начинаем привлекать родителей, например, подбираем вместе с ребёнком красивые (осенние, зимние, острые, вкусные и т.д.) слова; подобрать картинку с интересным (красивым, тяжелым и т.д.) предметом.

По результатам этой работы в группе создаются книжечки, в которые объединяются картинки, рисунки детей и родителей, соответствующие данному определению. Например, «мягкие слова»- на всех картинках этой книжки предметы и объекты соотносятся с прилагательными: мягкий (-ое, - ая, - ие) мягкий диван, мягкая подушка, мягкие игрушки. Рассматривая картинки, дети не только называют, что изображено на них, но и упражняются в умении соотносить прилагательные с существительными, описывать предметы, подбирать другие определения к ним, называть части предметов, составлять названия предметов из букв разрезной азбуки и прочее.

Работа логопеда и воспитателей с подгруппами родителей.

Такая работа проводится с родителями тех детей, у которых обнаружены схожие проблемы в речевом развитии. На таких встречах родители получают более подробную консультацию; наблюдают, как педагог работает над разрешением выделенных речевых проблем; знакомятся с необходимыми  дидактическими играми, осваивали приёмы воздействия в процессе непосредственного общения, игры со своим ребёнком под ненавязчивым контролем и руководством педагога; делятся друг с другом своим положительным домашним опытом в решении единых для всех собравшихся проблем развития речи детей.

Специальный фонд материалов.

В логопедической группе был создан специальный фонд материалов, обеспечивающих работу родителей с ребёнком в домашних условиях.  Это: библиотечка книг для родителей по проблемам речевого развития, подборки картинок под разные речевые задачи, дидактические игры по развитию речи, материалы для развития мелкой моторики рук. Родители пользуются созданным фондом для реализации совместного с детским садом плана действий по развитию речи своего ребёнка.

     

ДОКЛАД

«Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа. Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда. Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Каковы же причины возникновения речевых нарушений?

Среди последних можно выделить:

•    ухудшение экологической обстановки;

•    особенности    Белгородского    района    по    йодо    -    и    фтор    -дефицитности;

•    увеличение числа патологий беременности;

•    увеличение количества родовых травм;

•    ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

•    различные социальные причины.

Хотелось бы отдельно остановится на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеокассет.

Неправильное  речевое   окружение и воспитание так же может являться

причиной возникновения у  детей  дефектов   речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький   ребенок   не   в   состоянии   воспринять

языковую     норму     родного     языка,     артикуляционные   уклады   звуков

слышимой     речи,     у     него   формируется   неправильное   или   неточное восприятие   речевых   звуков.  А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов     звукопроизношения.     Нарушения   звуковой    культуры    речи,    возникшие    в    дошкольном    возрасте,    в дальнейшем  могут  повлечь  за  собой      целый      ряд      вторичных     нарушений     речи:       недоразвитие   фонематического   слуха,   задержанное   формирование навыков  звукового, слогового     и     буквенного   анализа    слова   обеднение   словаря  ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое   нарушение  речи   в той   или   иной   степени   может   отразиться на деятельности и    поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном    развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.

Как отмечалось ранее, речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи. Основными компонентами звуковой культуры речи являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем). Работа воспитателя по формированию звуковой стороны речи включает в себя несколько этапов:

1.   подготовительный;

2.  этап появления звука;

3.  этап усвоения и автоматизации звука (правильное произношение звука в связной речи)

Хотелось  бы  отдельно  остановиться на двух первых этапах речевой работы. Они включают в себя:

•    развитие слухового внимания детей;

•    развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;

•    развитие подвижности артикуляционного аппарата;

