Конспект подгруппового занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Коспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматических категорий с дошкольниками, имеющими ОНР-3 уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_1.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Лесные жители.

Задачи:

I. Образовательные:

  1. Закрепление умения правильно употреблять предлоги в, с, у, для при составлении предложений.
  2. Формировать умения образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
  3. Закреплять умение составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицы.

II. Коррекционные:

  1. Расширять и активизировать номинативный и глагольный словарь детей по теме «Дикие животные», закреплять в речи названия диких животных наших лесов, их детенышей, частей тела, жилищ.
  2. Развивать навык лексической сочетаемости слов.
  3. Развивать мышление на материале описательных загадок.
  4. Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения, просодические компоненты речи.
  5. Уточнять значения как известных детям слов, так и приобретаемых вновь.
  6. Развивать высшие психические функции.

III. Воспитательные:

  1. Развивать умение работать по инструкции.
  2. Развивать умение выслушивать товарищей.
  3. Прививать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  1. плакаты: «Кто спрятался в лесу?», «Лесная поляна», «Силуэты животных»
  2. конверт с загадками, магнитная доска, дидактическая игра «Кто где живет?», мнемотаблицы;
  3. силуэтные и предметные картинки с изображением диких животных (заяц, лиса, волк, ёж, белка, медведь);
  4. «Чудесный мешочек» с предметами: морковь, яблоко, орехи, баночка с медом, рыба.

Лексический материал:

 слова – названия диких животных: белка, ёж, заяц, лиса, волк, медведь, лось, барсук; детенышей диких животных: лисенок, волчонок; медвежонок, бельчонок, ежонок, зайчонок; берлога, логово, нора, дупло, шкура, хвост, уши, лапы, морда; хищники, травоядные;

 скачет, прыгает, рыщет, крадется, бродит;

косолапый, длинноухий, неуклюжий.

Коррекционные задачи

Ход занятия

Развитие внимания, умения работать по инструкции.

Развитие воображения.

Развитие мышления.

Развитие слухового внимания.

Развитие умения работать по инструкции.

Расширение словаря по теме.

Развитие зрительного восприятия, пространственных отношений.

Расширение словаря по теме.

Развитие внимания.

Развитие  мелкой моторики.

Практическое усвоение предлога «в»

Практическое усвоение предлогов: «с», «у»

Развитие координации движений с речью.

Расширение словаря по теме

Развитие связной речи.

Развитие тактильных ощущений

Практическое усвоение предлога «для»

  1. Организационный момент.

Лог.: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в лес. Животные приготовили для нас много заданий, которые мы должны выполнить. А сейчас закройте глаза и представьте, что вы в лесу.

(Логопед выставляет плакат «Кто спрятался в лесу?»)

Инструкция: Сядет тот, кто найдет и  назовет спрятавшихся животных

II. Обучающий этап

1.Отгадывание загадок.

Лог.: А вот и первое задание. Вы должны отгадать загадки о животных.

 Логопед берет конверт с загадками и  предлагает детям отгадать загадки. Ребенок, отгадавший загадку, получает цветное изображение животного.

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

                                               (белка)

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый – краса, Кто же это?

                                                                 (лиса)

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

                                                  (медведь)

Комочек пуха,

 Длинное ухо,

Прыгает ловко,

 Любит морковку

                                                    (заяц)

 Сердитый недотрога

 Живет в глуши лесной.

 Иголок очень много,

А нитки ни одной

                                                         (еж)

Кто зимой холодной

В лесу ходит серый, злой, голодный.

                                                               (волк)

(логопед выставляет  плакат с силуэтами животных)

Лог.: Ребята, посмотрите какая грустная картинка. На ней только силуэты животных. Давайте раскрасим ее, совместив силуэты с животными.

(дети совмещают изображение животного с соответствующим силуэтом).

2. Дидактическая игра «Кто, где живет?».

Лог.: (указывая на магнитную доску): Каких  животных вы сейчас назвали?

Дети: Это дикие животные. А каких еще диких животных вы знаете?

(дети называют диких животных)

Лог.: Где живут эти животные?

Дети: В лесу.

Лог.: Правильно, все эти животные живут в лесу, но у каждого из них есть свой дом, как и у людей. Давайте поиграем.

(На столах у детей карточки  к игре «Кто, где живет?»).

Лог.: Соедините каждого животного с его домом шнурками

(Дети соединяют изображения животных с их жилищами с помощью разноцветных шнурков)

Лог.: Где живет медведь?

Дети: Медведь живет в берлоге

Лог.: Где живет волк?

Дети: Волк живет в логове.

Лог.: Где живет белка?

Дети: Белка живет в дупле.

Лог.: Где живет лиса?

Дети: Лиса живет в норе.

Лог.: Где живет мышка?

Дети: Мышка живет в норе.

