Конспект итогового занятия для детей подготовительного к школе возраста в логопедической группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Конспект интересного и увлекательного занятия, где дети показывают чему они научились за год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon baba_yaga_uchitsya_chitat.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                                                       Конспект

итогового занятия

в подготовительной

логопедической группе

Тема:

«Баба – Яга учится читать»

                Воспитатель:            Иванова Ф. Ф.                      

                                                         

Цели:

1.Обобщить и закрепить знания детей по звукопроизношению и звукобуквенному анализу.

Активизировать и уточнить в речи словарь «лесных слов и терминов».

2. Выявить умение детей подбирать прилагательные к существительным, умение подбирать родственные слова и рифмы, умение вести диалог и читать и изменять  слова; выразительно громко и четко читать стихи

Развивать мышление, память, произвольное внимание, общую и мелкую моторику, умение хорошо ориентироваться в пространстве, координировать движения, подвижность, ловкость. развивать и укреплять мышцы артикуляционного аппарата;  развивать плавность и выразительность речи, речевого слуха      и  речевой памяти, чувства ритма, развитие мимических мышц.

Формировать творческие способности детей. Передавать в движении, пластике, с помощью интонации характер героев сказки «Колобок».

3. Воспитывать любознательность, желание познать окружающий нас мир, умение видеть и чувствовать красоту природы, воспитывать доброту, чувство дружбы и взаимопомощи.

                           

Оборудование: наглядный материал для оформления зала: облака, солнце, деревья, птицы; предметные картинки с изображением слов для игры «Доскажи словечко», карта,  азбука и карточка с буквами , алфавит, декорации домика Бабы Яги, и деревенской избы; массажные дорожки, плакат с «кротовой норой» и предметные картинки на определенные звуки; Муравей,  «кочки»;  карточки и предметные картинки к игре «Преврати одно слово в другое»,  буквы для д/и «Разрезные буквы», фонограмма к занятию.

Зал разделен на две части. Первая часть оформлена как лес, избушка на курьих ножках, кровать на которой спита Баба Яга. Другая часть красиво оформлена шарами и т.п.

Звучит волшебная музыка, дети входят в зал осматриваются. Становятся полукругом лицом к зрителям.

I. Орг. момент.

Вед.: Ребята, сегодня у нас будет не совсем обычное занятие. Скажите вы любите чудеса? Вот и сегодня мы с вами отправимся в чудесный и волшебный лес, где нас ждут интересные приключения и чудеса. Но перед тем как мы отправимся  навстречу приключениям, нам нужно выполнить небольшое задание, для того чтобы лес нас хорошо  встретил и его обитатели нам помогали во всем.

II. Основная часть

  1. Словарная работа.

а) Подбор определений к существительному

Вед.: Ребята, а как вы думаете каким может быть лес? (подбор слов-определений к слову «лес» - темный, сказочный, густой, дремучий, красивый, волшебный, светлый, чудесный, большой, добрый, щедрый, гостеприимный и т.д.)

     б) Подбор однокоренных слов

Вед.: А попробуйте подобрать к слову «ЛЕС» родственные слова (подбор однокоренных слов: лесник, лесина, лесничество, лесничий, лесной, лесоводство, лесовоз, лесовод, лесозаготовка, лесовичок, лесопарк, лесопилка, лесоповал, лесополоса и т.д.)

Вед.: Молодцы, отлично справились с заданием, и теперь пора отправляться в путь. Закрыли все глаза, я произнесу волшебные слова, и мы попадем в сказочный и волшебный лес.

(шторы раздвигаются, звучит  музыка леса, дети садятся)

2. Сюрпризный момент

Вед.: Вот мы с вами и в лесу. Ах, как здесь красиво и  интересно. Ой, кажется это избушка на курьих ножках стоит. А вы знаете , кто может в ней жить?

+       Баба Яга.