•    уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию. Зачастую данному этапу работы не уделяется достаточно времени. В результате такой поспешности дети оказываются неподготовленными к последовательной   целенаправленной   речевой работе, что может послужить толчком к появлению дефектов речевого развития. В детском саду широко используются различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Это хорошо. Но при обследовании детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у них слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Особые трудности вызывают задания на смену пальчиковых поз, воспроизведение заданного темпа в движениях. В чем же причина таких нарушений? Подробно не останавливаясь на анатомических и физиологических аспектах, рассмотрим педагогические причины. Дети при проведении пальчиковых игр коллективно выполняют движения неточно, не осознают дискретные (отдельные) положения пальцев, отвлекающим моментом является и речевое сопровождение игры. В связи с этим представляется целесообразным наряду с использованием пальчиковых игр, ежедневное проведение пальчиковой гимнастики с детьми, которая включает в себя комплекс отдельных или чередующихся в определенном порядке и темпе поз и движений для пальцев рук. Это позволит более комплексно проводить работу по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей. Уточнение артикуляции и произношения звука очень важно в процессе работы по развитию речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения. Зачастую данный вид речевой работы проводится коллективно в виде заучивания и проговаривания стихотворений и речевок, насыщенных соответствующим звуком или включающих в себя звукоподражание. Такая форма действительно эффективна, если звук появляется у ребенка спонтанно и уже достаточно автоматизирован в самостоятельной речи. Если же данный звук еще не сформирован, или процесс автоматизации не завершен, то происходит фиксация дефектного звука в речи ребенка, что в дальнейшем потребует кропотливой коррекционной работы. Исходя из этого, целесообразнее совмещать работу по уточнению положения органов артикуляции при данном звуке с проговариванием речевок. При этом проговаривание воспитателя должно быть четким, с хорошей артикуляцией наиболее значимых моментов, желательно в не быстром, умеренном темпе. Уточнение положения органов артикуляции при произнесении отдельных звуков представляется невозможным без предварительной работы по развитию артикуляционной моторики у детей. Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой полости, о возможных движениях органов артикуляции.                   

В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду знакомство детей со звуками речи происходит в определенной последовательности, повторяющей основные этапы становления детской речи при нормальном речевом развитии. В связи с этим очень важно предварять ознакомление детей со звуками речи выполнением артикуляционных тренировочных упражнений, которые способствуют формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков. Для достижения желаемого результата необходимо выполнять соответствующий комплекс артикуляционной гимнастики в группе.

Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

В этой связи одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника т.д.) и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.

ДОКЛАД

«Роль игры в развитии фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР»

       

     

     В коррекционной работе важно найти наиболее эффективные методы для устранения дефектов восприятия и произношения фонем у детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, поэтому в первую очередь с помощью методической литературы, я разработала игры и игровые приемы, способствующие более эффективной коррекции фонематического восприятия.

 Разработанные мною игры можно классифицировать (Г.Г. Голубева «Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников) в определенной последовательности, по целевому назначению, а именно:

1. Игры на узнавания и различения неречевых звуков

2. Игры на различение правильно и дефектно произнесенного звука

3. Игры на различение близких по звуковому составу слов

4. Игры на дифференциацию слогов

5. Игры на дифференциацию звуков

6. Игры на формирование фонематического анализа и синтеза

(Игры см. приложении стр. 6-16)

Данная классификация помогла мне выстроить мою работу в  определенной последовательности и охватить в полной мере изучаемый материал.

В своей работе я использую биоадекватные технологии учебно-методического комплекса «Речецветик». (Ванюхина Г.А., канд. пед. наук, преподаватель кафедры психопатологии и логопедии, Екатеринбург). Благодаря этому комплексу провожу обучающие игры на основе познавательной событийной темы и подаю учебный материал в соответствии с пережитым, освоенным.  Звуки превращаются в сказочных персонажей и все занятие проходит в игровой форме. При использовании данного комплекса у детей повысился уровень по следующим категориям:


- выделение заданного звука из звукового ряда, слова и фразы;
- определение места звука в структуре слова;
- определение звукового и слогового состава слова;
- подбор слов с заданным звуком или слогом;
- формирование слова из ряда звуков или слогов.

Всем хорошо известно, что звуки только слышатся и произносятся. А детям почему-то очень хочется их увидеть. Что ж, пусть смотрят. Но они должны знать, что эти звуковые человечки живут лишь в речевой стране Говорунии. Давайте познакомимся с ними и с их фонетическим миром.

1. Шесть гласных звуков [у, а, и, э, о, ы] - шесть девочек. Их материнское слогообразующее начало рождает мелодию слов. Полуоткрытый рот у фигурок-символов говорит о свободном выдохе воздуха: гласные легко поются. Красный цвет платья-квадратика указывает на главную роль в словообразовании, колокольчики - на полногласие звуков,