3. Составление предложений с предлогом у. Дидактическая игра «Мамы и их детеныши идут в детский сад»

(Выставляется панно «Лесная поляна»)

Лог.: В лесу открылся детский сад. Мамы – звери повели своих детёнышей в него. Кто идёт в лесной детский сад?

Дети: Лиса с лисенком. Белка с бельчонком. Ежиха с ежонком. Волчица с волчонком.  Медведица с медвежонком».

Логопед, показывая на выставленные пары животных, задает детям вопросы:

Лог.: Кто у лисы?

Дети: У лисы лисенок.

Лог.: Кто у белки?

Дети: У белки бельчонок.

Лог.: Кто у лосихи?

Дети: У лосихи лосенок.

Лог.: Кто у зайчихи?

Дети: У зайчихи зайчонок.

(и так далее обо всех животных)

4. Физминутка.

Лог.: Вставайте в круг на ковре и представьте, что мы превратились в диких животных.

Как-то раз на водопой    

Звери шли лесной тропой

                                                        (идут друг за другом по кругу)

За мамой лосихой топал лосенок   (идут, громко топая)

За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках)

За мамой ежихой катился ежонок (двигаются в полуприсяде)

За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку)

За мамою белкой скакали бельчата (двигаются прыжками)

За мамой зайчихой – косые зайчата

  (продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней)

Волчица вела за собою волчат, (крадутся большими шагами)

Все мамы и дети напиться хотят.

 ( поворачиваются лицом в круг, подносят ладошки ко рту, делают лакательные движения языком)

       III. Закрепление изученного материала.

1. Составление рассказа «Дикие животные» по плану с использованием мнемотаблицы.

. Выставляются большие картинки с изображением диких животных. Дети по выбору описывают их, опираясь на план :

Лог.: Дети, посмотрите, какие красивые картинки. Кто на них изображен.

Дети.: Дикие животные.

Лог.: Давайте попробуем рассказать о них. А помогать вам в этом будет таблица.

(Логопед указывает детям на схематические изображения мнемотаблицы и поясняет их значение)

План:

1.Цвет                                                                     какого цвета животное

2. Части тела                                                         назови части тела

3.Дупло                                                                      где живет

4. Листочек                                                             чем оно       питается

5. Круг                                    большое взрослое животное и его детеныши.

Лог.: Кто хочет рассказать о каком – нибудь  животном?

Реб.: Я хочу рассказать о белке.

(Дети составляют 2- 3 описательных рассказа о животных)

2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек -  подарки для зверей».

Лог.: когда приходят в гости, то обязательно приносят подарки. Мы тоже приготовили подарки животным. У меня есть чудесный мешочек. Там лежат угощения для жителей леса. Давайте угадаем, кому, какой подарок.

Логопед предлагает детям определить тактильно предметы «приготовленные животным» в подарок от детей и сказать, для какого животного подарок.

Дети. : Орехи для белочки.

Дети.: Мед для медведя.

Дети.: Рыба для лисы.

Дети.: Яблоко для ёжика.

Дети.: Морковка для зайца.

IV. Итог занятия

Логопед: О каких животных мы с вами сегодня говорили?

Логопед читает стихотворение «Дикие животные»:

Дикие животные с человеком не живут.

Постоянной помощи от него не ждут.

А живут они в лесах, на горах, в лугах, степях,

На воде и под водой, в небесах и под землей.

Сами пищу добывают, сами деток охраняют,

Строят прочное жилище, место сбора сами ищут.

Тигры, волки и слоны, зайцы, кабаны, киты,

Лисы, буйволы, медведи, грифы, совы и орлы –

Всех их не пересчитать, обо всех не рассказать.

По своим живут законам.

Их всем людям надо знать,

 Чтобы не вредить животным,

Их повсюду охранять.


Конспект

 фронтального занятия

по коррекции устной речи

 для детей старшего дошкольного возраста

с логопедическим заключением:

 ОНР - III уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята»

       План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи  детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята» в страшей группе предназначен для педагогов, ...

Конспекты подгрупповых занятий

Постановка звука Л Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях...

конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков [Р, РЬ] для детей 6-7 лет

Сюжетное занятие для детей 6-7 лет, на конец учебного года. Автоматизация звуков [Р, РЬ] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.В конспект включены пальчиковая игра, физ. минутка. с...

Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР на тему: "Звуки А-У-И".

Занятие направлено на практическое закрепление четкого произношения и различения гласных звуков по беззвучной артикуляции, описанию артикуляционного уклада; на закрепление навыков звукового анализа сл...

Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР на тему: "Цветущие комнатные растения (фиалка)".

Занятие направлено на закрепление и расширение представлений о комнатном растении - фиалке, его внешнем виде, особенностях ухода за ним; на расширение и активизацию словаря по теме (растение, стебель,...