Вед.: Да, там живет Баба Яга. Я вам о ней кое-что знаю, сейчас расскажу, пока она спит и не слышит нас. Ей на день рожденье подарили книгу со сказками, да вот беда,  Баба Яга не умеет читать. И теперь она спит и видит, как бы ей научится читать, ей обещал помочь её друг Ворон Длинный Нос, а вот и он летит. Давайте посмотрим, что же сейчас произойдет.

(залетает ребенок – Ворон, в руках несет АЗБУКУ. Подлетает к кровати, где спит Баба яга)

Ворон: Кар! Пора тебе Яга буквы различать.

Б.Я.: (во сне) Ага! (просыпается, потирает глаза)

Ворон: (открывает азбуку и показывает букву «А») А-а-а, нарушим тишину.

Б.Я.: А-а-а!

Ворон: (Показывает «У») У – волк воет на луну!

Б.Я.: У-у-у!

Ворон: Ух, заухала сова!

Б.Я.: Ух!  Ура! (вскакивает) Я могу читать слова! (прыгает, радуется, танцует)

Ворон: Э, не торопись Яга, знаешь только У да А, букв не мало 33, что не веришь, посмотри! (показывает алфавит)

Б.Я.: Алфавит! (потирает руки, ходит возле алфавита) как много здесь букв. Ух, как мне буквы нравятся. Мне с собой не справиться. (Собирает буквы в мешок) Хоть немного припасу, спрячу в поле и в лесу! У-у-у! (садится на метлу и улетает с криками)

Ворон: Вот, проказница Яга, как без букв сложить слова. Нужно буквы нам вернуть. Вот и карта, она вам укажет спасительный путь.

(дает ведущему карту и улетает. Ведущий прикрепляет карту на мольберт)

Вед.: Не волнуйтесь, ребята, вместе мы перехитрим Ягу. Буквы от Яги спасем, вместе справимся со всем. Вот и карта, на которой указаны все места в лесу, где Баба Яга спрятала буквы, и если мы справимся со всеми заданиями, разгадаем все загадки, то мы вернем все украденные Бабой Ягой буквы.

Вед.: Ну что ж, вы согласны отправиться в путь за пропавшими буквами?

+

Ворон: А можно мне с вами?

Вед.:  Конечно можно. Итак, в путь! (дети встают и идут под музыку по кругу к карте) Давайте, посмотрим на карту. Первым местом, где Баба Яга спрятала букву, является кротовая нора, но до неё нам ещё дойти надо.

(дети за ведущим идут по разным массажным дорожкам, пролезают по лабиринтам, доходят до норы, которая нарисована на плакате на стене. Встают полукругом возле ведущего)

3. Обобщение и систематизация пройденного материала

    а) Определение первого звука в слове «Помоги Муравью выбраться из кротовой норы»

Б.Я.:  (подлетает к детям) Гляди-ка добрались они, только буквы вам не достать. Эту букву только муравей найдет, если конечно из норы выберется. Заблудился он в кротовых норах. Ха-ха-ха! (стоит, потирает руки и радуется, когда дети ошибаются)

(на плакате появляется Муравей, он передвигается с помощью ведущего)

Вед.:  Муравьишке, подскажи, путь короткий укажи. Внимательно посмотрите на картинку, определите, что это и на какую букву начинается слово, обозначающее этот предмет и сразу узнаете в какую сторону нужно идти Муравью.

(картинки: обруч, игла, табурет, окно, кукла, тарелка, волк или другие)

Вед.: ( Муравей вылезает из норы, звучит фонограмма голоса Муравья: «Как белый свет красив и ярок. Примите же эту буковку в подарок» появляется буква «С»)  

Вед.: Молодцы, ребята, нашли одну букву.

Б.Я. Ишь, нашли, но ведь их-то еще много запрятано. Так что рано радуетесь.

Вед.:   Ребята, не обращайте внимания. Давайте лучше посмотрим, куда нам дальше идти нужно. (подошли к карте) На болото!   А поможет нам пробраться через него и найти букву Мишка. А вот и он.

(выходит из леса ребенок – Мишка с палкой в руках)

Мишка: Здравствуйте, ребята. Я помогу вам, В топи болотной буква спрятана, добраться до неё можно только по кочкам. У кого смелости хватит?