Губы  на  схематичную артикуляцию. Согласные звуки - мальчики.   Эта мужская половина   слов участвует в их строительстве и преобразовании   на фундаменте    гласных     звуков.   Сжатые   губы   -  символ преград  на пути выдыхаемого   воздуха.   Песенок    у согласных не получается: они  свистят, шипят, вибрируют,  взрываются,   их   можно    потянуть   [ж  - ж  - ж],  но не пропеть! Артикуляция у  согласных не изображена. Поэтому при знакомстве с каждым новым согласным звуком дети должны уточнить  положение губ и языка: подражая взрослому, глядя в зеркало (самоконтроль)  и друг  на друга (взаимоконтроль).
      Звонкие    согласные      произносятся    голосом  и   с  шумом.  Об   этом напоминают   колокольчики   на   их    шапочках.   Глухие  согласные издают только шум, колокольчиков  у них  нет. Отличить звонкий от глухого можно, прикладывая руки к горлу: оно гудит  или  молчит. Твердые согласные носят синие костюмы - квадраты.  Характер   у   них строгий и  рациональный. Они шипят строго [ш - ш - ш], стучат строго [т - т - тъ], рычат строго [р - р - р], но произносятся легко,  без  напряжения.  Мягкие  согласные  одеты  в  зеленые костюмчики. Характер у них мягкий,  сердечный. Они  шипят нежно [щ - щ - щ], стучат нежно [ть - ть - ть] и даже рычат нежно  [рь -  рь - рь]. Это требует много сил. Вот почему произносятся они с напряжением.
       2. Характеристика звуков осуществляется по вопросам звуковой анкеты, по  своему  содержанию  напоминающей  анкетирование человека.  Фамилия звука  зависит  от его принадлежности  к  семье гласных или согласных. Имя передает    непосредственное    звучание.   Отчество    у   звонких   и   глухих согласных   определяется    по   наличию    отца  -   Голоса.  Характер  бывает твердый или мягкий.  Сведения  о новом звуке можно  закрепить  с помощью внешнего   вида   звукового   человечка,    по   конфигурации   губ,   наличию колокольчика      и     цвету      костюмчика.     Опорой    для       планомерной характеристики любых звуков (гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий) служит опосредованная схема с атрибутами: приоткрытый рот - сомкнутые губы;

колокольчик - перечеркнутый колокольчик;

синий – зеленый квадратик.
       3. В границах одной словарной и  фонетической темы хозяйничает один и тот же звуковой человечек. Отличить его от другого звука помогают буквы или  картинки   -   эмблемы,   изображенные   на   костюмчиках.   Имя   звука выделяется   из   начала   их   названия:   КОТ  -  К, КИТ  -  К’.  Это  касается согласных,   так как гласные легко различимы по символичной артикуляции.
Везде, где появляется звуковой человечек, нужно с ним  работать: подбирать слова  с  заданным  звуком,  закрывать  его  фишкой предметы или картинки, называть  этот  звук  как  предлог  или  союз,  следить за его произношением.
Первоначально     заданный     звук     выделяется   только    на    слух!     При рассматривании картинок слова сначала произносятся взрослым и ребенком, а потом анализируется их звуковой состав. После успешного овладения этой задачей    ребенок   может    находить    звук    с   помощью   шепотного   или мысленного проговаривания.
     4.    Для выделения    звука    из    заданного    положения    в слове нужно подключать дополнительные сенсорные сигналы.