+ У нас!  (встают друг за другом, идут по «кочкам» и произносят слова:

Вот болото на пути,

Что-то боязно идти.

Может букву там найдем –

Эх, авось не пропадем!

(дети садятся на свои места)

Вед.:        Ребята,  кажется, в этом болоте кто-то живет, да это лягушки квакушки. Вот они нам и достанут буковку из болота.

(танец лягушат)

Б. Я. (грозит пальцем) Ну нет! Эй, вы лягушечки, мои подружечки. Запутайте медведя и его друзей рифмами мудреными, обманными.

Лягушки: Это мы можем» Запросто! Ква – ква!

(лягушки берут пару картинок и показывают их детям)

      б) Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Вед.: Ребята, нам из двух слов нужно выбрать правильное, решая задачки. Будьте внимательны

  1. Мимо улья проходил косолапый… (крокодил/медведь)
  2. Ткет не покладая рук, ткач искусный… (осьминог/паук)
  3. Помидор большой и спелый, погляди, какой он… (красный,/белый)
  4. Он высокий, словно шкаф. Как зовут его… (жираф/воробей)
  5. На болоте во весь дух, громко квакает… (петух/лягушка)
  6. Слышала вся улица, как мычала…(курица/корова)
  7. Белым снегом всё одето, значит, наступило… (лето/зима)
  8. Летать над лугом начала, трудолюбивая … (пчела/ворона)

Лягушка: Ну, ребята, вы и смелы, букву отыскать сумели. (отдает одну букву «К»)

Б. Я.  А чтоб еще одну вам получить нужно правильно ритм отбить.

   в) Динамическая пауза

 Ритмическая игра «Лягушки»

(Б. Я. Читает стихотворение вместе с детьми, дети в нужный момент квакают и отхлопывают нужный ритм)

Вы лягушки – кваксы,

Ночь чернее ваксы…

Шелестит трава.

Ква-ква, ква-ква-ква!              (ладошки друг о друга)

Разевайте пасти, -

Больше, больше страсти!

Громче! Раз и два!

Ква-ква, ква-ква-ква!               (по полу)

Красным помидором

Месяц встал над бором.

Гукает сова!

Ква-ква, ква-ква-ква!                  (по коленям)

Под ногами кочки,

У пруда – цветочки.

В небе – синева.

Ква-ква, ква-ква-ква!             (над головой)

Месяц лезет выше.

Тише-тише-тише,

Чуть-чуть-чуть – едва.

Ква-ква, ква-ква-ква!           (тихо перед собой)

(дети садятся на свои места)

г) Чтение слов, превращение одного слова в другое путем замены 1-й буквы

Б. Я.: Хорошо, хорошо. Отдам я вам и эту букву.  (отдает вторую букву»К»)

Вед.: Ребята, а нам нужно думать, куда идти дальше, остальные буквы спасать. Посмотрим на карту.

Вед.: Ребята, смотрите Баба Яга букву плохо спрятала, её Ежик нашел.

(из леса выходит ребенок – Ёжик, в руках держит букву)

Б. Я.: Ну и что, нашел! Так он вам её и отдал, сейчас и его заколдую и  если вы не выполните моего задания, то не видать вам буковки. (колдует, Ёжик замирает, садится на пенек) Фигули марагули, от бабушки Ягули. Пусть буква достанется тем, кто умеет колдовать и одно слово в другое превращать.

Вед.: Ребята, нам надо обязательно расколдовать Ёжика, ну что попробуем выполнить Ежкино задание?

+

Вед.: Смотрите, перед вами будет появляться рисунок, а рядом слово, одна буква в этом слове не та (обманная), нужно заменить её на правильную, чтобы получилось название предмета, который изображен на картинке.