• При   определении   последнего  звука  в  слове взрывной согласный можно «бросить»  (сказать)  на  ладошку, слегка отделив его от предыдущих звуков. Соединяя  след  от  воздушной струи с утрированным произношением звука, ребенок легко называет его.
• При   подражании   взрослому   одновременно   с произнесением взрывного согласного  в  любом  положении  в  слове  «поймать» его резким движением руки в кулачок, словно комара схватить.
• Гласные  и  щелевые  согласные  нужно  потянуть, предварительно обратив внимание детей на самый длинный звук в слове. Во время его произношения предложить   «поскользить»   с   ним  словно по веревочке рукой: НОС__ОК, НОС__.
• Для   нахождения   слов   с   заданным  звуком   среди   других   слов можно «застукать»  их: хлопнуть  ладошкой,  если услышишь заданный звук в слове (по принципу игры в «Баши»).
      5. Особенное   затруднение   дети испытывают при определении первого звука  в  слове,  когда  это  согласный  в слиянии  с гласным: ДОМ - [Д], а не [ДО].  К  произношению  отдельного   звука   нужно  подходить  постепенно.
• Выделять   начальный   взрывной  согласный   вне   слияния,   утрируя   его произношение: К - ТО?
• Выделять начальный гласный вне слияния: А__ИСТ.
• Выделять    начальный щелевой согласный при слиянии с гласным: С__УП.
• Выделить  начальный  смычно-щелевой согласный при слиянии с гласным, утрируя его произношение и слегка протягивая его: В__АТА.
• Выделять начальный взрывной согласный при слиянии с гласным, утрируя его произношение: К__ОТ.
При  этом  в  момент  произношения  выделяемого  звука можно подключить перечисленные ранее опорные сигналы.
      6. Знакомству со слогами предшествует ориентация в пространственной структуре слова. Дети учатся определять местоположение заданного звука в начале, середине и конце слов. Делать это можно с помощью:
- матрицы, состоящей из трех ячеек; при нахождении местоположения звука первая,  средняя  или  последняя  ячейка  закрывается  квадратной  фишкой - синим  или  зеленым  костюмчиком  заданного  звука  или  самим  звуковым человечком;
- сюжетных   символов.   Например,   при   словарной   теме «Осень» нужная ячейка    закрывается    желтым    листиком.   При   знакомстве   с   фруктами местоположение звука [и] отмечается соответствующей картинкой;
- разрезной  трехчастной  картинки звуковой птички, клюв которой - первый звук   в   слове,  хвостик  -  последний,  крылышки   и   лапки  -  все  звуки  из середины слова (по мотивам рассказов Бианки, в которых синичка Зинька по аналогии с собой определяла носик, серединку и хвостик года);
- слова-домика, к началу, середине или концу которого можно прикладывать звукового человечка или фишку - квадратик;
- определение  первых  и  последних  звуков  в  их названии: «Найти носы» и «Вернуть хвосты» различным предметам.
     7. Для  определения  местоположения  звука  в  слоговой структуре слова используется символ слова-домика со слогами-подъездами.
• Уточнив   порядковое   место   слога   с   заданным   звуком, нужно закрыть фишкой     или   закрасить   соответствующий    квадратик   -   подъезд     или «поселить» туда звукового человечка.
• Подбирая   слово   с   заданным   звуком  в определенном слоге, желательно опираться  на  схематичное изображение. Например, двухподъездный домик, первый  квадратик  которого  отмечен синей фишкой звука [л], подсказывает такие слова как ЛЫ-ЖИ, ПАЛ-КИ…
      8. Звуковые   человечки  с  эмблемами, как носители конкретного имени, могут  загадывать детям слова с определенными звуками. Так, для мальчика-звука   в   синем   костюмчике    с  паровозиком  дети  придумывают слова со звуком   [п]   (суп,   пыхтит,   пушистый…).  Эмблема   петушка  на   зеленом костюмчике  побуждает  подбирать  слова  со звуком [п’] (пить, пирог, степь, пестрый…).  Звуковые  человечки  могут  путешествовать  по  помещению  и отмечать своим прикосновением предметы, в названии которых слышатся их имена.   Во   время   автоматизации    звуков   соответствующие   мальчики  -согласные   в   качестве   условных    сигналов   напоминают   о   правильном звукопроизношении.
       9. Там,   где   рядом   находятся  два  звуковых человечка и более, нужно определять их порядок или сливать их в слово, например:
- в слове МАК первый звук - [м], второй - [а], третий - [к];
- в слове МЕЛ первый звук - [м’], второй - [э], третий - [л].
Фонетическая   культура   развивается   постепенно.   Поэтому ее воспитание проводится  на речевых занятиях, в специально организованной и свободной деятельности  детей  в естественных  и  смоделированных  коммуникативно-познавательных  ситуациях.  Предлагаем  понаблюдать   за   использованием биоадекватных  техник воспитания фонетико-фонематического восприятия в согласовании  со  звукобуквенным  анализом  в структуре комплексной игры по развитию речи.
       Также   применяю   в   коррекционной   работе   с     детьми    наглядные зрительные   опоры.   Этот    метод   я   применяю    при     артикуляторно   -фонематической,    артикуляторно - фонетической   дислалии,  в тех случаях, когда  формирование  артикуляционной  базы  звуков идет особенно сложно. Мышление   детей   дошкольного     и     младшего      школьного       возраста  преимущественно   наглядно  -  образное,   следовательно,  наиболее логично составление  схемы  ориентировочной  основы  действий (ООД) в наглядном плане.  Схемы я рисую на карточках или  в индивидуальных тетрадях только в   случае   затруднений.   К   упражнениям,   не представляющим трудности, рисую   символ,   связанный  с    названием     и   позволяющий      соблюдать очередность.   Использование    зрительных   опор   вооружает   родителей  и ребенка     дополнительными     средствами     контроля     за      соблюдением требований, способствуя повышению эффективности упражнений. (Из серии «Мир вашего ребенка. Г.В. Ханьшева «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения».)

Профилактика дислексии

     В целом, систему профилактики дислексии у старших дошкольников можно проводить по схеме поэтапного формирования навыка чтения, предложенной  А.В. Лагутиной:

  1. формирование навыка звуко-буквенного обозначения. Одна из важнейших операций, обусловливающих успешность формирования технической стороны чтения - правильное, устойчивое и быстрое соотнесение буквы со звуком. Последовательность введения букв соответствовала сформированности  звукопроизносительной стороны речи детей;
  2. формирование навыка чтения слогов и слов. Усложнение предлагаемого материала осуществляется по двум направлениям одновременно: усложнение семантического значения от простых обиходных к обобщенным понятиям; соблюдение строгой последовательности в воспроизведении слоговой структуры слова;
  3. формирование предпосылок понимания смысловой стороны чтения. На данном этапе детям предлагаются упражнения, которые формируют направленность на понимание смысловой стороны чтения на всех этапах работы с буквой, слогом и словом. Сюда включается формирование навыка соотнесения графического изображения буквы с первым (серединным или последним) звуком слова; навыка соотнесения прочитанного слога со словом, название которого начинается с данного слога; навыка соотнесения звуковой и семантической формы слова.

Разумеется, система профилактики дислексий у старших дошкольников должна строиться в соответствии с определенными педагогическими условиями. Эти условия таковы:

  1. адекватная диагностика предрасположенности старших дошкольников к возникновению дислексии;
  2. разнообразие форм и методов работы по речевому развитию детей в ДОУ, обеспечивающих эффективную профилактику дислексии у старших дошкольников;
  3. сотрудничество специалистов детского сада в реализации мер по профилактике дислексии у старших дошкольников;
  4. активное привлечение ближайшего социального окружения ребенка (прежде всего - семьи) к работе по профилактике дислексии у старших дошкольников.

Рассмотрим реализацию данных условий подробнее.

Реализуя первое условие, необходимо провести диагностику предрасположенности старших дошкольников к дислексии. Адекватная диагностика (т.е. проведенная своевременно и по достаточно полной методике) - это фундамент эффективности профилактики дислексии. До начала обучения в школе предрасположенность к дислексии может никак себя не проявлять. Несчастье таких детей заключается в том, что как родители, так и многие учителя совершенно не осведомлены в этом вопросе. В то же время, дети-дислексики, не получившие своевременной помощи, могут на всю жизнь остаться  полуграмотными.

Однако при специальной диагностике предрасположенность к дислексии можно выявить в 5,5 - 6 лет.

Для выявления группы риска по дислексии необходимо проводить тщательное комплексное обследование наиболее значимых показателей: связной монологической речи, словарного запаса, словообразования, грамматического строя речи, фонематического восприятия, навыков анализа различных речевых единиц, фонематического синтеза, слухоречевой памяти, пространственных представлений, зрительного гнозиса. Специальная методика обследования устной речи, слухоречевой памяти и ряда невербальных психических функций у дошкольников способствует своевременному обнаружению детей группы риска возникновения дислексии, что позволяет осуществить адекватные пропедевтические меры, направленные на предупреждение специфических нарушений чтения.

В целом, диагностические методики должны быть ориентированы на выявление типологических особенностей состояния функционального базиса чтения старшего дошкольника, что позволяет наметить необходимые приемы и способы индивидуального подхода, т.е. тактику профилактической и коррекционно-развивающей работы.

Необходимо выявить и применить на практике те формы и методы работы, которые должны быть включены в систему профилактики дислексии у старших дошкольников, а именн: коммуникативный, наглядный, проектный.

Коммуникативный метод используется в процессе:

  • чтения художественных произведений;
  • ответов на вопросы педагога;
  • проведения разнообразных игр: подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических;
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, алгоритмам, дидактическим карточкам;

Наглядный метод используется во время:

  • проведения дидактических игр;
  • показа предметов и явлений окружающего мира;
  • показа наглядных пособий;
  • рассматривания иллюстраций, иной дидактической наглядности.

Проектный метод используется:

  • в планировании усложнения материала для занятий;
  • в прогнозировании «зоны ближайшего развития» каждого ребенка.

Проблемно - поисковый метод используется:

  • при обсуждении с детьми семантических особенностей текстов;
  • в работе с моделями, алгоритмами, дидактическими карточками. 

Приоритетное место в нашей работе, должны занимать игровые методы и приёмы. Среди них приёмы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв:

  • лепка букв из пластилина, вырезание из цветной бумаги;
  • выкладывание букв из палочек, спичек, веревочек, мозаики;
  • вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);
  • отгадывание букв с закрытыми глазами (воспитатель пишет на ладони ребенка);
  • выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке.