(Золото – болото;сом - сок; аист – лист; полк – волк; корона – ворона; бук – бык; Будка – дудка)

Ёжик: Молодцы, ребята, справились с заданием. Получите свою букву, (отдает букву «З») Вы, наверное, устали, идемте за мной на мою любимую полянку, там и отдохнете. (идем за ежиком на полянку)

    д) Релаксация

Вед.: Ребята, садитесь все на корточки, Представьте, что вы на лесной полянке. Я - мама – ежиха, а вы – мои маленькие ежата. Вы спите, согнувшись в клубочек, спрятав носик в лапки.

                Вдруг из-за высоких деревьев появился теплый лучик солнышка, и пригрел вас. Вы открыли свои черные, как бусинки, глазки посмотрели влево, потом вправо на раскрывающую лепестки ромашку, потом вниз на зеленую травку, наконец, вверх на птичку, которая вовсю уже распевала песенку… Вы вынули свой носик из-под лапки и стали принюхиваться и пыхтеть.

        Потом развернулись совсем и потянулись.

        Умылись росой, попили из маленького зеленого листика.

        Какая прохладная, чистая вода! Ежата даже облизнулись.

        Посмотрелись в лужицу. Увидели, что их колючки спутались и расчесались.

        А вот мама-ежиха с вкусным завтраком. Ежата обрадовались. Подбежали к мамочке, обняли её. Как хорошо, что на свете есть мама!

 е) Игра «Разрезные буквы», для закрепление образного восприятия букв

Б.Я.: (подкрадывается к детям) Смотри-ка, отдыхают. А буквы то ещё не все нашли. Ха-ха-ха! (убегает в избушку)

(дети садятся на стульчики)

Вед.: Ничего, Баба Яга не радуйся раньше времени. Сейчас мы посмотрим по карте, куда нам дальше двигаться. Спасибо тебе Ёжик, отдохнули мы на твоей полянке. (подходит к карте и смотрит на неё)

Вед.: Ребята, кажется, наши поиски скоро закончатся, мы должны идти к избушке на курьих ножках, там Баба Яга последние буквы спрятала.

 (из избушки доносятся крики кота и Бабы Яги)

Кот: Мяу! Выпусти меня Яга из избушки!

Б. Я.:  Выпустить! А кто загадку придумал: «Волосы всклокочены, окошки заколочены»

Кот:  Яга!  Это не про тебя, а про избушку.

Б. Я.: Про избушку?! Вот и сиди в избушке, веки вечные. Выйдешь только тога, когда кто-нибудь разгадает мои загадки мудреные.

Вед.: Ребята, надо помочь Коту выбраться из избушки, тогда и последние буквы будут нашими.

Б. Я.: Ладно, попробуйте. Все равно у вас ничего не получится! Смотрите у моей избушки заколочены окна, на каждом окне по четыре дощечки. Вам нужно догадаться какая буква или цифра напечатана на окне, крутя и вертя этими дощечками. Догадаетесь и назовёте правильно, окно и откроется.

(дети по одному подходят и вращая и крутя дощечки составляют графическое изображение буквы и называют её после этого выполняют различные задания)

  1. Э – придумывают слова с этим звуком и буквой.
  2. Р – чтение стихотворения:

«Волшебник»

Какой волшебник

Превратил

Дошкольницу Марину

В красивую

И вкусную

Садовую малину?

Всё это

Женька натворил,

Он просто

Р

Не говорил!

  1. Ж – произнесение детьми скороговорки или чистоговорки с этим звуком

Б.Я.: Вот это да! И с этим труднейшим заданием справились. Да, смотрю, не зря вы занимаетесь в детском саду. Ладно, забирайте свои буквы. (отдает две буквы А)

Вед.: Вот мы с вами и нашли все, те буквы, которая Баба Яга спрятала в лесу. Давайте посмотрим на них, назовем их и ты Баба Яга давай с нами.

(дети называют буквы, которые они нашли, Б.Я. произносит их вслед за ними)

    ж) Частушки

Б. Я.: Ребята, вы меня простите, что я у вас эти буквы утащила. Я больше так не буду, я поняла, что буквы это очень важно, зная их можно читать разные книги и узнавать много нового и интересного.  

Вед.: Правильно Баба Яга, но буквы можно не только читать, но и петь про них частушки, вот послушай.