Кроме того, в систему профилактической работы важно включить:

  • дыхательную и артикуляционную гимнастики;
  • стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук:
  • игры на развитие внимания;
  • упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения и прогнозирующего восприятия слова;
  • модифицированные зрительные диктанты Федоренко - Пальченко;
  • интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, словесные лабиринты и другие.
  • задания на автоматизацию оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам (от 9- до 36-клеточных).

Для профилактики дислексии важно использовать различные формы работы по развитию у детей навыков семантического анализа текста (в группе, фронтально, индивидуально). Для этого нужно проводить беседы с проверочными заданиями по прочитанному детям тексту, например, по такой схеме:

  • контроль понимания прочитанного путем пересказа или подбора сюжетных картинок, соответствующих фрагменту текста;
  • в тексте пропущено слово. Детям предлагаем на выбор два варианта слов для вставки;
  • после чтения текста даем контрольное предложение, которое либо согласуется со смыслом, либо противоречит ему;
  • после чтения текста даем детям 3-5 предложений, часть из которых согласуются со смыслом, а часть нет.  

Важно, чтобы в группах была создана предметная развивающая среда, формирующая у детей интерес к буквам, к процессу чтения. В частности, нужно оформить для детей книжные выставки «Детям - о детях», «Как хорошо уметь читать», «В гостях у сказки».

Необходима координация работы логопеда со специалистами дошкольного учреждения: с воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, педагоги должны строить свою работу на основе общих педагогических принципов, и не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого.

Содержание занятий, организация и методические приемы должны определяться задачами работы с учетом конкретных представлений и речевого опыта, накопленных детьми в процессе работы логопеда по разделам программы.

Принцип социального партнерства ДОУ и семьи должен стать приоритетом работы, который строится по двум основным направлениям:

  1. Индивидуальное консультирование родителей.
  2. Групповые формы работы с родителями.

Рассмотрим каждое из этих направлений.

На протяжении учебного года важно систематически проводить индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития интеллектуальной, речевой и эмоционально-личностной сфер ребенка, эффективного взаимодействия и общения с ребенком, что в дальнейшем поможет скорректировать условия семейного воспитания.

Родителям регулярно нужно сообщать о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны; обращать внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения; показывать приемы профилактической работы с ребенком: учить правильно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки; подчеркивать успехи и трудности ребенка, показывать, на что нужно обратить внимание дома.

Использованные групповые формы работы с родителями: 

  • анкетирование.
  • тематические консультации.
  • родительские собрания с просмотром фрагментов занятий с детьми.
  • оформление информационно-методических выставок для родителей.

Ежемесячно в родительском уголке обновлять подборку тематических материалов: «Тренируем язычок»; «Тренируем пальчики - развиваем речь»; «Друзья из книжки»; «Как учить стихи играючи»; «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу»; «Игры для обучения грамоте»; «Леворукий ребенок» и т.п.

Библиографический список.

  1. Давыдова М.С. Взаимосвязь логопеда со специалистами дошкольного учреждения // Логопед. – 2008. - №1. – С. 108-120.
  2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – С. 5-91.
  3. Корнев А.Н. О медико-психологических принципах предупреждения дислексии у детей // Расстройства психических функций у детей и их медико-педагогическая коррекция. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1988. – С. 54-58.
  4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: МиМ, 1997.– 286 с.
  5. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ЭКСМО, 2003. – 65 с.
  6. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось-89, 1999. – 240 с.
  7. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб.: Союз, 1998. – 224 с.
  8. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: СОЮЗ, 2001. – С. 3-88.
  9. Лисенкова Л.Н. Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 16 с.
  10. Лиханова И.П., Дмитриева Е.А. Совместная работа учителя-логопеда и педагогов ДОУ // Логопед. – 2008. – №2. – С. 46-48.
  11. Логопедия: Учебник для вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 680 с.
  12. Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с.
  13. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344 с.
  14. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Сфера, 2003. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников"

Консультация по теме "Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников" рассчитана на воспитателей и родителей. Дополнением к ней презентация, которая поможет пр...

Развитие артикуляционной моторики у детей младшего возраста

Гимнастика органов речи  - подготовительный этап при постановке звуков. При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к более сложным....

О развитии артикуляционной моторики.

Консультация для родителей....

Игры, направленные на развитие речевого и физиологического дыхания. Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики.

Картотека игр направлена  на развитие речевого и физиологического дыхания,на развитие артикуляционной  моторики....

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»....