(дети поют частушки про буквы)

1. Мышь свалилась со стола

        А петух со стула.

        Согласись, что буква «ЭС»

        Сутула – пресутула.

2. В огороде бузина

        Вся  плющом обвита.

        Кто поставил букву «А» -

        В начало алфавита?!

3. Щука плавает в реке,

        Волк по лесу ходит.

        До чего же буква «ГЭ»

        На кочергу похожа.

4. Филин ночи напролет

        Звезды изучает.

        А красотка, буква «КА»

        Ножкою качает.

5. Зяблик прячется  зимой

        Холода пугается.

        Отчего же буква «ЗЭ»

        Легко запоминается.

6. За рекой живет Илья,

        За горою Рома.

        Эта буква, буква «ЭЛ»

        Словно крыша дома.

7. В речке водится малек,

        В ручейке малечек.

        Как похожа буква «ВЭ»,

        На крендель – кренделечек.

8. Козлик весело глядит,

        Ослик осторожно.

        Как расческой буквой «Е»

        Причесаться можно.

Б. Я.: Ой, какие замечательные частушки вы спели. Я знаю, что из букв должны получаться слова, а какое слово получилось из тех, что вы нашли в лесу?

(смотрят на доску СКАЗКА)

III. Театрализация музыкальной сказки «Колобок»

Б.Я.:  (повторяет слово «СКАЗКА» за детьми) Глядите-ка я оказывается уже немного научилась читать, и теперь смогу прочитать подаренную мне книгу со сказками.

Вед.: Правильно Б. Я., ты обязательно научишься читать, но, а пока мы предлагаем тебе посмотреть вместе с нами одну музыкальную  сказку, которую подготовили наши ребята. А сказка называется КОЛОБОК.

(дети показывают сказку. После неё ведущий представляет артистов)

Б. Я. : Спасибо, ребята, мне очень понравилось с вами, но уже пора возвращаться, ведь я могу опоздать на свое первое занятие в  «Лесной школе». До свидания.

IV. Итог

Вед.: До свидания. Ну что ж, ребята, нам тоже пора возвращаться  в наш родной детский сад. Закрывайте глаза. (произносит волшебные слова, шторы закрываются)

Вед.: Вам понравилось путешествовать по лесу?

+

Вед.: Мы с вами еще раз убедились в том, что как важно знать и изучать буквы и звуки, а значит, научится читать. А если мы будем много читать, то будем и много знать.

(ребенок читает стихотворение)

Я спрятала кукол,

Играть не хочу,

Мне некогда очень –

Я буквы учу!

Из них я сама

Составляю слова.

Сама прочитала

«Дрова» и «Трава».

«Дрова на дворе,

А трава на лугу.

Теперь, как большая,

Читать я могу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для детей подготовительного к школе возраста: "Буду я солдатом!"

Задачи: - расширение и активизация словаря по теме: "Защитники Отечества";- развитие звуко-буквенного анализа слов;- развитие артикуляционной моторики;- развитие грамматического строя речи;- разв...

Конспект комплексного занятия для детей подготовительного к школе возраста и их родителей ко Дню Матери с организацией совместной деятельности с анализом рассказа Н.Артюховой "Большая береза"

Комплексное открытое занятие для детей подготовительного к школе возраста основано на ознакомлении и анализе рассказа Н.Артюховой "Белая береза", включает совместную образовательную и развлекательную ...

«Занимательное космическое путешествие», итоговое занятие для детей подготовительной к школе группы.

        Весна, это не только череда празников - это время, когда мы подводим итоги уходящего учебного года. Чему дети научились за этот учебный год? Что нового узн...

План-конспект итогового занятия с детьми подготовительной к школе группы. Тема: « Путешествие в стану Волшебной математики »

План-конспект занятия по математике для подготовительной к школе группе по учебнику Колесниковой Е.В....

«Наш любимый детский сад». Итоговое занятие для детей подготовительной к школе группы

laquo;Наш любимый детский сад»Итоговое занятие  для детей подготовительной к школе группы По теме: «Кто работает в детском саду»...